«Души прекрасные порывы...»: к 20-летию празднования Всемирного дня поэзии

«Души прекрасные порывы...»: к 20-летию празднования Всемирного дня поэзии

…Поэзия это живопись, которую слышат…

Леонардо да Винчи (1452-1519)


Поэзия музыка слов.

Томас Фуллер (1654-1734)

Всемирный день поэзии ежегодно отмечается 21 марта. Поэзия  это, наверное, одно из самых гениальных достижений человечества. Изливать свои чувства в стихотворной форме, запечатлевать в рифме свое мироощущение, мечтать о будущем и вспоминать прошлое, одновременно обращаясь к миллионам и оставаясь при этом наедине с собой,  на это способна только поэзия, величайшее из искусств, созданных человеком.

Не многие становятся великими и известными поэтами, но многие хотя бы раз в жизни пытались сочинять стихи. Ведь большинству людей далеко не чужды те «прекрасные порывы души», которые и побуждают человека взять ручку, листок бумаги и начать творить.

Волшебная сила поэтического слова способна оказать огромное влияние на любого человека. Давайте вспомним о том, что первыми стихами, которые слышал в своей жизни каждый человек, были слова колыбельной песни. Это поистине самая светлая и прекрасная поэзия.

В истории русской культуры поэзия традиционно играла большую роль.

Русская земля вправе гордиться великими поэтами, творчество которых имеет мировое значение.

История Всемирного дня поэзии

Впервые с инициативой учреждения праздника выступила американская поэтесса Теса Уэбб еще в середине 30-х годов 20-го века. Она предложила отмечать Международный день поэзии 15 октября, в честь даты рождения знаменитого поэта и философа Вергилия. Надо заметить, что её предложение нашло положительный отклик в сердцах многих людей: к 1951 году 15 октября Национальный день поэзии праздновали не только в 38 штатах США, но и в европейских странах. Торжества имели неофициальный характер, да и дата их проведения никак не была зафиксирована в календаре памятных дней.

Только 15 ноября 1999 года ЮНЕСКО на 30-й конференции приняла резолюцию об учреждении международного дня, который должен был «вдохнуть вторую жизнь» в мировое поэтическое движение. В первый раз праздник отмечали 21 марта в 2000 году в Париже, именно там находится штаб-квартира ЮНЕСКО.

Дата 21 марта, день весеннего равноденствия в северном полушарии, была выбрана как символ обновления природы и творческого характера человеческого духа.

Главной целью Международного дня поэзии было подчеркнуть то величайшее значение, которое играет литература в культурной жизни современного общества, объединить поэтов всего мира и дать им право и возможность заявить о себе!

Считается, что самые древние стихи-гимны были созданы в 23 веке до нашей эры. Автор стихов — поэтесса-жрица Эн-хеду-ана (En-hedu-ana), про которую известно лишь то, что она была дочерью аккадского царя Саргона, завоевавшего Ур (территория Ирана). Эн-жеду-ана писала о лунном боге Нанне и его дочери, богине утренней звезды Инанне. Гимны Энхедуанны считались священными.

Стихотворная форма вплоть до эпохи Возрождения почиталась в Европе как одно из основных условий красоты и была практически единственным инструментом превращения слова в искусство. В русской словесности в «золотой век» русской литературы поэзией часто именовалась вся художественная литература в отличие от нехудожественной.

Что и как выражает поэзия

Слово «поэзия» происходит от греч. poieo  творить, создавать, строить, созидать.

Во все времена люди любили и верили поэтам. Ведь поэзия создается чувствами, эмоциями, воображением поэта. Древние греки подразумевали под поэзией человеческую речь, во всех её проявлениях. Это и проза, и театральная декламация, и вдохновенная речь и философский спор и, конечно же, стихи. В настоящее время поэзия представляется чем-то прекрасным, необычным и это на самом деле так. Писать стихи способен лишь тот, кто умеет увидеть возвышенное за обыденностью, может погрузиться в воображаемый мир, обладает тонкой душевной организацией и глубиной чувств.

Поэзия позволяет наслаждаться словом, рождает сильные, проникновенные слова, которые обладают особой энергией, подчиняющей наше воображение и увлекающей за собой. Эту великую силу в них вдохнул поэт, а черпает её он из окружающего нас мира, воспринимая и ощущая силу ветра и солнца, слыша мелодию набегающих волн и шелестящего леса, находя её в тревожащем напряжении любви.

Ведь поэт совершенно иначе смотрит на наш мир и объясняется понятными и вдохновенными образами. Наш прекрасный русский язык обязан писателям и поэтам появлением многих слов. Слово «вещество» придумал Ломоносов, «промышленность» принадлежит Карамзину, а «головотяпство» Салтыкову-Щедрину. Благодаря поэтическому озарению Игоря Северянина мы познакомились со словом «бездарь».

