"Единый единою чертою"

Техника гравюры сама по себе весьма непроста, она требует особых навыков и умения. Но находятся художники, использующие приемы, которые еще более усложняют процесс. Зачем? И для доказательства того, какого мастерства они достигли, и для того, чтобы произведение стало поистине уникальным...

 
Церковно-археологический кабинет, МДА

В городе Сергиев Посад при Московской духовной академии есть Церковный археологический кабинет. Подобные кабинеты существуют во всех православных высших учебных заведениях, но Сергиево-Посадский - самый крупный. Он основан более 125 лет назад, а затем возрожден в 1950 году. Фактически это культурно-исторический музей с большим количеством залов и богатейшей коллекцией. Здесь хранятся замечательные собрания икон и картин, утвари и шитья, медалей и монет, скульптуры, резьбы по дереву, камню, кости и перламутру и, конечно, книги: рукописные и печатные. В залах можно увидеть картины, написанные известнейшими русскими художниками: Виктором Васнецовым, Павлом Кориным, Владимиром Маковским, Михаилом Нестеровым, Василием Поленовым и Василием Суриковым. Много и талантливых, самобытных произведений неизвестных художников. 

В одном из залов археологического кабинета в простой раме под стеклом висит старинная гравюра с изображением Иисуса Христа в терновом венце. Надпись на гравюре привлекает необычным сочетанием слов: "ЕДИНЫЙ ЕДИНОЮ ЧЕРТОЮ". 



"Единый единою чертою"


Увеличенный фрагмент офорта "Единый единою чертою"

Приглядевшись внимательнее, вы поймете, в чем суть: портрет сделан одной спиралевидной линией, начинающейся от центра гравюры и постепенно раскручивающейся до ее краев. С расстояния двух-трех метров, на котором обычно находятся зрители, гравюра больше похожа на рисунок. Качество исполнения поражает. Невольно возникает вопрос: как автору удалось одной линией создать мягкие переходы света и тени, изобразить все оттенки от бледно-серого до черного, написать неповторимый лик с выразительным, печальным, проникающим в душу взглядом. 


"Се, Человек". Перо, тушь. Автор неизвестен. 1880-е годы.
Из книги: "The Real Pen-Work Self-Instructor in Penmanship", США, 1884.


Увеличенный фрагмент рисунка "Се, Человек".

Обычно при гравировании разнообразие оттенков достигается штриховкой. Мастер наносит резцом линии той или иной толщины, меняет расстояние между ними, использует перекрестную штриховку и в результате добивается различной насыщенности цвета. На гравюре из археологического кабинета через увеличительное стекло можно рассмотреть: художник получал полутона, изменяя толщину линии спирали. Она выполнена не механически, по циркулю, а рукой творца, использующего изгибы линий для увеличения выразительности образа. Конечно, этим художник колоссально затруднил себе работу по сравнению с известными приемами. Но в результате получилось не схематичное изображение, а живой лик. 

На гравюре отсутствует имя автора, но есть сведения о месте и времени ее изготовления. Она отпечатана в литографической мастерской Московского университета, разрешение цензора получено 29 ноября 1838 года. В то время в Москве было не так уж много умелых мастеров. Поэтому у искусствоведов есть заманчивая задача сравнить известные гравюры того времени с данной работой и найти в них общую руку одного художника. Будем надеяться, что кто-нибудь возьмется за разгадку авторства уникальной работы. 

Отсутствие подписи на гравюре можно объяснить тем, что она скопирована с более ранней известной работы. Мастер не считал себя вправе ставить собственное имя на гравюре, у которой есть прототип. Дело в том, что первый образ Спасителя, вычерченный одной непрерывной линией, выполнил еще в 1649 году знаменитый французский художник и гравер Клод Меллан. Он родился на севере Франции в 1598 году, а умер в Париже, прожив девяносто лет. Меллан прославился и как живописец-портретист, и как гравер. В мировых энциклопедиях, например в английской "Encyclopaedia Britannica", о Меллане есть статья с перечислением прославивших его имя картин. Но если вы возьмете энциклопедические словари, в которых самым знаменитым людям отводится всего несколько строк, в заметке о художнике Меллане будет упомянута лишь одна работа: "Плат Святой Верoники", на которой образ Иисуса Христа выполнен спиральной линией переменной толщины. В нижней части Меллан поместил надпись на латыни: "FORMATUR UNICUS UNA" (выполнен как никакой другой) и ниже: "NON ALTER" (неповторим). 


 
"Плат Святой Вероники" в исполнении Клода Меллана. 
Гравюра на меди, 42,7х31,5 см. Франция, 1649 год.

Для современников Меллана и в последующие века осталось загадкой, как он сумел сделать это. Среди знатоков гравюр и специалистов непререкаемым авторитетом до сих пор пользуется книга Пауля Кристеллера "История европейской гравюры XV-XVIII века" (русский перевод издан в Ленинграде в 1939 году). Рассказывая о Меллане и его знаменитой гравюре, автор пишет: "Меллан пренебрегает перекрестной штриховкой и моделирует только ординарными рядами более или менее параллельных линий, которые следуют формам и утолщаются в тенях". И далее: "Меллан не имел последователей своей совершенно своеобразной и личной техники". Итак, Кристеллер пишет, что спираль на гравюре Меллана имеет различную толщину, и сообщает, что никто не брался повторить его способ гравирования. 

То, что автор монографии не знал о существовании русской копии гравюры Меллана, понять можно. Как нередко бывает в западных источниках, у Кристеллера вообще нет ни слова о русской традиции, хотя название книги - "История европейской гравюры XV-XVIII века" - к этому его обязывало. 

