Духовное руководство архимандрита Тихона (Агрикова)

Отец Тихон, всем сердцем возлюбивший Бога и людей, с пастырской душой обращается к пасомым – ему всех жаль. – «Бедненькую помню, – пишет духовному чаду Батюшка, – всех Вас жаль до смерти, только слёзы одни видит Бог» (374) [*]. «Всех жаль. А тебя-то как! Но помни, родная, слёзы наши собирает Сам Господь» (371). – Собирает их и верный служитель Божий отец Тихон – протягивает пастырскую руку:

1) духовно укрепляет;

2) советует;

3) призывает к терпению;

4) размышляет.

Духовно укрепляет

На духовном пути встречается немало трудностей, которые преодолеть не просто. Идущий по нему, стремящийся ко спасению нередко останавливается в растерянности, теряет мужество, уверенность, впадает в уныние и, – как результат такой духовкой неустроенности, – падает. А при падении бывают серьёзные ушибы, исцелиться от которых сам человек, без помощи других, не может...

i_020.jpg

На фото слева направо:
архим. Феодор (Андрющенко),
архим. Тихон (Агриков), архим. Кирилл (Павлов)

Батюшка как Старец, как духовный врач указывает на духовное врачевство и взывает:

1) крепись;

2) болезни принимай как свой крест – многими скорбями стяжается Царство Божие (Деян. 14, 22);

3) не волнуйся;

4) уповай на Бога – Он поможет, не оставит в беде, не пройдёт мимо;

5) исповедуйся и принимай Святые Таины;

6) живи с молитвой;

7) спасайся;

8) о разрыве с духовником не скорби – его (разрыва) нет;

9) для духовных чад испрашивает мир Божий, благодать Божию и свидетельствует, что блаженны те, которые посвятили себя Богу.

Обращаемся к словам самого Батюшки:

1) Крепись: «Крепись, родная. Не унывай. Бог Милости и Силы с нами. Молюсь» (370). «Родная, крепись, молись. Утешитель Благий да освятит тя, и укрепит, и спасёт. Не унывай. Делай по силам» (370). «Крепись... Сам Христос бдит над нашими душами, и враг не погубит их» (375). «Волны тебя заливают! Бури колеблют душевный мир! Крепись, родная моя душа! Претерпевый до конца спасется. Может быть, осталось терпеть очень мало? А если и много – то Господь с нами. С Ним будем плыть и плыть, пока не переберёмся на другой берег» (377). «Крепись... матушка. На тебя смотрит вся родня, и братья, и сестры, и я смотрю, и Господь смотрит» (387)... «Что это ты, родная, заунывала? Видишь, опять Пасха! Опять победа, опять радость! Значит, Бог наш сильнее всех этих треволнений» (377)... «У вас там шум городской, он всё заглушает, и гимны пасхальных песнопений. Но да не заглушит он радость ваших чистых и любящих сердец! Да не заглушит!» (383).

2) Болезни принимай как свой крест – многими скорбями стяжается Царство Божие (Деян. 14, 22): «Болезни неси как крест от Господа, без них хуже спасаться... Не падай духом, храни сокровище веры» (394). «Многими скорбями подобает нам внити в жизнь вечную, и у тебя скорбей много – это и хорошо, только не ропщи и не унывай, а то всё добро поржавеет от этого. Поплакать надо и о рабочих, и о своей беспомощности, но только не унывать и не отчаиваться» (356).

3) Не волнуйся. «Не беспокойся Бога ради. Век, но вместе» (371). «Не волнуйся душой-то» (375).

4) Уповай на Бога – Он поможет, не оставит в беде, не пройдёт мимо: «На Бога уповай, храни как зеницу ока святую веру и чистоту девы непорочной» (393). «Не падай духом, храни сокровище веры» (394). «На Бога уповай. Он спасёт нас» (391). «Не горюй. Господь видит твой подвиг. Он воздаст» (372). «Трудно тебе. Но Господь поможет, и я молюсь» (393). «Не унывайте. Господь вам венцы готовит золотые. Не ссорьтесь, не ленитесь» (389). «Трудно тебе! Но Господь милостивый любит тя и поможет непременно. И мы помолимся о вас» (397). «Трудно тебе живётся. Да! Вот какая наша дорожка-то, но не унывай, родная, – Господь всё видит и... защитит! Только... не расслабляйся. Потерпи. Смирись. Спасёт Господь, а не кто-либо» (389). «Сама Царица Небесная взирает на твоё терпение. Да, быть может, и потерпеть-то осталось немного. Только, родная детка: не страшись сильно-то. Ведь сила-то Божия очень и очень велика. И грехи наши – капля в море Его милосердия» (373–374).

5) Исповедуйся и принимай Святые Таины: «Крепись... Ходи на исповедь. А я-то за всё-всё прощаю тебя. И не бросил же. Это невозможно» (371). «Причастись Святых Христовых Таин... Да укрепит тя Бог» (370). «Родственницу съезди да причасти где-либо в церкви» (370).