Поэты-монахи

Поэзия  вечно молодая, трепетная и прекрасная любовь человечества! На нашей планете не найти народа, который бы не был знаком с ней.

Разумеется, поэты обладают разной степенью таланта, но иногда рождаются гении, подобные Пушкину, которые дарят человечеству бессмертные произведения, веками смущающие воображение людей и заставляющие мыслить и чувствовать. Поэты остаются живыми свидетелями времени.

Если обратиться к творчеству поэтов-монахов, то перед нами откроется совершенно новый мир!

Polotsky_monum.jpg

Памятник Симеону Полоцкому

Зарождение поэзии в России относится к концу XVII – началу XVIII вв., когда стихотворством занимались, преимущественно, люди духовного звания – монахи. Русские поэты заимствуют силлабический стих из Польши, и именно с польской культурой был в значительной степени связан самый известный поэт XVII века Симеон Полоцкий (1629-1680). Он закончил Киево-Могилянскую академию, принял постриг в 27 лет, учительствовал в Полоцке, за красноречие был приглашен Алексеем Михайловичем в Москву. Поэзия Симеона носила просветительский и дидактический характер.

Силлабо-тоника начинает распространяться у нас только с 30-х годов XVIII века. А вот силлабическая (или виршевая) поэзия безраздельно господствует в XVII – начале XVIII вв. В связи с этим можно вспомнить таких известных в свое время писателей, как ученик Симеона Сильвестр Медведев (1641-1691), митрополит Рязанский и Муромский Стефан Яворский (1658-1722) и сподвижник Петра I архиепископ Новгородский Феофан Прокопович (1681-1736). И все они были монахами, стоявшими у истоков русского стихосложения и вошедшими в историю русской литературы.

image.jpg

Свт. Филарет (Дроздов)

В XIX веке (1828 г.) поэтическую (литературную) переписку с А.С. Пушкиным вел святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский, священноархимандрит обители преподобного Сергия.

В новое время также стали известными некоторые поэты-монахи Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Московской духовной академии.

igumen_vissarion.jpg

Игумен Виссарион (Великий-Остапенко, † 2015) – один из старейших насельников Троице-Сергиевой Лавры, известный пастырь, духовник и поэт. Изданы поэтические сборники: «Лавра святая, родная…», «Призыв к покаянию», «Храните Православие», «Воззвание к душе». Некоторые из его стихотворений положены на музыку.


Лавра родная

Лавра святая, родная,
Как ты нам всем дорога,
Кто тебя только не знает,
Чья не ступала нога...

Нищий, убогий, калека –
Все посещают тебя.
Нет на Руси человека,
Кто б не стремился, любя.

К Сергию в Лавру святую
Едет российский народ.
Чтит ее, всем дорогую,
Добрый славянский наш род.

С близкой и дальней дороги
Люди в обитель спешат.
Все позабылись тревоги,
Легче здесь стало дышать.

Службою славится Лавра,
Пением чудных стихир,
Лаврским напевом изда́вна
Русь наполняет эфир.

В наше лукавое время
Царствует злоба кругом.
Едет славянское племя
В этот Божественный Дом.

Люд православный стремится
В Лавру душой отдохнуть,
Троице Святой поклониться,
Страждущих здесь помянуть.

К раке святой цельбоносной
Люди с любовью идут,
Лаврской воды живоносной
В путь неизменно берут.

Сергий, угодник преславный,
Богу молися о нас,
Чтобы народ православный
В годы лихие Он спас.

1978 г.


Любвеобильный архимандрит

Рука Господня подарила
Нашей обители святой
Смиренного отца Кирилла
С душою кроткой и простой.

Всегда отзывчивый и чуткий,
Готов с любовью всем помочь,
Он зря не тратит ни минутки,
В трудах духовных день и ночь

К нему душа всегда влечется,
Отрадно видеть его лик,
О каждом брате он печется
Как монастырский духовник.

С любовью братия приходит,
Когда случается нужда.
Для всех он мудрости находит,
Утешит каждого всегда.

Его все люди уважают,
Спешат воздать ему поклон,
Старушки часто окружают,
Когда идет по Лавре он.

Он славы мира избегает –
Себя готовит в мир иной,
Всегда убогим помогает,
Идя дорогой неземной.

Подобно солнышку нас греет
Своею лаской, добротой,
Себя нисколько не жалеет...
Дай Бог венец ему златой!

1980 г.


Келья

Лучше кельи нет подруги
Для монашеской среды.
Лечит келья все недуги,
Избавляет от беды.

Богомыслию научит,
Веру в Бога укрепит.
Если страсть какая мучит,
Сиди в келье, «агапи́т».

Знай себе одну дорогу:
В храм и в келию свою,
Угождай с любовью Богу,
Чтоб блаженствовать в Раю.

