Годовой круг евангельских чтений. Пятница 26-й седмицы по Пятидесятнице. Лк. Зач. 46. (9,37-43). О демонских кознях

Годовой круг евангельских чтений. Пятница 26-й седмицы по Пятидесятнице. Лк. Зач. 46. (9,37-43).  О демонских кознях

В следующий же день, когда они сошли с горы, встретило Его много народа. Вдруг некто из народа воскликнул: Учитель! умоляю Тебя взглянуть на сына моего, он один у меня: его схватывает дух, и он внезапно вскрикивает, и терзает его, так что он испускает пену; и насилу отступает от него, измучив его. Я просил учеников Твоих изгнать его, и они не могли. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами и буду терпеть вас? приведи сюда сына твоего. Когда же тот еще шел, бес поверг его и стал бить; но Иисус запретил нечистому духу, и исцелил отрока, и отдал его отцу его. И все удивлялись величию Божию. Когда же все дивились всему, что творил Иисус, Он сказал ученикам Своим: вложите вы себе в уши слова сии: Сын Человеческий будет предан в руки человеческие. (Лк. 9, 37-43)

Не приходи в робость и не бойся злобы (демонов), они не могут повредить тебе, у которого помощником Христос (23,138). Но когда враг хочет связать че­ловека пожеланиями, то связывает его теми, которыми человек услаждается, чтоб, услаждаясь узами, не захотел он когда-нибудь развязать себя, потому что связывающий нас хитер, хорошо знает, чем и как связать нас. Сели свяжет ко­го невольными узами, ум тотчас разорвет узы и скоро побежит прочь Поэтому связывает каждого тем, чем он услаждается и прохлаждается, ибо во власти на­шего ума снять с себя сии узы. А теперь мы, связанные, радуемся тому и, уло­вленные, кичимся, потому что связанный завистью, как скоро не связан прелю­бодеянием, почитает себя ничем не связанным; и связанный ябедничеством, как скоро не связан воровством, думает о себе, что никогда не был связанным: каждый не знает своих уз и не ведает сетей, разложенных ему. Таковые люди страждут неведением упившихся (23,347). Змий любит делаться мухою, чтобы услаждаться гнойной кровью нечестия: в лукавых живет он как змий, а в рас­путных делается мухою ... (24,259). Ничто так не одолевает и не низлагает де­монов, как покорность, послушание, смиренномудрие, искренняя любовь Сии добродетели — стрелы в сердце врагу (24,292). Все усилия и тщание против­ника состоят в том, чтобы прийти ему в возможность отвлечь ум от памятова­ния о Боге, от страха и любви ко Господу, употребив для сего земные приман­ки, или какими-нибудь благовидными мыслями отвратить ум к благам мни­мым от блага истинного, т. е. от любви к Богу (24,339) Непрестанно должны мы молиться Господу, чтобы нам стать выше козней демонских, потому что де­моны не только угнетают пребывающих в безмолвии наедине, но сильно вос­стают на нас и тогда, как сходимся в доме Божием, и внушают мысль бесстыд­но и неосторожно смотреть в лицо другим, даже иачертывая в воображении са­мое нечистое дело, чтобы вливать нам в ум какую-нибудь смесь помыслов, а таким же образом не допустить нас и до Христовых Тайн. Впрочем, воздерж­ный хранением очей и внимательностью ума, при содействии благодати, пре­возмогает над ними. С какою бдительностью должно охранять нам сердце свое и чувства! Велика у нас брань, много неистовства у враждующих на нас, но не должно отказываться посему от борьбы, а напротив того, не надобно испол­нять на деле внушений врага, хотя бы разрывался он от досады. Господь знает нашего