Икона Богородицы «Одигитрия» Сергиевская в Троице-Сергиевой Лавре

Икона Богородицы «Одигитрия» Сергиевская в Троице-Сергиевой Лавре

Чудотворный образ Божией Матери «Одигитрия» из кельи прп. Сергия Радонежского находится в Троице-Сергиевой Лавре. В 1730 г. от иконы получил исцеление псаломщик, руки которого были сильно искривлены параличом и пригнуты к спине. Божия Матерь, явившись ему в видении, исцелила его. Это событие было засвидетельствовано врачами.

Монашеское чествование Матери Божией в Свято-Троицкой Лавре связано с воспоминанием Ее явления с апп. Петром и Иоанном прп. Сергию во время Рождественского поста, когда после чтения Преподобным благодарственного канона с акафистом Пресвятая Богородица произнесла: «Не бойся, избранниче Мой! Я пришла посетить тебя. Молитва твоя об учениках твоих, о которых ты молишься, услышана, и об обители своей не тужи более: отныне она будет всем изобиловать, и не только пока ты находишься в этой жизни, но и по отшествии твоем к Богу Я неотступна буду от обители твоей, подавая неоскудно все нужное».

Известно два моленных образа Сергия Радонежского, находившихся в его келии (иначе их называют келейными): «Одигитрия» и свт. Николай Чудотворец. Обе иконы стали предметом блистательного богословского и искусствоведческого анализа о. Павла Флоренского:

«К величайшему счастью, мы имеем две иконы, пред которыми преподобный Сергий молился своею уединенною молитвою, пред которыми он открывал свою душу и которые открывали ему душу иных миров. По характеру иконописи, избранной великим носителем Духа лично себе на молитву, в свою пустынную келию, мы можем понять строение его собственного духа, внутреннюю его жизнь, те духовные силы, которыми вскормил свой дух родоначальник Руси (Флоренский П.А. Моленные иконы прп. Сергия // ЖМП, 1969, № 9. С. 81).

Очень возможно, что эти иконы раньше были семейными, знакомыми Сергию с детства, спасенными во время разгрома Ростова или кем-то принесены в дар. Но то, что Сергий сделал их своими келейными иконами, не может быть случайностью. Не случайно и то, что после кончины Сергия обе иконы находились около раки, в которой покоились останки Преподобного.

Отец Павел кропотливо описывает келейную икону «Одигитрии»:

«Лик Божией Матери овален, овал же удлинен и поразительно плавный и девственно чистый по своим линиям. Нижняя часть лица Богоматери – по очертанию очень моложава. В особенности юны и девственны губы, то есть та часть лица, которая прежде всего выдает всякую внутреннюю несвежесть, и, не без смысла, как наиболее обнажающий глубины воли линии рта очень упруги, а самый рот весь подобран, – но что особенно характерно – без всякой сухости, или жесткости; спокойны, мирны и исполнены глубокого самообладания уста Богоматери. Обращает внимание довольно большая длина верхней губы; притом верхняя губа, несколько выступающая над нижней, и выступая, заканчивается как бы остроконечно. Это выступание сообщает лику Божией Матери выражение невинное и детское, а некоторая остроконечность середины ее, – как известно, характерный признак девственности. Этому выражению способствует очень выраженная ямочка на верхней губе; ее упругость и подчеркнутостъ – опять свидетельство юности и девственности, ибо с летами это углубление расплывается. Вообще нижняя часть лица Богоматери – почти девочки, не тронутой еще ни сомнениями, ни волнениями, тому же впечатлению содействует подбородок, достаточно развитой, очень округлый и выступающий вперед и несколько яйцевидный; в нем чувствуется большая родовитость, большая самособранная сила. Это яйцевидность подбородка дает впечатление полного равенства между тем, что Богоматерь есть в глубинах своей первичной воли, и чем она является на поверхности своего лика великой цельности всего духовного облика. Мощная, очень высокая конически суживающаяся кверху шея очерчена поразительно прекрасной волнистой линией. Этой линией особенно выражено органическое благородство, глубочайший аристократизм духа и тела Богоматери. Эта низкая постановка ушей, по-видимому, должна дать впечатление некоторой запрокинутости головы и шеи, что подтверждается чрезвычайной открытостью шеи. А это, в свой черед, выражает необыкновенную упругость шеи и всего организма, какую-то бытийственную бодрость и нерастленность его. Розово-заревое вохрение шеи и лика, опять-таки, подчеркивает здоровость и упругость тканей при усиленной деятельности сердца». «Одигитрия» глубоко антична. Брови правильной формы высоко поставлены над глазницами, что показывает «какую-то спокойную деятельность мысли, какое-то умиленное удивление созерцаемому ею. А этот признак мысли подтверждается несколькими напряженными лобными мышцами. Около рта сосредоточивалось выражение девственной воли и неповрежденной целостности самой натуры Богоматери».

«Оценивая лик Богоматери в целом, мы не можем не выделить в нем два определенно выраженных мотива: это мотив девственности, свежести и юности нижней части лица, имеющей свой фокус в области рта и выражающей духовный отклик на жизнь со стороны Богоматери, и мотива, раскрываемого областью глаз, – умудренной зрелости и величавого достоинства мысли, хранящей бодрую надежду и спокойное и мирное "да" бытию», – отмечает знаменитый богослов-искусствовед. Руки Богородицы «глубоко спокойны и вполне трезвенны».

В Младенце поражает голова, ее форма и объем, преобладание верхней черепной части над лицевой. Количественные измерения дают Флоренскому заметить, что «множество гениальных людей рождалось именно с такими признаками, при созерцании таковых всегда чувствуется какой-то мистический луч иных миров, на младенцах почивающий».

Общее заключение поражает и наблюдательностью, и подъемной силой мысли:

«В Матери и Сыне чувствуется огромное ведение. Они оба, в особенности Младенец, царственно и абсолютно просто мудрый, мудрый без усилия, без напряжения, без искания, они мудры без движения: без туги, в себе самих знают Они все, и хотя Они в мире и в него погруженные, Они оба остаются над ним и вне его – в Себе самих мирные покоем вечности, которого не нарушить никаким земным буреванием. В Них чувствуется опора и твердыня, от всей иконы веет бесконечным миром, совершенным спокойствием присно обладаемой мудрости. От Одигитрии исходит духовное лучение, струится пренебесный свет. Она дает небесные дары. В иконе представлено божественное, легкою стопою спускающееся долу, царствие небесное, вечная радость о Духе-Утешителе, воплощающееся на земле. Мирной надеждой светит Одигитрия-Путеводительница».

Едва ли можно найти точнее характеристику Сергия, нежели эта, к нему формально не относящаяся. Спокойствие присно обладаемой мудростью, знание всего в себе, сочетание погруженности в этот мир и пребывание вне его, с Богом, и, конечно, опора и твердыня – все это, как нельзя лучше, относится и к Сергию.

Празднование чудотворной иконе Божией Матери «Одигитрия» Сергиевской установлено 28 июля / 10 августа.

Источник: В.Н. Топоров Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 2. – М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. С. 665-671.

10 Августа 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...