Троицкий патерик. Преподобный Дионисий Радонежский, архимандрит

Преподобный Дионисий Радонежский - видный церковный деятель, автор патриотических воззваний, подвижник времен осады Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 1608-1610 гг.


Преподобный Дионисий Радонежский

Родился он около 1570 года в городе Ржеве и в крещении получил имя Давид. Когда мальчику исполнилось пять-шесть лет, семья перебралась в Старицу, где отец стал старостой Ямской слободы.

По настоянию родителей Давид женился и стал священником при Богоявленском храме одного из владений Успенского Старицкого мужского монастыря. В 1601–1602 годах после смерти жены Вассы и детей отец Давид принял постриг в Старицком монастыре с именем Дионисий. Здесь он вскоре стал казначеем, а затем на два с лишним года – архимандритом. При нем в обитель был сослан низложенный патриарх Иов. Но вопреки инструкциям Лжедмитрия I Дионисий оказал ему теплый прием.

Во время осады Москвы войсками Лжедмитрия II Дионисий находился в Москве и стал одним из ближайших помощников патриарха Ермогена. Даже память этих подвижников Православная Церковь празднует в один день – 25 мая.

В феврале 1610 года, через месяц после снятия осады Троице-Сергиева монастыря, Дионисий стал его архимандритом. В сентябре того же года патриарх Ермоген сделал вклад в Троицкую обитель – 100 рублей. Для того времени сумма значительная.


Серапионова палата в Троице-Сергиевой Лавре

Новому настоятелю пришлось нелегко. После снятия осады в монастыре и его окрестностях в то время сотни больных и раненых умирали от голода и болезней. Дионисий не мог оставить их на произвол судьбы и выделил часть монастырской казны на строительство дома призрения в Служней слободе и в Клементьеве. Специальные приставы собирали и свозили туда больных и нуждавшихся, кормили, одевали. Монастырь оплачивал услуги врачей, поваров, прачек. Священники причащали умирающих, отпевали и погребали. «Я помню,— говорит один из участников, Иван ключарь,— как в один день похоронили 860 человек в Клементьеве селе, кроме других мест, а по смете в течение тридцати недель погребли более 3000; случалось по десяти и пятнадцати трупов зарывали в одну могилу».


Преподобный Дионисий Радонежский.
Фрагмент иконы из ризницы Троице-Сергиевой Лавры

В конце 1611 года началось восстание против захвативших Москву польско-литовских интервентов. Для усиления собиравшихся под Москвой войск Первого ополчения Троице-Сергиев монастырь послал туда 50 монастырских слуг и 200 стрельцов. Приходившим в монастырь раненым «из-под Москвы, и из Переяславля, и из дорог всяких» по предложению архимандрита троицкие иноки передавали запасы ржаной и пшеничной муки и кваса. Архимандрит говорил братии: «Видим все, что Москва в осаде, а литовские люди рассыпались по земле, что у нас ни есть хлеба ржаного и пшеницы и квасов в погребе,— все отдадим раненым людям, а сами будем есть хлеб овсяной; и без кваса, с одной водой не умрем».

Архимандрит посадил у себя в келье писцов и велел им делать списки с грамот с призывом к соотечественникам объединяться на борьбу с врагом. Грамоты были разосланы в Казань, Новгород, Вологду, Пермь и другие города. Архимандрит Дионисий призывал народ не прельщаться «на воровские заводы» и не присягать «псковскому вору» Лжедмитрию III. Его послушались тогда южные и западные города, а один из главных руководителей Первого ополчения, князь Дмитрий Трубецкой прислал в монастырь своих послов, предлагая обители способствовать соединению сил Первого и Второго ополчений.