притеснителя, знает, какими воспламеняющими средствами действует он на сердца наши. Впрочем, дело бойца — хорошо быть внимательным и ук­рываться от удара. A кто в союзе со страстями, тому можно ли вести с ними брань? Ибо где вражда, там и брань, а где брань — там и подвиг, а где подвиг — там и венцы Посему, если кто хочет освободиться от горького рабства, то пусть вступит в брань с врагами (24,358) Послушайте, отцы и братия, враг ча­сто подушает человека говорить: "Ты молод, удовлетвори своим пожеланиям Как многие, думаешь ты. наслаждались в мире и не лишены вечных благ. И ты еще молод: ешь, пей, увеселяйся благами мира сего, а под старость покаешься. И для чего хочется тебе с такого возраста измождать тело свое?" Потом прихо­дит старость и этот коварный приводит изречения Священного Писания и го­ворит: "Воздыхаешь ты, человек, сомневаешься в Божием милосердии и пред­ставляешь себе, что немилостив Господь. А Божие Писание проповедует, что Бог милостив и человеколюбив. Что ж. разве Он не знает, что немощный и сла­бый ты старен? Известно Ему, что не можешь ты ни поститься, ни ими прова­лить в бдении, ни спать на голой земле. Не слышал ли ты, как говорит Он в Евангелии, что и с раннего и со среднего возраста служащие Ему, а также ста­рики получают равную награду? Ибо сказал Он в Евангелии, что пришедшие в первом и третьем, и в девятом, и в одиннадцатом часу получили равную пла­ту ..." Такие речи говорит враг, знающий Писание, чтобы ни в юности, ни в ста­рости не дать им оплакать грехи свои. А людям простым, подавая меч отчая­ния, говорит: "На что ты рассчитываешь, человек? Для чего сам себя обманы­ваешь, говоря, что Бог есть Бог кающихся? Ты блудник, прелюбодей, хищник, ты убивал, крал, лгал, нарушал клятву, какая же тебе надежда на спасение? Ты погиб, поэтому удовлетворяй пожеланиям своим, будущее ты утратил, не ли­шай себя хотя настоящего". Таковы речи диавольские, но противно ему слово Христово: "Ты погиб, но можешь спастись, ты был блудником, но можешь уцеломудриться". На вопрос Петров, сколько раз отпускать грех кающемуся бра­ту, Христос говорит: Семьдесят крат седмерицею (Мф 18,21-22), означая сим, что прощение можно получить всегда до неопределенного числа раз. Человек, в чем застигнут будет при конце, в добром ли, худом ли, в том и судится. При­веди себе на память ... как спасались грешники и не отчаивайся. Представь в уме блаженного Манассию, блудницу, мытаря, разбойника, блудного сына и из­бегнешь прелести вражией. Когда диавол скажет тебе: "Удовлетвори пожела­ниям своим", ты скажи ему: "Есть ли какая польза от нечистых удовольствий, напротив, не огонь ли вечный доставляют они мне?" А когда станет представ­лять тебе Божие человеколюбие, скажи ему: "Сам знаю, что Бог милостив и че­ловеколюбив, но знаю также, что Он и Праведный Судия, известно мне, что те­бя и отверженных с тобою не пошалил Он, но осудил на вечный огонь". И ес­ли скажет тебе: "Я бесплотен и не обложен немощью, потому Бог не пощадил меня, тебя же пошалит", то отвечай ему: "Почему же не пощадил Адама, Еву, Каина и живших до потопа, и содомлян, и даже ученика Своего? А если не по­щадил собственного Своего ученика, то почему пощадит меня?" Сказав сие, запечатлей себя крестным знамением, и враг бежит от тебя (24,363). Суди ме­ня, Господи, и рассуди распрю мою с немилостивым врагом. Он поставил ме­ня целью для стрел своих. По щедротам Твоим да пронзят его самого стрелы сии (25,227).