До вечернего трезвона
Своей келии держись,
Чтением займись канона,
Где попало не кружись.

Расставаться неполезно
Тебе с келией, монах,
Лишь молиться надо слезно
В четырех ее стенах.

1991 г.


Покайтесь

Покайтесь, грешники, покайтесь
Чистосердечно пред Христом
И впредь грехом не увлекайтесь,
Смиряя плоть и дух постом.

Обет крещенья соблюдайте,
Идя тернистою тропой,
Молитесь, плачьте и рыдайте,
Как пред Христом рыдал слепой.

Долги пред Богом сознавайте,
Предвидя вечности порог,
Тщеславью места не давайте,
Стирая в прах гордыни рог.

Пречистой Деве подражайте,
Любовь к Спасителю храня,
Смиреньем злобу отражайте,
Боясь геенского огня.

Господь зовет на покаянье
Своею благостной рукой,
За слезы, труд, благодеянья
Подаст отраду и покой.

Того, кто о грехах рыдает
И крест безропотно несет,
Господь простит, и оправдает,
И от геенских мук спасет.

1992 г.


Наставление

Если хочешь стать монахом
И быть воином Христа,
Все богатство одним махом
Раздай нищим дочиста.

Это тленное богатство –
Ненадежный капитал,
Поступай к монахам в братство
И будь чистым, как кристалл.

Потрудись найти обитель,
Где наставник есть святой –
Славить Господа любитель,
Добродушный и простой.

От своей греховной воли
Добровольно откажись.
Как солдат на бранном поле,
На врага вооружись.

Нападает искуситель
На монаха день и ночь,
Но всегда готов Спаситель
Своему рабу помочь.

В храм ведущую дорогу
Никогда не забывай.
Настоятелю, как Богу,
Помышленья открывай.

Послушанье и смиренье –
Украшенье чернецу.
Воссылай благодаренье
До скончания Творцу.

И Царицу Матерь Божью
Никогда не огорчай,
Прибегай к Ее подножью,
Свою душу Ей вручай.

Возлюби свою обитель,
Не ропщи, не унывай.
Как и ангел твой хранитель,
Славу Богу воздавай.

Постарайся быть монахом,
Преподобным подражай,
Служи Господу со страхом,
Вражьи козни отражай.

Чтобы в горнюю обитель
Вознестись тебе душой,
Где встречает Искупитель
Верных с радостью большой.

2002 г.




Polotsky_monum.jpg

Игумен Дионисий (Шленов) – выпускник Московской духовной академии, доцент, профессор, руководитель профиля «Греческая христианская литература» на отделении христианской литературы МДА, заведующий Греко-латинским кабинетом и академической библиотекой, заместитель главного редактора журнала «Богословский вестник». Автор многочисленных научных публикаций. Стихотворения о. Дионисия регулярно публикуются на сайтах: www.stihi.ruwww.stsl.ruwww.mpda.ru. 5 сентября 2017 г. в Сергиево-Посадской центральной библиотеке им. В.В. Розанова состоялись творческий вечер и презентация книги стихов игум. Дионисия «Сила Царского подвига: Стихотворения о Распятии и Воскресении Спасителя и о духовном пути Руси». Подробнее…


Молитва старца Кирилла Павлова

В день его именин

Именины батюшки святого,
Лавры духоносного отца.
Вынес он людского горя много
В свете неотмирного лица.

Собрались почтить святого чада,
Кто с любовью приходил к нему.
И любой совет – душе отрада,
Свет, который рассекает тьму.

Много мудрых сказано речений
От души доподлинных речей,
Во спасенье ото всех сомнений,
Озаренье верою ночей.

Но когда он замолчал на веки –
Старец духоносный и святой –
Потекли любвеобильно реки
Вверх мольбы целительно простой.

Скованный болезнью неисцельной
Продолжал народ Христов целить,
И своей предельно верой цельной
Объяснял, что надо с Богом быть.

Авва, отче, камертон спасенья!
Столько принимал в тиши отцов,
И без доли гнева иль надменья
Их учил величию венцов.

Тот венец, что с неба опускался,
Будет чудодейственно силен.
Старец далеко молитвой мчался,
Ею бесконечно окрылен.

«Господи! Благодарю за силы
Те, которые Ты ниспослал за труд
Немощные. Не испепелила
Пока жизнь среди безумных руд!»

Старец принимал людское горе,
Направлял, с любовью врачевал.
Кельи вкруг почти людское море,
И все шли в надежде на причал.

Спрашивали все, что захотели,
Малые и крупные дела.
А на праздник долго старцу пели
Песнопенья в знак, что нету зла.

Он лежит на грани умиранья,
Весь парализован много лет.
Нету ничего страшней изгнанья,
В коем столько накопилось бед.

Но лежит безропотно, смиренно,
Молится, как и молился встарь,
Воспевает он многоименно
Господа – Он вечный Государь!

