«И виде, и верова»

«И виде, и верова»

Протоиерей Павел Адельгейм

Если бы история жизни Христа закончилась на Его смерти и погребении, не было бы споров и разногласий. Все мирно сошлись бы на одном убеждении, что жил добрый и мудрый человек. Современники из зависти осудили и убили его. Такие события в истории нередки и спорить тут не о чем. Но после погребения Христа произошло нечто необъяснимое. Гроб оказался пустым. Тело Христово исчезло. Либо Оно было кем-то похищено, либо Христос Воскрес из мертвых. Первое объяснение до наших дней остается единственным возражением против Воскресения. Впервые это объяснение дали враги Иисуса Христа – иудеи, предавшие Его смерти. Иудеи приказали стражникам, охранявшим гроб: «Скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали». Это ничем не подтверждается и ставит больше вопросов, чем дает ответов. Чтобы обокрасть гроб, охраняемый воинами, нужны были смелые и решительные люди. Евангелие описывает апостолов испуганными, растерянными, подавленными. Они разбежались в страхе при аресте Христа. Не имели мужества отстаивать Его живым. Откуда же взялось у них мужество воровать мертвое тело?

Есть еще одно возражение против версии иудеев, самое непреодолимое: апостолы не верили в Воскресение. Они не сомневались, что тело кто-то унес и спрятал. В Евангелии Мария Магдалина прибежала к Петру и Иоанну и сказала: «Унесли Господа из гроба и не знаем, где положили Его». Воскресение из мертвых Христа было так же невозможно, немыслимо для учеников, как и для прочих иудеев.

Ученики слышали, и не раз, о Воскресении от Самого Спасителя, но не понимали смысла Его слов.

Даже иудеи не думали о Воскресении. Они тоже не приняли слов Христа всерьез и лишь предусмотрительно поставили стражу у гроба. Узнав об исчезновении тела, иудеи могли предполагать, что сбылись их худшие опасения: ученики украли тело. Но что оставалось думать ученикам?

Что же произошло? Почему ученики вдруг один за другим поверили в Воскресение Христа из мертвых? И не только поверили. Они пошли проповедовать Воскресение как важнейшее основание веры в Бога и Спасителя Иисуса Христа. Все апостолы приняли мучительную смерть за проповедь о Воскресении. Апостолу Павлу отрубили голову. Апостола Петра распяли на кресте. Иных побили камнями. Иных сожгли. С иных содрали кожу. Возможно ли умирать такой страшной смертью за ложное свидетельство? В это труднее поверить, чем в Воскресение.

Какое же основание имели апостолы верить в Воскресение Христа? Они поверили не потому, что видели пустой гроб. Они поверили потому, что каждый из них своими глазами видел Воскресшего! Когда Мария Магдалина спрашивала подошедшего садовника: «Не ты ли взял Его тело?» – Он ответил ей: «Мария!» и серый мир преобразился для нее солнечной радостью: в мнимом садовнике Магдалина узнала Воскресшего Христа. Вот единственное подлинное основание веры в воскресение для всех христиан. Воскресение проповедовали те, кто своими глазами видел Воскресшего. По Воскресении Христос явился Своей Матери, явился апостолу Петру, мироносицам, апостолам Луке и Клеопе, шедшим в Эммаус. Пришел к ученикам, запершимся от иудеев. Явился множеству учеников на Тивериадском озере. Явления Воскресшего, начавшиеся с первого дня, продолжались в течение 40 дней. Никто не видел Воскресения Христова, но слишком многие видели Воскресшего Христа. Наша вера в Воскресение начинается с доверия свидетельству апостолов, а завершается всегда личной встречей с Воскресшим. Пока у христианина такая встреча не произошла, духовная жизнь его ограничена внешними формами. Он ходит в церковь, выполняет обряды, соблюдает посты. Но сам остается прежним. В его душе живут страсти: самолюбие, зависть, похоть, жадность и др. Если христианин искренне тянется ко Христу, не оправдывает свои грехи, а осознает их, исповедует, борется с ними, он духовно растет. В его духовной жизни наступит час встречи с Воскресшим Христом. С этого и начинается подлинная духовная жизнь. Человек изменяется сам и верит уже не чужому опыту.

Каждый из нас ждет личной встречи с Воскресшим. Каждый из нас по примеру апостолов хочет стать живым свидетелем Воскресения. Мы в лучшем положении, чем апостолы 2000 с лишним лет назад. Мы знаем, что «Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Аминь.


Источник: О Пасхе. Сборник рассказов и проповедей. – СТСЛ, 2003. – С. 121-125.


STSL.Ru


30 Мая 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Дом культуры в здании лаврской трапезной
Дом культуры в здании лаврской трапезной

7 апреля 1931 года Загорский райисполком одобрил решение Президиума Горсовета об организации районного Дома культуры в здании лаврской трапезной, занятой краеведческим музеем.

Троице-Сергиеву Лавру посетила супруга английского премьер-министра Уинстона Черчилля
Троице-Сергиеву Лавру посетила супруга английского премьер-министра Уинстона Черчилля

6 апреля 1945 года Троице-Сергиеву Лавру посетила супруга английского премьер-министра Уинстона Черчилля - Клементина Огилви Спенсер-Черчилль, баронесса Спенсер-Черчилль.



Вместо Академии – курсы
Вместо Академии – курсы
В начале апреля 1919 года новая советская власть распустила Московскую духовную академию. В ее стенах разместились электротехнические курсы. Покровский храм был закрыт и опечатан, а его причт переведен в Пятницкую церковь.
Забота императора Павла I Петровича о Троицкой семинарии
Забота императора Павла I Петровича о Троицкой семинарии

4 апреля (н. ст.) 1797 года Павел I Петрович издал указ об учреждении больницы при Троицкой семинарии и пожертвовал на ее содержание 2000 руб. Он также выделил 2100 руб. семинаристам.

Кощунственный приказ
Кощунственный приказ

Несмотря на просьбу Патриарха Тихона, 4 апреля 1919 года Московский губисполком утвердил решение Сергиевского совета депутатов от 1 апреля 1919 года о вскрытии мощей преподобного Сергия.