Игумен земли русской

Игумен земли русской
Вашему вниманию предлагается доклад преподавателя Московской духовной академии И.Е.Кожевникова, представленный им в рамках VII международной студенческой конференции «Святые места в Православии и Протестантизме», проходившей 17-23 февраля на на Богословском факультете Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.

Уважаемые коллеги, наша встреча проходит в рамках конференции «Святые места в Православии и Протестантизме». Мы не случайно встретились в стенах этой древней обители – среди тысяч святых в Русской Церкви нет более чтимого, чем преподобный Сергий, игумен Радонежский и сложно найти более сакральное место, чем основанный им монастырь с почивающими в нем мощами основателя.

И сегодня, в год 700-летия со дня рождения преподобного Сергия своевременно и важно поразмышлять о причинах этого народного почитания. Более шести веков идут в «Дом Живоначальной Троицы» люди со всей Руси – богатые и нищие, цари и простолюдины, святители и сельские дьячки. Они разные, каждый со своими взглядами и убеждениями, порой между ними, в плане социального положения, целая пропасть. Но все они пришли поклониться Сергию – скромному монаху, который при жизни носил грубый, залатанный подрясник, а его монастырь, по крайней скудости, при богослужении вынужден был употреблять деревянные богослужебные сосуды… Почему здесь все эти люди? Что их привело?

Известный русский религиозный философ священник Павел Флоренский писал: «Чтобы понять Россию, надо понять Лавру, а чтобы вникнуть в Лавру, должно внимательным взором всмотреться в основателя ее, признанного святым при жизни, ʺчюдного старца, святого Сергияʺ». Всмотримся и мы.

Преподобный Сергий Радонежский жил в четырнадцатом веке – это один из наиболее драматичных периодов в Русской истории. Это был период монголо-татарского ига – власти Золотой Орды над русскими княжествами. Ужасы завоевания и множественных местных набегов кочевников привели не только к материальному разорению. Главным бедствием было разорение нравственное, духовное одичание, страх, подавляющий волю и сковывающий решимость. Именно в этот переломный для народа период и совершает своё служение Сергий. Казалось бы, потомок боярского рода ушел в радонежские леса, чтобы избежать сложностей и бед своего времени. Но его дело было важнее ратного дела или труда сеятеля; он, работая Господу, трудясь над делом спасения души, делал вклад в созидание фундамента Отечества. Подвижническая жизнь и небывалая нравственная высота сделали его широко известным и снискали его слову непререкаемый авторитет. Преподобный Сергий примером своей жизни показал народу, что рано отпускать руки, что можно изменить свою жизнь и возможно изменить мир вокруг себя. Как писал профессор МДА В.О. Ключевский: «Примером своей жизни, высотой своего духа преп. Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее…». Именно этим и дорога память преподобного Сергия каждому русскому человеку – он видит в нем потенциал, источник из которого можно почерпнуть благодатную силу обновления.

Но не только примером своей жизни врачевал язвы современности Троицкий игумен. Многократно Сергий покидал свою обитель, чтобы силой своего авторитета усмирять страсти удельных конфликтов. Не раз его тихое слово предотвращало кровавые княжеские междоусобицы. Не будет преувеличением сказать, что именно авторитет преподобного Сергия, благословившего великого князя Димитрия Ивановича на битву с Мамаем, позволил собрать на Куликовом поле дружины раздробленных и враждующих княжеств. Именно там, на поле битвы рождалось Московское государство.

Главной бедой ХIV века для Руси была её раздробленность, разделенность, рознь, неумение найти общие для всех идеи и интересы. И в этом вопросе не мог остаться в стороне Радонежский подвижник. Главный храм своей обители он посвящает Живоначальной Троице. Свящ. П. Флоренский говорит: «Чтитель Пресвятой Троицы, Преподобный Сергий строит Троичный храм, видя в нем призыв к единству земли Русской, во имя высшей реальности. Строит храм Пресвятой Троицы, ʺчтобы постоянным взиранием на него побеждать страх пред ненавистною раздельностью мираʺ. Троица называется Живоначальной, т. е. началом, истоком и родником жизни, как единосущная и нераздельная, ибо единство в любви есть жизнь и начало жизни, вражда же, раздоры и разделения разрушают, губят и приводят к смерти. Смертоносной раздельности противостоит живоначальное единство, неустанно осуществляемое духовным подвигом любви и взаимного понимания. По творческому замыслу основателя, Троичный храм, гениально им, можно сказать, открытый, есть прототип собирания Руси в духовном единстве, в братской любви».

