Гражданский Новый год


В одном из псалмов святой пророк Давид, обращаясь к Богу, восклицает: «Благословиши венец лета благости Твоея» (Пс. 64, 12). «Ве­нец лета» означает круг года. Эта глубокая мысль псалма подчеркивает цикличность наше­го времени, его спиралевидную направленность в будущее. Об этом постоянно свидетельствует богослужение своим суточным, недельным и го­довым кругами чинопоследований. Данное из­речение псалмопевца неоднократно использует­ся в службе Новому лету и в молебне на Новый год. Таким образом, начиная новый виток вре­мени, Святая Церковь рассматривает его как благость Божию и испрашивает у Господа новых милостей на последующий год.

Новый год – это точка отсчета времени, освященного христианскими праздниками, дня­ми памяти святых, а также молитвой к ним. И праздник Нового лета есть начало православ­ного месяцеслова. Начало времени положил Сам Бог, пребывающий вне времени, когда Он сотворил сей видимый мир. С этого момента начался отсчет времени.

Византийская эра, принесенная к нам после Крещения Руси, вела отсчет от сотворения мира, а Новый год отмечался первого марта. Первым двунадесятым праздником тогда был праздник Благовещения, тропарь которого начинается словами: «Днесь спасения нашего главизна...». В конце XV в. Новый год был перенесен на первое сентября. И поныне ежегодно в этот день в православных храмах творится служба Ново­му лету, возносятся молитвы, чтобы Господь ниспослал Свои милости и в наступающем году. В песнопениях службы на этот день говорится: «Христе Боже наш, Иже мудростию вся содеявый, и из не сущих во еже быти приведый, благослови венец лета, и грады наша сохраняй невредны, и верныя люди силою Твоею возве­сели, победы дая на супостаты, Богородицы ра­ди даруя миру велию милость». Испрашивая у Бога милости, верующие приносят Творцу свои подвиги и добродетели: «Начало Тебе лета людие Твои приносят, ангельскими песньми славословяще Тя, Спасе». Возвращаясь к своим национальным истокам и вере отцов, мы долж­ны возродить значение церковного Нового года.

Когда же заканчивался 1699 г., царь Петр I повелел перенести празднование Нового года на первое января. Так появился у нас граждан­ский Новый год, отмечаемый, как и в Европе, в январе. Но поскольку у нас был Юлианский календарь, а на Западе с 1582 г. – Григори­анский, то наш гражданский год «запаздывал». «Догнали» мы Запад только после революции. В результате этого православное Рождество Христово оказалось после праздника граждан­ского Нового года. Более того, сам гражданский Новый год пришелся на праздник святого мученика Вонифатия (+ 290).

Среди верующих появилось тогда такое по­нятие, как «старый Новый год», когда вместо «советского» Нового года он праздновался три­надцать дней спустя. Понятие «старый Новый год» звучит примерно как «холодный горячий чай». Встает вопрос: каково должно быть от­ношение верующего человека к гражданскому Новому году? Ответ прост: как и ко всем осталь­ным гражданским праздникам, которые не дуб­лируются по старому стилю. Гражданский Новый год – это наследие Петровской эпохи. Отно­шение к праздникам показывает существенную разницу между верующим человеком и неверу­ющим. Верующий человек использует всякий повод, чтобы помолиться, а неверующий – что­бы побыть навеселе. Поэтому мы совершаем в канун Нового года молебен, подчеркивая важ­ность молитвы в жизни христиан и всего об­щества.

Можно говорить о трех видах почитания святых. Первое – это тезоименитое почитание, когда мы празднуем память своих небесных по­кровителей. Мы чтим также святых, в дни па­мяти которых совершались знаменательные со­бытия нашей жизни. Наконец, мы обращаемся к святым, которые являются покровителями тех или иных видов нашей деятельности или имеют благодать от Бога помогать нам в определенных случаях и бедах. К святому мученику Вонифатию обращаются с просьбой избавить от порока пьянства. «Усердное празднование» Нового го­да в день его памяти является своего рода ан­типразднованием. Таким образом, вместо того чтобы молиться святому об избавлении от ши­роко распространившегося в нашем обществе порока, мы подливаем масла в огонь.

Встречая Новый год, мы обращаемся назад и видим, что среди нас кого-то уже недостает – они отошли в блаженную вечность. В силу этого Новый год – это праздник, когда приходится задумываться о будущем, о себе, о своем пред­назначении, о бессмертии. Счастлив человек, если он пребывает теперь с Богом, – ему легче совершить земной путь, и каждый Новый год приближает его к вечности.

Источник: Макарий (Веретенников), архим. Заметки о православной вере. СПб.: Русская симфония, 2009.




31 Декабря 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...