Иеромонах Серапион (Бондарь). Путь и награда монаха

Иеромонах Серапион (Бондарь). Путь и награда монаха

Монашеское звание так высоко в очах Божиих, что Святая Церковь называет его чином ангельским. «Вы - свет миру» (Мф. 5:14). Вот почему преподобный Феодор Студит говорит: «Как ангелы являются светом для иноков, так иноки являются светом для мирян». Так высоко Святая Церковь смотрит на монашество потому, что иноки своим девственным состоянием уподобляются бесплотному ангельскому жительству и, как Серафимы и Херувимы, должны непрестанно быть с Богом посредством молитвы.

Однажды преподобному Пахомию Великому было видение. Он увидел уже покойного святого равноапостольного царя Константина Великого. Царь сказал ему: «Пахомий, сколь блаженны вы – монахи. Если бы я знал это раньше, то пошел бы в монастырь!» Но Пахомий возразил: «Равноапостольный царь, сколько добра ты сделал Церкви: прекратил гонения на христиан, воздвиг храмы и обители, помог сохранить в чистоте Православную веру, защищая ее от еретиков». Царь Константин отвечал: «Пахомий, если бы я знал какова награда уготована истинным монахам, то оставил бы царство свое, снял бы царский венец и ушел в пустыню». 

У каждого народа есть особо чтимые святые, которым поклоняется весь народ. Для сербов – святой Савва, для грузин – святая равноапостольная Нина, для русских таким святым является преподобный Сергий. Сердце Русской Церкви – это Троице-Сергиева Лавра, где покоятся мощи преподобного. Как капли дождя собираются в ручьи и реки и непрестанно текут в море, так вереницы народа идут день и ночь помолиться в Лавру к святым мощам преподобного Сергия. Несут они свои скорби, тяжесть грехов своих, чтобы положить эту ношу к мощам преподобного Сергия. Его гробница окружена духовным пламенем, который не сжигает, а наполняет благодатью души верующих и просвещает их сердца. Людям, приходящим в Лавру, порой кажется, что это их родной дом, куда они вернулись после трудного и далекого пути.

Преподобный Сергий, игумен Земли Русской, является наставником ее монашества. Что же главное в монашестве? Почему современные монахи так далеко отстоят от древних подвижников? Ведь мы, монахи, искренне встали на этот путь. Но мы забыли, что есть главное в монашеской жизни. Преподобный Антоний Великий говорит, что самое главное в монашестве – это хранить ум и сердце. То же самое говорит и наш современник архимандрит Софроний (Сахаров): «Самая главная задача монаха – не отдать ум и сердце врагу». «Для монаха глаза, – говорит преподобная Синклитикия, – это окна смерти, через которые входят соблазны и искушения». Если он не смотрит за глазами своими, то сердце его – горько-соленое волнующееся море. 

Монах должен беречь слух от всех мирских разговоров и новостей. Если монах не бережет свой слух, то душа его превращается в губку, которая впитывает в себя всю грязь. Жизнь монаха – это жизнь в безмолвии. Монах должен заключить свои уста. Некоторые подвижники считали, сколько слов они сказали за день, и сожалели, что не смогли сказать меньше. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «В безмолвии цветут белые лилии созерцаний и алые розы молитвы». 

Главное делание монахов – это хранение своего сердца и ума. Но здесь предлежит еще борьба с темными силами, со своими греховными воспоминаниями, со своими грезами. И святые отцы заповедовали не только монахам, но и каждому христианину заниматься Иисусовой молитвой. Первым даром благодати будет видение своих грехов. Затем человек увидит темную силу, будет проходить как бы через ад, через тьму борьбы и духовного страдания. Но в этой тьме Господь дает ему лучи небесного света, и этот свет прекраснее всех красот видимого мира, и тот, кто увидел его, ощутил своим сердцем, за мгновение это готов отдать всю жизнь. 

Преподобный Антоний Великий говорил: «Если бы люди знали, как труден монашеский путь, то никто бы не пошел в монахи. Но если бы люди знали, какую радость испытывает истинный монах и какая награда будет ему в вечности, то никто бы не остался в миру, все бы устремились в монастыри и пустыни». В жизнеописании преподобного Даниила Столпника пишется о том, что он долго умолял свою мать принять иноческий постриг, но она не соглашалась, говоря, что можно угодить Богу и в мирском звании. Тогда, по молитве ее великого сына, Господь показал ей в видении неизреченные, превосходящие по славе и красоте все другие небесные обители, приготовленные только для принявших иночество. После этого она исполнила волю своего сына и постриглась. 

Церковь – это сердце мира, а монашество – сердце Церкви. 



Проповедь 

на Божественной литургии в Троицком соборе

18 сентября 2019 года


30 Сентября 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...