Говение

Говение
Священник Г. Петров
Беседы о Боге и Божией Правде. 1903 г.

Умирал отец. У постели стоял сын – беспечный, легкомысленный юнец. Отец долго пытался образумить его, но все было напрасно: ни советы, ни уговоры, ни просьбы не действовали на юношу. Сын пропадал дни и ночи, губил в кутежах здоровье и способности. Отец с горя занемог и теперь ждал скорого конца.

– Мой бедный мальчик, – говорил он сыну, – не жизни жалко, жаль тебя. Один ты у меня. Так хотелось вложить в тебя все доброе, святое, воспитать из тебя усердного работника Богу и людям, и так тяжело видеть, что все мечты пошли прахом. Не корю я тебя, не требую клятв, что ты исправишься; прошу об одном: обещайся после моей смерти в течение недели на 2-3 часа в день приходить сюда в комнату, где я умираю теперь.

Удивился сын такой просьбе, но, чтобы хоть чем-нибудь утешить отца, которому причинил столько горя, он согласился.

Умер отец. Похоронили. Пришел сын в комнату отца. Пусто, нет никого. Не услышит он более докучных ворчаний. Полная свобода; живи, как хочется.

И вспоминаются сыну все речи отца, его печальные глаза, голос, разбитый скорбью.

«А любил ведь меня отец, – думает сын, – действительно, хотел, чтоб из меня вышел честный и трезвый, добрый человек. Рано он овдовел и всю свою любовь отдал мне. Как он нежно ласкал меня всегда; как сердечно, любовно говорил мне о Боге, о правде, о доброй жизни; как радовался каждому моему доброму делу, разумному слову, а чем я отплатил ему?!»

Проходила минута за минутой, а в памяти сына выплывали одна за другой картины его разгула. Какая грязь! Какой стыд и позор! Хотелось забыть, думать, что этого не было.

Прошли уже обещанные часы, а сын все сидел, опустив низко голову на руки. На глазах блестели слезы... В этот день он не пошел к своим обычным друзьям.

На второй и третий день заходил он в отцовскую комнату. Все яснее вспоминался светлый образ отца, живее чувствовалась горечь укоров, противнее становилась прежняя жизнь. Не задумывался ранее над собою несчастный юноша; никогда не заглядывал к себе в совесть, душа и была спокойна. Теперь оглядел себя внимательно, и страшно стало: он ли это тот самый милый мальчик, каким был в детстве? Что сталось с ним? Огрубел, одичал, опустился. Надо выбираться из тины, пока всего не затянуло.

Отец знал, что делал, когда просил сына в течение недели 2-3 часа проводить в уединении. Сын за это время словно отрезвел после долгого хмеля. Одумался, принялся за работу над собой, круто повернул на другой путь жизни.

Знает, что делает и мать наша – Православная Церковь, когда назначает нам неделю говения. Жизнь наша, как омут, крутит и вертит нас. За хлопотами, заботами, делами некогда бывает и подумать: что ты такое? Зачем ты создан, живешь? Как ты проводишь свои годы? Делаешь ли то, что следует, или чего не следует? Жизнь несет нас, как щепку водою. «Где настоящий путь? Куда идти?» Кто об этом думает? Мать-Церковь и просит: «Постой, остановись! Оставь хоть на неделю в году сутолоку жизни и подумай о себе не извне, а внутри. Дай себе отчет в твоих мыслях, чувствах и делах. Во всяком деле за год подводят отчет; подведи и ты отчет: прибыло или убыло у тебя за год Божией правды в душе!»

Каждый из нас переживает жизнь однажды, и потому путь жизни для нас, что дорога в неведомой стране. Необходимо время от времени остановиться и оглядеться, не сбились ли мы с верного пути; необходимо дать себе отдых, собраться с новыми силами и затем опять дальше двинуться в дорогу. Таким роздыхом для души и является время говения. Мать-Церковь усердно и призывает к нему всех нас.

В Ветхом завете, в заповеди Моисея, говорилось евреям: «Шесть дней в неделю делай свои дела, устраивай свое благополучие, а день седьмой посвяти, отдай Богу, послужи Божьему делу на земле» (См.: Исх. 20, 8-10). Тут предъявлялось не высшее, а самое снисходительное требование. «Если вы так грубы, – говорила заповедь Моисеева евреям, – что не можете совершенно забыть о своих жалких и ничтожных делах ради великого Божьего дела, то возьмите шесть дней в неделю, а Богу целиком посвятите хоть один». Такую же снисходительность проявляет и Церковь. Апостол Павел пишет христианам: «Непрестанно молитеся» (Сол. 5, 17), имейте постоянно молитвенное настроение; что бы вы ни делали, делайте все, прежде всего, во славу Божию, пусть всякая ваша мысль, слово и дело будут освящены молитвой и сами будут в различном виде одним и тем же молитвенным служением Богу. «Едите ли вы, пьете, – учит апостол,– или иное что творите, все творите во славу Божию» (1 Кор. 10, 31). Все мы Божьи, и вся жизнь наша принадлежишь Богу; она должна быть одним непрестанным богослужением. Но как иудеи во времена Христа Спасителя обратили храм в скотный двор, где продавали волов и быков, так и мы всю жизнь вместо богослужения обратили в базар суеты. Заботливая мать-Церковь и увещевает нас: «Если уже вы не всегда отдаете себе отчет в своей жизни, то хоть раз в год, хоть в одну из пятидесяти двух недель освободитесь от обычной суеты». Когда течение реки в омуте крутит и вертит воду, она так замутится, что и при солнечном свете в ней ничего не увидишь; но зачерпните воду из омута, отделите ее, дайте ей отстояться, – вся грязь и муть осядут на дно, и вода станет чиста, как слеза. В ней отразятся и небо, и солнце, и поля, и леса – вся красота Божьего мира. Дайте отстояться, мути в вашей душе, отойдите, хотя на время, от омута жизни. Побудьте наедине с самим собою и с Богом.


Источник: Г. Петров, свящ., Беседы о Боге и Божией Правде. - М., Типография Т-ва И.Д. Сытина. Валовая ул. свой д., 1903. С. 115-119.



16 Марта 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...