Эпоха преподобного Сергия (основные идеи эпохи)

О Сергии спорят доселе. Будут спорить... Но он был. 
Действовал, по-видимому, не всегда по житийному канону. И
 уже трудно, да и невозможно отделить живого Сергия от того 
пиетета, коим окружило его в веках признание россиян. 
Слава человека — это тоже он сам, его продолжение во времени.

Д. Балашов

Более шестисот лет назад Русью была одержана грандиозная по­беда на Куликовом поле. Этой победой, добытой кровью объеди­нённых русских полков, народ превращался в нацию. Преподобный Сергий поставлен русской историей в один ряд с Дмитрием Донским как политический деятель. Его имя надо произносить раньше имён известных участников Куликовской битвы — Боброка, Пересвета, Осляби. Павел Флоренский сказал очень афористично: «Чтобы по­нять Россию, надо понять Лавру, чтобы понять Лавру, надо понять Сергия». Эту трудную работу — понять — пытался воплотить на своих полотнах Михаил Нестеров, другие художники, а перед акаде­миком Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым на первый план выступает «личная скромность преподобного Сергия и его тяжёлая жизнь труженика и радетеля о русской земле». Эту же трудную работу понимания по­пытаемся сегодня осуществить и мы. В своей работе нам хотелось бы остановиться на тех ключевых идеях эпохи, благодаря которым и смог наш народ превратиться в нацию.

HZ1A0789_.jpg

Благословение преподобным Сергием Димитрия Донского 

на Куликовскую битву. Фреска Святых Врат 

Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Время преподобного Сергия совпадает с одной из величайших культурных катастроф — падением Византии, так как преподобный Сергий родился примерно за полтораста, а умер примерно за 60 лет до окончательного упадка Константинополя. Византийское средневековье перед падением даёт пышный расцвет. XIV-й век ознамено­вался третьим Возрождением Византии при Палеологах. А Древняя Русь принимает пламя своей культуры от огня Византии. «В пре­подобного Сергия ... собираются в один фокус достижения грече­ского средневековья и культуры... он прикоснулся к наиболее ог­нистой вершине Византии.., этой вершиной была религиозная идея» (П. Флоренский). В это время ведутся богословские споры, которые сводятся по сути к двум вопросам: проблеме Троицы и к проблеме Воплощения. Эти вопросы были отстаиванием: 1) абсолютной Боже­ственной и 2) абсолютной духовной ценности мира. Эти два прин­ципа составляют ткань русской культуры. Киевская Русь раскрыва­ется под знаком божественной Восприимчивости, Русь Московская формируется под знаком другой идеи — «о превышемирном Начале ценности» (П. Флоренский).

Время преподобного Сергия — время паламитских споров в во­просах «...общей благодати Пресвятой Троицы». Эти вопросы глу­боко занимали и преподобного Сергия — для осведомлённости в них он посылал в Константинополь своего представителя. Видение Троицы стало символом новой культуры. До XIV-го века строитель­ство Троичных храмов особо не было распространено на Руси. И лишь в XIV-м веке идея Троицы ведёт к строительству Троичных храмов, развитию Троичной иконографии, созданию цикла Троич­ных праздников. Чтя Пресвятую Троицу, преподобный Сергий строит Тро­ичный храм, видя в нём призыв к единству земли Русской. Строит храм Пресвятой Троицы, «...чтобы постоянным взиранием на него... побеждать страх перед ненавистной раздельностью мира». Трои­ца называется Живоначальной, ибо единство в любви есть жизнь, вражда же приводит к смерти. По замыслу преподобного Сергия, Троичный храм есть прототип собирания Руси в духовном единстве, в брат­ской любви. Но если храм был посвящён Троице, то должна была появиться и икона Троицы. И примерно через 20 лет после смерти Преподобного появилась знаменитая, известная всему миру «Трои­ца» Андрея Рублева. Вероятно, Рублев писал ее в «похвалу» Сер­бию, последователем которого он являлся. «В иконе Троицы Ан­дрей Рублёв был ...лишь гениальным осуществителем творческого замысла и композиции, данных преподобным Сергием... Нас умиля­ет вовсе не сюжет, а ...то, что он (Рублев) передал нам узренное им откровение. Среди раздоров, безмирия, татарских набегов открылся духовному взору бесконечный.., «свышний мир» горнего мира. Вражде и ненависти дольнего мира противопоставилась взаимная любовь, струящаяся в вечном согласии, в вечном единстве сфер гор­них...» (П. Флоренский). Икона Троицы — это второй (после храма) символ русского духа. А третий символ — Троичный день. Визан­тия не знала ни этого праздника, ни троичных храмов, ни Троич­ных икон. Праздник Пресвятой Троицы, вероятно, появляется как чествование иконы — «Троицы» — Андрея Рублёва, а затем рас­пространяется по всей Руси.

