«И виде, и верова»

«И виде, и верова»

Протоиерей Павел Адельгейм

Если бы история жизни Христа закончилась на Его смерти и погребении, не было бы споров и разногласий. Все мирно сошлись бы на одном убеждении, что жил добрый и мудрый человек. Современники из зависти осудили и убили его. Такие события в истории нередки и спорить тут не о чем. Но после погребения Христа произошло нечто необъяснимое. Гроб оказался пустым. Тело Христово исчезло. Либо Оно было кем-то похищено, либо Христос Воскрес из мертвых. Первое объяснение до наших дней остается единственным возражением против Воскресения. Впервые это объяснение дали враги Иисуса Христа – иудеи, предавшие Его смерти. Иудеи приказали стражникам, охранявшим гроб: «Скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали». Это ничем не подтверждается и ставит больше вопросов, чем дает ответов. Чтобы обокрасть гроб, охраняемый воинами, нужны были смелые и решительные люди. Евангелие описывает апостолов испуганными, растерянными, подавленными. Они разбежались в страхе при аресте Христа. Не имели мужества отстаивать Его живым. Откуда же взялось у них мужество воровать мертвое тело?

Есть еще одно возражение против версии иудеев, самое непреодолимое: апостолы не верили в Воскресение. Они не сомневались, что тело кто-то унес и спрятал. В Евангелии Мария Магдалина прибежала к Петру и Иоанну и сказала: «Унесли Господа из гроба и не знаем, где положили Его». Воскресение из мертвых Христа было так же невозможно, немыслимо для учеников, как и для прочих иудеев.

Ученики слышали, и не раз, о Воскресении от Самого Спасителя, но не понимали смысла Его слов.

Даже иудеи не думали о Воскресении. Они тоже не приняли слов Христа всерьез и лишь предусмотрительно поставили стражу у гроба. Узнав об исчезновении тела, иудеи могли предполагать, что сбылись их худшие опасения: ученики украли тело. Но что оставалось думать ученикам?

Что же произошло? Почему ученики вдруг один за другим поверили в Воскресение Христа из мертвых? И не только поверили. Они пошли проповедовать Воскресение как важнейшее основание веры в Бога и Спасителя Иисуса Христа. Все апостолы приняли мучительную смерть за проповедь о Воскресении. Апостолу Павлу отрубили голову. Апостола Петра распяли на кресте. Иных побили камнями. Иных сожгли. С иных содрали кожу. Возможно ли умирать такой страшной смертью за ложное свидетельство? В это труднее поверить, чем в Воскресение.

Какое же основание имели апостолы верить в Воскресение Христа? Они поверили не потому, что видели пустой гроб. Они поверили потому, что каждый из них своими глазами видел Воскресшего! Когда Мария Магдалина спрашивала подошедшего садовника: «Не ты ли взял Его тело?» – Он ответил ей: «Мария!» и серый мир преобразился для нее солнечной радостью: в мнимом садовнике Магдалина узнала Воскресшего Христа. Вот единственное подлинное основание веры в воскресение для всех христиан. Воскресение проповедовали те, кто своими глазами видел Воскресшего. По Воскресении Христос явился Своей Матери, явился апостолу Петру, мироносицам, апостолам Луке и Клеопе, шедшим в Эммаус. Пришел к ученикам, запершимся от иудеев. Явился множеству учеников на Тивериадском озере. Явления Воскресшего, начавшиеся с первого дня, продолжались в течение 40 дней. Никто не видел Воскресения Христова, но слишком многие видели Воскресшего Христа. Наша вера в Воскресение начинается с доверия свидетельству апостолов, а завершается всегда личной встречей с Воскресшим. Пока у христианина такая встреча не произошла, духовная жизнь его ограничена внешними формами. Он ходит в церковь, выполняет обряды, соблюдает посты. Но сам остается прежним. В его душе живут страсти: самолюбие, зависть, похоть, жадность и др. Если христианин искренне тянется ко Христу, не оправдывает свои грехи, а осознает их, исповедует, борется с ними, он духовно растет. В его духовной жизни наступит час встречи с Воскресшим Христом. С этого и начинается подлинная духовная жизнь. Человек изменяется сам и верит уже не чужому опыту.

Каждый из нас ждет личной встречи с Воскресшим. Каждый из нас по примеру апостолов хочет стать живым свидетелем Воскресения. Мы в лучшем положении, чем апостолы 2000 с лишним лет назад. Мы знаем, что «Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Аминь.


Источник: О Пасхе. Сборник рассказов и проповедей. – СТСЛ, 2003. – С. 121-125.


STSL.Ru


30 Мая 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...