Еще до Кристеллера, а после его труда тем более, во всем мире утвердилось мнение, что своеобразие Клода Меллана заключалось в умении изменять толщину борозды, которую резец оставлял на медной доске. Любой мастер понимал, насколько это сложная работа. Однако западноевропейские художники все же предпринимали попытки копировать технику Клода Меллана, о чем есть упоминания в справочной литературе, но о русских копиях там ничего не говорится. 

Гравюра, хранящаяся в Церковном археологическом кабинете Московской духовной академии, - редкий экземпляр и отличается от французской тремя особенностями: 

- надпись сделана по-русски: "Единый единою чертою"; 
- нимб с косым крестом вокруг головы, не традиционный для православной иконографии, заменен на чистый; 
- изображение зеркально по отношению к французскому оригиналу. 


"Се, Человек" (Евангелие от Иоанна, 19:5).
Гвидо Рени. Масло, холст. Италия. Начало 1600-х годов.
Дрезденская картинная галерея. Германия.

Внесенные изменения нетрудно объяснить, в том числе и зеркальность: отпечаток на бумаге, получаемый с гравировальной доски, всегда зеркален по отношению к рисунку на доске. Русский художник сделал доску, копируя изображение с бумажной гравюры, поэтому его отпечатки зеркальны относительно французского оттиска: левая часть лица стала правой и наоборот. 

Еще одно отличие состоит в том, что художники применяли различные техники. Французская гравюра - резцовая, а русская - офорт. 

При изготовлении резцовой гравюры мастер берет металлическую пластину (в нашем случае - медную) и, после проковки и полировки поверхности до зеркального блеска, покрывает ее слоем копоти. Затем мелом или иглой он наносит рисунок и по его контурам выбирает металл специальными резцами. Рука гравера с инструментом, как правило, двигается мало: перемещается пластина, которая лежит на специальной подушке. После того как изображение вырезано, пластину набивают краской с помощью тампона. С плоской поверхности краску удаляют таким образом, что она остается лишь в углублениях-бороздках. Затем на пластину кладут лист особым образом подготовленной бумаги. Саму печать выполняют на специальном станке с круглыми валами, между которыми проходят медная пластина и лист бумаги. В результате получается оттиск - то, что мы и называем гравюрой. 

В офорте механическое воздействие заменяется химическим. Перед работой металлическую доску покрывают слоем кислотоупорного лака. Художник наносит рисунок специальной офортной иглой, удаляя лак в линиях рисунка до металла. Далее следует травление кислотой, которое может проходить в несколько этапов, что необходимо для получения нужной глубины тона. Затем доску промывают, удаляя кислоту и лак. Процесс подготовки и последующей печати проходит точно так же, как и в резцовой гравюре. 

Образ Иисуса Христа на русской и французской гравюрах, о которых шла речь выше, в православной иконографии и западном искусстве называется "Плат Святой Верoники". История образа связана с известным церковным преданием: когда Иисуса вели от тюрьмы к месту казни - на Голгофу, некая женщина по имени Верoника подала ему платок, которым он вытер пот и кровь с лица. При этом на ткани чудодейственно отпечатались лик Спасителя и терновый венец. 

"Плат Святой Вероники" не единственный образ, на котором голова Иисуса Христа в терновом венце подана крупным планом. Такая традиция хорошо известна в афонской и греческой иконографии. В XVIII-XIX веках в православном мире получила распространение и другая икона - "Иисус Христос в терновом венце". На ней голова Спасителя запрокинута, глаза устремлены к небу. Впервые подобное изображение появилось в работах знаменитого итальянского художника -живописца и гравера Гвидо Рeни (1575-1642), одного из лучших представителей так называемой болонской школы. Он работал в Риме, Неаполе и Болонье, где возглавлял Художественную академию. Гвидо Рени неоднократно повторял в своих работах лик Спасителя, в том числе с характерным поворотом головы. Созданный им образ получил широкую известность и повсеместное распространение. В качестве названия своей работы Гвидо Рени взял известную фразу из Евангелия, слова Понтия Пилата - "Се, Человек" ("Это Человек"), которые тот произнес, указывая на Христа и обращаясь к собравшимся первосвященникам Иерусалима. 

В конце XIX века картина Гвидо Рени послужила прототипом для третьего оригинального изображения, выполненного непрерывной спиралевидной линией. На этот раз художник использовал перо и тушь. (В 1880-е годы, когда создавался рисунок, уже была изобретена фотография и появились новые типографские способы размножения изображений, менее трудоемкие и дешевые, чем печать гравюр и офортов. Поэтому для массовой продукции использовали более простые приемы.) 

Итак, мы познакомились с тремя образами, выполненными одной-единственной спиральной линией. Два из них: русская копия работы Клода Меллана и повторение "Се, Человек" Гвидо Рени - пока хранят тайну автора. Поэтому мы обращаемся к читателям журнала с просьбой сообщить в редакцию любую информацию об этих и других подобных изображениях. 

Археологический кабинет в Сергиевом Посаде - крупнейший церковный музей в стране. Его деятельность не финансируется государством, а фонды собираются в основном за счет пожертвований частных лиц. Поэтому там с благодарностью принимают в дар предметы церковной жизни и искусства разных эпох. Принимают для их сохранения, изучения и показа истории нашей Родины. 


Инженер А. КАЛИНИН и доктор искусствоведения О. ХРОМОВ

Источник: "Наука и жизнь"
25 Сентября 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...