ТРОИЦА Рублева Третьяковская галерея (на вставку)_.jpg

Икона Святой Троицы. Третьяковская галерея

Следует особо отметить, что идея Троицы для преподобного Сергия была заповедью общежития. Общежительство знаменует всегда духовный подъем: начало Киевской Руси также было озна­меновано введением общежития, центр которого возник в Киевско-Печерской Лавре; затем, в связи с феодальной раздробленностью, татарским нашествием, идея эта угасла, а возродилась вновь уже в Руси Московской, благодаря усилиям преподобного Сергия. Идея общежи­тия как совместного жития в полной любви, единомыслии и эконо­мическом единстве, всегда была близка русской душе, а воплощена была преподобным Сергием в Троицкой обители и распространилась отсю­да по всей Руси (общежительный устав запрещает иметь свое до­бро, свой припас, собственности быть не должно, все должно быть общее — ради утверждения киновии — общежительства — и согла­сился Сергий стать игуменом монастыря).

Эпоха Преподобного Сергия — время становления Московско­го государства. После более чем столетнего ига в народе возникли силы, способные поднять его дух, заставить поверить в себя. Особый смысл приобретает тогда идея соборности — религиозного, духов­ного единства людей. Другой важной идеей эпохи было «молчальничество» (исихазм). Основоположник — византийский монах Гри­горий Палама, сформулировавший программу «духовного делания». Согласно этому учению, Бог излучает энергию (свет), обожествляю­щий душу человека. В умной (безмолвной) молитве человек может созерцать этот свет, а значит, общаться с Богом. Это Фаворский свет, в сиянии которого Христос явился своим ученикам на горе Фавор. Этот свет изображают на иконах Преображения:

...Шестое августа по-старому,

Преображение Господне.

Обыкновенно свет без пламени

Исходит в этот день с Фавора

И осень, ясная, как знаменье,

К себе приковывает взоры.

                           Б. Пастернак

Исихастские идеи получают широкое распространение среди русского монашества, так как в них был увиден источник, который позволял обрести внутреннее спокойствие, уверовать в свои силы. преподобный Сергий был сторонником этих идей, так как все его устрем­ления направлены к одной цели — объединить народ (прежде все­го — духовно).

В заключение хотелось бы сказать и о главном событии эпохи преподобного Сергия — о победе на Куликовом поле. В 14-ом веке быть монахом не означало стоять в стороне от дел мирских, и преподобный Сергий никогда не отказывался от гражданского служения: даже упрямого князя Олега Рязанского он сумел отвратить от феодальной войны с Москвой; по приказанию митрополита Алексия он пешком (всегда ходил только пешком) пошел в Нижний Новгород усмирять непокорного князя Дмитрия Константиновича, который не желал уступать великого княжения Дмитрию Ивановичу Московскому (бу­дущему Донскому); и для современников в этом походе не было ни­чего удивительного: тогдашние подвижники властно вмешивались в жизнь страны, указывали князьям, мирили и наставляли, ободряли на ратные подвиги, отнюдь не замыкаясь на делах духовных.

И перед выходом на Куликово поле кн. Дмитрий Иванович побы­вал в Троицкой обители у Сергия: «Ведь он знал, что Сергий муж добродетельный и даром пророческим обладает». Сергий благосло­вил на победу и послал с князем двух монахов — Пересвета и Осля­бю, освятив тем самым битву, потому что это был не просто поход против Золотой Орды, а крестовый поход христиан против чуждой религии, а на поле Куликовом была одержана прежде всего победа нравственная, духовная.


Источник: Преподобный Сергий в истории, литературе, искусстве России. Семь столетий истории. Материалы международного юношеского конкурса. Москва, РГБ 2014 


STSL.Ru


24 Ноября 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».

Пушка в подарок
Пушка в подарок

Однажды, много лет назад, келарю Троицкого монастыря довелось показывать иностранным путешественникам помещения монастырских арсеналов. Гости пришли в неподдельное изумление. Искреннее восхищение и уважение вызвала громадная, только что отстроенная крепость, оснащённая по последнему слову военной техники.

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой
278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.

Образ преподобного Сергия в искусстве
Образ преподобного Сергия в искусстве

Преподобный Сергий и созданный им Троицкий монастырь вдохновили не одно поколение мастеров – иконописцев, архитекторов и художников на создание шедевров.

Елизавета I ходила на богомолье в Лавру пешком за 52 км
Елизавета I ходила на богомолье в Лавру пешком за 52 км

Известно, что Елизавета Петровна ходила на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру из Москвы пешком, правда, весьма оригинальным способом...