 
Медная плита у гроба прп. Дионисия Радонежского

Обитель дважды посылала к князю Дмитрию Пожарскому в Ярославль старцев, побуждая его скорее идти с войском под Москву. Наконец, 14 августа 1612 года в обители принимали идущее к Москве войско Второго ополчения. Когда настоятель с братией вышел провожать войско в поход, поднялся сильный встречный ветер. Это было воспринято как дурной знак. Но после того как архимандрит благословил ратников и окропил их святой водой, ветер переменился, а с ним переменилось и настроение войска.

Оба Дмитрия – Пожарский и Трубецкой – с тех пор относились к преподобному Дионисию с огромным уважением и позднее дали Троицкому монастырю ряд богатых вкладов. Князь Трубецкой был похоронен в обители в 1625 году. 

При освобождении Москвы 27 ноября 1612 года преподобный Дионисий совершил молебен на Лобном месте перед вступившим в столицу русским войском. 26 апреля 1613 года преподобный принимал в Троицкой обители ехавшего в Москву Михаила Феодоровича, а 11 июля участвовал в его венчании на царство. В 1616 году царь подарил обители золотое кадило, украшенное драгоценными камнями, воздухи и покровы и пожаловал Троицкой обители «городок Радонеж со всякими угодьи». 

По окончании смуты в Москве был восстановлен печатный двор и предпринято издание церковного требника. Архимандриту Дионисию было поручено провести исправления старого издания. В помощь ему царь дал ученых троицких старцев Антония (Крылова), Арсения Глухого, Иоанна Наседку. Работа длилась полтора года. Книжники также исправили Триодь Цветную, Октоих, Общую и месячные Минеи. Многие из предложенных ими поправок вошли в московские издания XVII века. 

Работа Дионисия и его помощников была представлена на церковном Соборе 1618 года. Тогда против них выступила группа троицких монахов во главе с влиятельными старцами: уставщиком Филаретом, головщиком Лонгином и ризничим Маркеллом. Они обвинили своего настоятеля в том, что он «во многих книгах выскребал, и вырезал, и писал во том месте по своему произволу». Собор постановил Дионисию и Иоанну Наседке запретить служить, а старцев Арсения и Антония лишить причастия. Всех четверых ждала ссылка. Местом заточения архимандрита Дионисия стал Московский Новоспасский монастырь.


Преподобный Дионисий Радонежский

К счастью, ссылка длилась недолго. Царь заключил перемирие с поляками в Деулине. Последовал размен пленных. Отец царя, митрополит Филарет был возведен в сан Патриарха Московского. Он знал Дионисия и через семь дней после своего посвящения принялся разбирать его дело вместе с находившимся в это время в Москве иерусалимским патриархом Феофаном. Голос восточного патриарха считался авторитетом на Руси в подобных вопросах. Дионисия оправдали, Арсений Глухой и Антоний (Крылов) стали справщиками Московского Печатного двора, а Иоанн Наседка — священником придворного Благовещенского собора.

Архимандрит Дионисий вернулся в Троице-Сергиев монастырь. Вскоре обитель посетил патриарх Феофан. По свидетельству Иоанна Наседки, он снял клобук и, преклонившись им к раке прп. Сергия, возложил клобук на голову Дионисия — «да будеши первый старейшинства над иноки многими по нашему благословению».

Наконец-то настоятель смог заняться в обители хозяйственными вопросами. По его благословению, в 1621 году к старой трапезной палате была пристроена каменная церковь во имя преподобного Михаила Малеина — небесного покровителя царя Михаила Феодоровича. В 1622 году была разобрана, а затем вновь выстроена церковь над гробом преподобного Никона, освященная 21 сентября 1624 года, в следующем году обложены серебром иконы в этой церкви. В 1621 году были «подписаны киоты верхние над алтарем» Успенского собора, в 1625 году здесь обложены серебром и позолочены иконы Спасителя, праздников и пророков. В троицких придельных церквах медные и оловянные богослужебные сосуды были заменены серебряными, для изготовления новой утвари Дионисий «серебра своего прикладывал». Возводились в монастыре и хозяйственные постройки: в 1624 году были построены кирпичные палаты «у келарской» и кирпичные кузницы, в 1628–1629 годах после пожара восстанавливались братские кельи.