Молится. Молитва малословна.
В сердце скрыты вечные слова.
И молитва то́чится готовно,
Подлинно в огне своем права.

Слышит Бог, когда не слышат люди,
Принимает от святых мольбу.
Больше отступления не будет,
И тогда получит дух цельбу.

Немощный, болезнью искупая
Наши бесконечные грехи,
Он уже вблизи святого Рая,
Где особой милости мехи.

Но Господь пока не забирает,
Еще нужен старец на земле.
И природа радостью играет,
Свет небесный точится во мгле.

Помолись, прошу тебя, Кирилле,
Как молился, когда был ты здрав,
На одре ты в полной неба силе
И пред Богом неотмирно прав.

22.06.2015


Чудо покаяния

У раки прп. Сергия в день его памяти

Во глубине обители святой
На праздник чудный, легкий и крылатый
Собрался люд, проникнутый мечтой
О благодатной радости возврата.

Вернуться после долгих перемен,
В сень Лавры, чтоб искать под ней спасенья,
Забыв о горе, в коем боль и плен,
Направить Преподобному моленья.

Вернуться к свету тем, кто в мраке был,
Кто расточил священные заветы.
Почувствовать, что тех Христос простил,
В ком хитрости и лицемерья нету.

Таинственный и бесконечный путь.
Адам – когда-то изгнанный из Рая
Желал постичь душой святую суть,
Которую отверг, не понимая…

Простая сердца исповедь из слов:
«Прости, я виноват, нет исправленья.
Но прихожу, хотя и не готов,
Предощущая радость умиленья,  

Покаяться мне так, чтоб небеса
В себя вместили это покаянье».
И совершились в жизни чудеса –
Как слово, что откроется в молчанье.

Во глубине обители святой
У раки Преподобного – потоки
Людей и слов. Но неземной покой
Преображает все земные строки…

Когда душа покаялась – молчит.
Ей нечего сказать. Она немая.
Прощенье получает – Божий щит,
Простую благодать как дар из Рая.

8.10.2016


На поле духовной брани

Сражение суровое ведется –
Едва ли в нем возможно устоять
И днем, когда еще в зените солнце,
И ночью через мрак и сна печать…

Но то, что не возможно в одиночку,
Осилит тот, кто вверится святым,
И на грехах своих поставит точку,
Которые не более, чем дым.

Сражение ведется не на шутку.
Тот победит, кто в поле, но не сам.
Помедлит только на одну минутку,
И в бездне не пришедший к небесам…

Господь Свою протягивает руку,
Готов спасти из бездны и от сна.
Но как понять небесную науку,
В которой жизни вечной глубина?

Сражение в разгаре. Спора нету:
Спасется тот, кто в битве устоит.
Прими Господь молитвы до рассвета,
И ниспосли непобедимый щит!

22.08.2016


     Cравнение монаха и рыбы

Стихотворное переложение 10 апофтегмы 
прп. Антония из алфавитного собрания

Монах подобен рыбе в море,
Что в глубине покойна вод.
И на неведомом просторе
Хранит ее стеклянный свод…

А брат монах, сидящий в келье,
Надежно огражден стеной.
В душе его спокойство велье
И мысль о радости иной.

Как рыбы, что в водах игрались,
Монахи радостны в стенах
Обители, где подвизались –
Преодолеть житейский страх!

Монах и рыба – то сравнение
Антоний авва преподал.
Душе прекрасное ученье –
Бежать быстрее на причал!

У брега моря оставаться,
Взирать на глубину в тиши.
И к Богу духом подниматься,
Как пламя неземной свечи!

Вступи, душа, быстрее в воды,
В которых мир, но мир иной!
И затвори быстрее входы,
Преисполняясь глубиной!

Но в этом странном послушаньи
Порою выйти нужно в мир.
Чтоб и его наполнил зданье
Небесных вод богатый пир…

8.02.2017


Небесное призвание души

Душа, очнись, постой, остановись!
На небо взгляд направь и обрати.
Ищи всегда небес святую высь
И на земле исправятся пути!

Премудро Богом ты сотворена
По образу Творца земли, небес.
Очнись от своего во прахе сна,
Иди к Тому, Кто подлинно Воскрес!

Душа, не пребывай в объятьях тьмы.
Ты та, кому Бог повелел восстать!
Пока твои уста еще немы,
Но очень скоро разобьешь печать!

Бушует мир в волнении кругом.
Он думает, что ты его слуга.
Но ты беги к Спасителю бегом,
Ведь ждут совсем иные берега.

Душа, ты не имеешь права спать.
Твой путь на небо труден и суров.
Но Бог не прекращает призывать
Под Свой всепокрывающий покров!

14.12.2017



STSL.Ru


Теги: Праздник
21 Марта 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...