Духовное врачевство против хульных помыслов

Духовное врачевство против хульных помыслов

Святитель Димитрий Ростовский

У многих часто случаются помыслы неверия или хулы на Бога, или на Пречистую Богородицу, или на святых Божиих.

Бывает, что когда кто-нибудь посмотрит на Тайны Христовы, или на святые иконы, – вдруг нападают на него хульные мысли, как темное облако, хотя он и не желает их.

О таковых злых помышлениях, находящих на нас без воли нашей, – следует нерадеть: вменять их в ничто и презирать их, как бы их и не было, не возмущаться оными до скорбения. Ибо то самое будет утешать врага нашего диавола, когда он увидит смущающихся о сем и скорбящих, сомневающихся; тогда он еще больше наведет на нас мыслей, чтобы смутить совесть нашу. Но если он увидит, что мы презираем хульные мысли и нерадим о них, не скорбим, не печалимся, то – посрамленный диавол отбежит от нас, а мы останемся в покое – без смущения. Довольно для нас только не соизволять.

Но некоторые думают, что если они помышляют о худом, то уже и соизволяют на худое и печалятся об этом... Это – малодушие; ибо то самое ясно показывает их несоизволение и безгрешие, что они болезнуют и печалятся, ненавидя наносимых от диавола злых мыслей. Ибо диавол, желая оскорбить нас, между прочим, и этим старается навести на нас печаль, – влагая в ум наш хульные мысли на Бога, или на святых Его, или на Божественныя Тайны; но ничего не успеет, если мы пренебрежем его, и отринем от себя смущение, нимало не печалясь от его наветований.

Что успели оные два скверных старца, о которых пишет пророк Даниил, которые возстали на чистую Сусанну, желая осквернить ее? Ничего они не успели, потому что Сусанна пренебрегла ими, и не соизволила скверному их желанию. Так же точно и помыслы скверные и хульные ничего не успеют, если мы не соизволим и пренебрежем ими...

Те из смущающихся хульными помыслами, которые желают от них освободиться, пусть твердо знают, что душа их не виновна в таких помыслах, но виновен нечистый бес, который некогда говорил Самому Господу: Все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне (Мф. 4, 9). Потому и мы, уничижая его и влагаемыя им хульныя мысли ни во что вменяя, скажем ему: Отойди от меня, сатана (Мф. 4, 10). Поклоняюся Господу Богу моему, Тому Единому послужу, а не тебе; но да возвратится болезнь твоя на главу твою, и хула твоя да снидет на верх твой, и в нынешний и в будущий век, аминь.

Кто, помимо указанного способа, захочет бороться с хульным помыслом, тот подобен человеку, покушающемуся своими руками поймать молнию; как же и постигнуть и бороться с ними, когда они, как ветер, внезапно в сердце пролетают.

Перестанем осуждать ближнего, – и не убоимся хульных помыслов, ибо в первом причина второму. Как кто-нибудь, сидя в затворенной комнате, слышит слова мимоходящих людей и разговаривающих, сам же с ними не беседует, так и душа, в себе пребывающая, слышит бесовския хулы, которые мимоходя вещают к ней помыслами, но когда она не внимает и нерадит о них и не беседует с ними, то пребывает спокойною, не смущается от них: а кто ухищряется бороться с ними, тот до конца будет подлежать им.

Некто из великих отцев часто повторял в себе слово: «Не соизволяю, не соизволяю». И когда что-либо делал, или ходил, или сидел, или молился, или читал, часто и много раз повторял сие слово: «Не соизволяю». Слышав это, ученик его спросил: «Скажи мне, авва, для чего ты это слово часто повторяешь? Какая тайна этого слова?» Отец отвечал: «Когда какой-либо злой помысл приходит в ум мой, и я ощущаю его, тогда говорю ему: не соизволяю на тебя, и тотчас тот злой помысл отбегает».

Молитва на избавление от хульных помыслов

Боже Превечный, Ведущий сокровенное. Испытующий сердца и утробы. Сидящий на херувимах и видящий бездны, разумевающий помышления мои издалеча! Ты веси, яко ненавижу, не желаю и не соизволяю нечистым, мерзким, хульным помышлениям, безстыдно на меня нападающим, и молю Твою Благость – запрети духу хульному, да отступит от меня, отжени злые мысли, да не стужают мне, утиши волнение сердца моего, укроти бурю помыслов моих, посрами врага, смущающего совесть мою, да не порадуется враг мой о мне. Тебе бо трепещут и трясутся противные духи. Тебе послушают всяческая: Ты повели буре и волнению ума моего, да станет в тишину, да без сумнения и смущения поработаю Тебе, Господу моему, во вся дни живота моего. Аминь.

Кратчайший способ для избавления от хульных мыслей

Если придет хульный помысл на Бога, – читай: Верую во единаго Бога... – до конца. И если будет можно, положи метаний или поклонов что-либо по силе.

Если придет хульный помысл на Святые Тайны Христовы, – читай: Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос... – до конца, и сотвори поклонение.

Если придет хульный помысл на Пречистую Богородицу, читай какую-нибудь молитву ко Пресвятой Богородице, или какой-либо тропарь Богородице с поклонами, говоря: Пресвятая Богородице, спаси мя грешного!

Если какой хульный помысл придет на какого-нибудь святого, читай следующее: Моли Бога о мне грешном, святый (имя), яко аз по Бозе к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душах наших. И сотвори поклонов по силе, говоря: Святый (имя), моли Бога о мне грешном.

Если придет хульный помысл на какую-либо икону, – сотвори пред тою иконою поклонов 15, или сколько можешь, молясь тому, кто на той иконе изображен. И таким образом хульныя мысли обратишь при помощи Божьей в ничто. Аминь.


Источник: Святитель Димитрий Ростовский. Царский путь. Избранные места из проповедей и поучений. Молитвословия. - Издательство «Ростовская-на-Дону епархия», 2007.



14 Ноября 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...