Авва Ираклий поведал: «Некоторый старец жил в идольском капище. При­шли к нему демоны и стали гнать его оттуда. Сначала они разбросали его жи­лище, а затем схватили его за руку и повлекли из капища. Когда дотащили старца до дверей, он уперся ногами в двери и воскликнул: "Иисусе! Помоги мне!" Демоны тотчас бежали, а старец начал плакать. Господь спросил его: "О чем ты плачешь?" — "Плачу о том, что демоны дерзают владеть человеком", — ответил старец. Господь сказал: "Ты был нерадив; когда же позвал Меня, ви­дишь Я скоро помог тебе"» (77,246)


Источник: Сокровищница духовной мудрости. Выписки из творений святых отцов составлены в соответствии с годовым крутом евангельских чтений. Составитель протоиерей Михаил Нейгум. // Издательство “Русь" - Москва, 2002.


БИБЛИОГРАФИЯ

Священное Писание.

1. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Ч. 1, изд.4. T.C.Л. 1900

2. Ч. 2, изд.4. Т.С.Л. 1900

3. Ч.З, изд.4. Т.С.Л. 1900

4. Ч. 4, изд.4. Т.С.Л. 1901

5. Ч. 5, изд.4. Т.С.Л. 1901

6. Ч. 6, изд.4. Т.С.Л. 1901

7. Ч. 7, изд.4. Т.С.Л. 1902

8. Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Ч. 1. М. 1843

9. Ч. 2. М., 1844

10. Ч. 3. М., 1844

11. Ч. 4. М., 1844

12. Ч. 5. М., 1847

13. Ч. 6. М., 1848

14. Творения иже во святых отца нашего Григория Нисского, епископа. Ч. 1, М., 1861

15. Ч. 2. М, 1861

16. Ч. 3. М., 1862

17. Ч. 4. М., 1862

18. Ч. 5. М., 1863

19. Ч. 6. М., 1864

20. Ч. 7. М., 1865

21. Ч. 8. М., 1871

22. Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. Ч. 1, изд.З. М., 1881

23. Ч. 2, изд.З. М., 1881

24. Ч. 3, изд.5. Т.С.Л. 1912

25. Ч. 4, изд.4. Т.С.Л. 1900

26. Ч. 5, изд.З. М., 1887

27. Ч. 6, изд.4. Т.С.Л. 1901

28. Ч. 7, изд.5. Сергиев Посад, 1913

29. Ч. 8, изд.5. Сергиев Посад, 1914

30. Преподобного отца нашего Макария Египетского. Духовные беседы, послания и слова. Изд.4. Т.С.Л. 1904

31. Преподобного и Богоносного отца нашего аввы Исаии,

отшельника Египетского. Духовно-нравственные слова. Изд.2. Сергиев По¬сад, 1911

32. Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Т. 1, изд.2. С.П.Д.А., 1898

33. Т. 2, Ч. 1, изд.2. СПб. 1899 или Ч. 2, изд.1. СПб. 1896

34. Т. 3. С.П.Д.А., 1897

35. Т. 4. С.П.Д.А., 1896

36. Т. 5. С.П.Д.А., 1899

37. Т. 6. С.П.Д.А., 1900

38. Т. 7. С.П.Д.А., 1901

39. Т. 8. С.П.Д.А., 1902

40. Т. 9. С.П.Д.А., 1903

41. Т. 10. С.П.Д.А., 1904

42. Т. 11. С.П.Д.А., 1905

43. Т. 12. С.П.Д.А., 1906

44. Творения преподобного отца нашего Нила, подвижника Синайского, Ч. 1. М., 1858.

45. Ч. 2. М., 1858

46. Ч. 3. М., 1859

47. Творения святого Исидора Пелусиота (Письма) Ч. 1. М., 1859

48. Ч. 2. М., 1860

49. Ч. 3. М., 1860

50. Писания преподобного отца нашего Иоанна Кассиана, Римлянина. Изд.2. М., 1892

51. Преподобного Марка нравственно-подвижнические слова. Изд.2, Сергиев Посад, 1911

52. Творения иже во святых отца нашего аввы Исаака Сирина, подвижника

и отшельника, бывшего епископа города Ниневии. Слова подвижнические. Изд.2. Сергиев Посад, 1893