По свидетельству Симона (Азарьина), преподобный Дионисий обратил внимание на хранившиеся в обители полузабытые рукописи переводов и сочинений преподобного Максима Грека. Его могилу у Духовской церкви тоже привели в порядок. В 20-х годах XVII века монахи начали собирать и переписывать произведения преподобного Максима, тогда было составлено Троицкое собрание его сочинений.

По воспоминаниям Симона (Азарьина) и Иоанна Наседки, архимандрит Дионисий был кроток по отношению к братии, действовал не приказом, а убеждением, о проступках беседовал с виновными наедине. Преподобный Дионисий старался подавать братии пример: первым приходил в храм к Богослужению и наравне со всеми участвовал в полевых работах. В келье настоятель жил вместе с несколькими учениками. Помимо правила, он ежедневно читал псалтирь и каноны праздникам, клал многочисленные поклоны. 

До последнего дня, несмотря на болезнь, Дионисий совершал богослужение. Перед кончиной он просил постричь его в великую схиму и во время совершения обряда скончался. Точная дата смерти преподобного в Житии не указана. Отпевание архимандрита совершил в Москве сам патриарх Филарет. Затем останки Дионисия были перевезены в Троицкую обитель и захоронены у юго-западного притвора Троицкого собора. 


Рака на месте погребения преподобного Дионисия Радонежского в Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры

Почитание преподобного Дионисия в Троице-Сергиевом монастыре и в Тверском крае установилось сразу после его кончины. Московский митрополит Филарет (Дроздов) установил «править молебен» по Дионисию в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры 5 мая. В Лавре память святого совершалась 25 мая. Сейчас мощи преподобного Дионисия почивают под спудом в Серапионовой палате.


Источник: Троицкий патерик. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2015.


25 Мая 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Превращение Троицкого монастыря в мощную подмосковную крепость
Превращение Троицкого монастыря в мощную подмосковную крепость

В годы правления Ивана Грозного придавалось большое значение превращению Троицкого монастыря в мощную подмосковную крепость, имевшую важное значение на северных подступах к Москве.

Распоряжение императрицы
Распоряжение императрицы

Летом 1732 года в Троице-Сергиевой Лавре шло строительство каменной церкви «над гробом святаго преподобнаго Михея Радонежскаго, ученика святаго преподобнаго отца Сергия…». Возвести храм распорядилась императрица Анна Иоанновна во время своего последнего визита в обитель.

Публичное наказание на Красногорской площади
Публичное наказание на Красногорской площади

29 июня (н. ст.) 1746 года на Красногорской площади перед въездными в Лавру Успенскими воротами состоялось публичное наказание плетьми нескольких человек. Они были пойманы с чужим имуществом 18 мая, на следующий день после сильнейшего в истории города пожара. Приговор вынес Учрежденный Собор Лавры. Он имел право административной и судебной (кроме уголовных дел) власти над жителями окружавших обитель Троицких слобод.

Новая паперть Успенского собора
Новая паперть Успенского собора

28 июня (н. ст.) 1781 года началась разборка старой паперти перед Успенским собором. Ее планировалось заменить каменным крыльцом в соответствии с фасадом, утвержденным владыкой Платоном. Строительство крыльца завершилось в сентябре того же года

В память о спасении императора
В память о спасении императора

28 июня (н. ст.) 1868 года наместник Лавры архимандрит Антоний освятил устроенный в Вифании при митрополичьих покоях домовый храм в честь Нерукотворенного Спасова образа. Надпись над входом гласит: «Устроися храм Всемилостивого Спаса в память двукратного дивного сохранения от опасности Государя Императора Александра Николаевича 1866 г. Апреля 4-го и 1887 г. Мая 25-го дня».