Говоря о Лавре нельзя ограничиться только Троицким собором. В её архитектуре удивительное смешение стилей и веков. Тут отражен один из главных национально-культурных принципов: принцип единства в главном при свободе во второстепенном; тут демонстрируется свойство заимствовать инструментарий, полезные, передовые изобретения и наполнять их собственным содержанием. Здесь, в Сергиевой Лавре, вся Русь – противоречивая и многоликая. И здесь она такая разная не вступает в конфликт, но создает удивительно дружный ансамбль. В этих стенах теряет значение все временное и второстепенное.

Вспоминая преподобного Сергия нельзя не упомянуть о его влиянии на русское монашество. Дело в том, что к XIV веку монашество, как и общество в целом, серьезно деградировало. Заслуга игумена всея Руси в том, что он восстановил в Московской Руси строгое общежительное монашество. Духовный опыт и пример строгой подвижнической жизни преподобного Сергий оказал влияние не только на иноков Троицкого монастыря, но сформировал целую монашескую традицию. Сам преподобный, кроме Троицкого, основал еще 4 монастыря. Несколько десятков обителей основали его ученики. Ученики Сергия, удаляясь из мира во имя идеалов миру непосильных, шли в глухие, необжитые места, чтобы борясь с дикой природой, побеждать страсти и пороки. И это бегство монахов от мира в непроходимые дебри дало неожиданный результат, в истории получивший свое звучание, как «монастырская колонизация». В.О. Ключевский писал: «Ради спасения души монах бежал из мира в заволжский лес, а мирянин цеплялся за него и с его помощью заводил в этом лесу новый русский мир. Так создавалась верхневолжская Великороссия дружными усилиями монаха и крестьянина, воспитанных духом, какой вдохнул в русское общество преподобный Сергий. Напутствуемые благословением старца, шли борцы, одни на юг за Оку на татар, другие на север за Волгу на борьбу с лесом и болотом».

Перед тем, как передать слово коллегам, которые конкретизируют сформулированные здесь тезисы, подведем итог.

А начиналось сообщение с вопроса, почему люди со всех концов Руси приходят к гробнице Троицкого игумена Сергия?

Они приходят к своему «печальнику» и молитвеннику. Приходят поделиться своим счастьем или горем с «игуменом Земли Русской». Помня известный сюжет жития Преподобного, родители приходят помолиться о своих учащихся детях.

Люди приходят в «Дом Живоначальной Троицы» чтобы прикоснуться к многострадальной истории великой страны, чтобы почувствовать себя частицей великого народа. Они приходят ощутить дух, который пронизывает и созидает русскую культуру, формировал и поддерживает государство-образующую идею большой и многоликой страны. Они пришли помолиться о благополучии своей Родины. И каждый знает, чувствует и верит, что молится их «печальник» перед престолом Всевышнего о Земле Русской; и если придет беда, то как бывало не раз, явится вновь скромный Маковецкий игумен, чтобы призвать к единству, к стоянию в вере, утишить разномыслие, чтобы сохранить главное для всех.

Приходят люди к гробнице великого старца чтобы «пополнить свой нравственный запас», чтобы научиться, научится у того кто не учил многими словами, но делами и собственным примером. И каждый выходит из Троицкого собора духовно обогащенным, утешенным и ободренным.

Закончить сообщение хочется словами профессора Ключевского: «Есть имена, которые носили исторические люди, жившие в известное время, делавшие исторически известное жизненное дело, но имена, которые уже утратили хронологическое значение, выступили из границ времени, когда жили их носители. Это потому, что дело, сделанное таким человеком, по своему значению так далеко выходило за пределы своего века, своим благотворным действием так глубоко захватило жизнь дальнейших поколений, что с лица, его сделавшего, в сознании этих поколений постепенно спадало все временное и местное, и оно из исторического деятеля превратилось в народную идею, а самое дело его из исторического факта стало практической заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом. Такие люди становятся для грядущих поколений не просто великими покойниками, а вечными их спутниками, даже путеводителями, и целые века благоговейно твердят их дорогие имена не столько для того, чтобы благодарно почтить их память, сколько для того, чтобы самим не забыть правила, ими завещанного. Таково имя преподобного Сергия».

Источник: Сайт МДА

24 февраля 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.