53. Нравственное учение святого отца нашего Исаака Сирина. СПб., 1874

54. Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы. Лествица. Изд.7. Сергиев Посад, 1908

55. Преподобного отца нашего аввы Дорофея. Душеполезные послания и поучения. Изд. 10. Оптина, 1913

56. Божественные гимны преподобного Симеона Нового Богослова. Сергиев Посад, 1917

57. Слова преподобного Симеона Нового Богослова. Вып.1, изд.2. М., 1892

58. Слова преподобного Симеона Нового Богослова. Вып.2. М., 1892

59. Невидимая брань Старца Никодима Святогорца. Изд.2. М., 1892

60. Свт. Григория Паламы. Гомилии. Монреаль, 1968

61. Добротолюбие Т. 1, изд. 2. М., 1883, или изд. 3. М., 1895

62. Добротолюбие Т. 2, изд. 2. М., 1883

63. Добротолюбие Т. 3, изд. 2. М., 1888, или изд. 3. М., 1900

64. Добротолюбие Т. 4, изд. 2. М., 1889

65. Добротолюбие Т. 5, изд. 2. М., 1890, или изд. 3. 1900

66. Алфавитный Патерик. Супрасль, 1791

67. Древний Патерик (Скитский). М., 1874

68. Древний Патерик (Избранные сказания). М., 1914

69. Лавсаик. СПб., 1850

70. Луг духовный. Иоанн Мосх. Т.С.Л. 1915

71. Собеседования о жизни италийских отцов (Римский Патерик). Казань, 1858

72. Жизнь пустынных отцов. Т.С.Л. 1898

73. История Боголюбцев. Блаженный Феодорит. СПб., 1853

74. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. М 1845

75. Пролог. М., 1877

76. Пролог в поучениях. Гурьев. М., 1912

77. Отечник, еп. Игнатий Брянчанинов. СПб., 1903

78. Палестинский Патерик. 1855-1916

79. Афонский Патерик. Ч. 1. СПб., 1867

80. Афонский Патерик. Ч. 2. СПб., 1867

81. Киево-Печерский Патерик. Киев, 1893

82. Соловецкий Патерик. М., 1895

83. Волыно-Почаевский Патерик. М., 1883

84. Патерик Троице-Сергиевой Лавры. М., 1892

85. Троицкий Патерик. М., 1896

86. Волоколамский Патерик (рукопись).

87. Цветник Пешношский. М., 1898

88. Московский Патерик. М., 1912

89. Тверской Патерик. Казань, 1907

90. Ярославский Патерик. Ярославль, 1912

91. Глинский Патерик.

92. Оптинский Патерик. Машинопись, 1970

93. Материкон. М., 1908

94. Маргарит. М., 1878

95. Цветник Духовный. Изд.4., М., 1897

96. Троицкие Листки.

97. Писания мужей апостольских. Изд.2. СПб., 1895

98. Творения свт. Афанасия Великого, архиепископа Александрийского. Ч. 1, изд. 2. Т.С.Л., 1902

99. Творения свт. Афанасия Великого, архиепископа Александрийского. Ч. 2, изд.2. Т.С.Л., 1902

100. Преподобного отца нашего священномученника Петра Дамаскина. Книга 1. М., 1874

101. Преподобного отца нашего священномученника Петра Дамаскина. Книга 2. М., 1874

102. Сочинения еп. Игнатия Брянчанинова. Аскетические опыты. Т. 1. СПб., 1905

103. Аскетические опыты. Т. 2, изд. 2. СПб., 1905

104. Аскетические опыты. Т. 3, изд. 2. СПб., 1905

105. Аскетические проповеди и письма к мирянам. Т. 4. СПб., 1905

106. Приношение современному монашеству. Т. 5. СПб., 1905.

107. Душеполезные беседы. Т. 16. 1862.

108. Практическая симфония для проповедников Слова Божия. Сост. Григорий Дьяченко. T.C.Л. 1992.


STSL.Ru


28 Ноября 2015

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...