6) Живи с молитвой: «С молитвой всегда делай, и будет тебе хорошо и безопасно» (399). «Молись за нас усерднее, чтобы избавиться от бед и напастей» (399).

7) Спасайся: «Спасайтесь бодрственно и без смущения» (376). «Спасайся, родная, пока есть день» (378). «Только спокойнее спасайся и в надежде! Господь тебя любит, а я не забуду тоже» (376).

8) О разрыве с духовником не скорби – его (разрыва) нет: «О "разрыве" нашем не скорби, его нет. Духовная связь имеет множество путей. Я молюсь и ношу вас в своём сердце» (378). «Вас не забываю никогда. О мне молитесь, не унывайте. Телом далеко от вас всех, но духом всегда с вами. Храни вас Господь» (390).

9) Для духовных чад испрашивает мир Божий, благодать Божию и свидетельствует, что блаженны те, которые посвятили себя Богу: «Мир Божий тебе» (394, 396, 398, 399...). «Божий мир, радость и спасение тебе... Мир тебе от Господа» (395). «Мир Христов да пребывает в твоём сердце» (381). «Божий мир тебе... и спасение от милосердия Господня» (393).

«Благодать Божия да будет с тобой» «и с твоими родными» (395, 396, 397, 399...). «Христос... источник нашей радости, силы, надежды. Во имя Его есть смысл потрудиться, не жалея сил, средств, прославить Его навеки» (401). «Христос с нами, счастье-то какое! Христос воскресе!» (374).

«Благодать Божия да укрепит тя... Мир и спасение!» (372).

«Как блаженны вы, посвятившие себя всецело Богу! Как счастливы!» (385).

Советует

Народная мудрость гласит: «Добрый совет ценнее золота». – Нередко человек сам не может выйти из затруднения, увидеть опасность, восстать, чтобы правильно продолжить жизненный путь. Ему нужна помощь более опытного, более сильного, нужен добрый совет. – Старец-Батюшка его даёт – и дает его и «восстающему», и восставшему:

Молись усердно, горячо – отрывайся от суеты и пари над ней. – «Молись и благодушествуй в Боге... Молись непрестанно. Не путайся в мелочах, пари выше суеты и смиряйся» (373). «Храни святой пост и слезно читай молитву Ефрема Сирина» (381).

Терпи искушение. – «Искушение-то потерпи, пройдёт. Читай "Богородицу" и не злись ни на кого, на душе будет тихо» (392).

Не ищи похвал, всё спокойно переноси и за всё благодари Бога. – «Похвал от людей не жди, а жди оскорблений и унижений, они дороже; в болезнях не падай духом, а взывай о помощи – болезни наши наставники и учители. За всё благодари Господа и не срывайся – ровность духа и внутренняя тишина...» (386).

247358.p.jpg

Архим. Тихон (Агриков) в с. Удельном

Помогай другим, чем можешь. – «Ведь Рождество уже... а ты не волхв, не пастух, а кто же? Принеси что-либо Богомладенцу в дар. Слышишь, как Он плачет... Ведь о тебе, о нас всех» (391)... «Помощь старушкам по силе делай, доброе дело другим выше личного правила. Но уж утренние и вечерние молитвы читать надо, хотя на ходу» (373)... «Помогай немощным и слабым. Но храни и свой мир душевный» (375).

Всё делайте от души. – Всё, что делаете, делайте для Господа, а не для человеков (Кол. 3, 23)» (371).

«Главное – не сбиться с пути» (379).

Паки и паки советует «крепиться до конца. Большая награда ждёт» (369).

Призывает к терпению

Что часто встречается в нашей жизни? – Мало терпения, а то и полное отсутствие его. Мы больше всего настаиваем на своем, любим, когда нас слушают и не говорят ничего против. В эти минуты мы кажемся милыми, приятными, доступными, общительными, короче – благочестивыми. Но стоит кому-либо возразить нам и даже просто не согласиться с нами, как сразу же, словно порох от огня, мы вспыхиваем и меняемся – порой до неузнаваемости, до противоположного состояния. Всё наше «благородство» смывается в считанные минуты и даже секунды. – Как мы выглядим при такой перемене, – лучше не говорить, – можно только заметить, что «смешно», если бы не было грустно, грустно... И такое наше поведение случается не только на работе, в пути – по дороге на работу, но и дома, в среде своей семьи! – В чём, где причина такого «хамелионства»? – Ответят: в невоспитанности! Но если так называемый «воспитанный» человек не имеет терпения, то какая ему цена, и можно ли его называть воспитанным?! – Значит, в центре стоит терпение и терпение!

Батюшка немного говорит о терпении, но довольно часто касается его, а главное, – глубоко духовно...

Нельзя впадать в уныние, ибо оно ведёт к самому страшному последствию – к отчаянию. Но увы! оно пытается настигнуть не только «простых смертных», но и людей духовно устроенных. – Средство к отсечению его – терпение! – И Батюшка в вопросо-ответной форме (что придаёт живость) пишет: «Унываешь? – И я. Страдаешь? – И я. Немоществуешь? – И я. Потерпишь? – И я» (370).

Духовной язвой становится домашнее разделение – и опять-таки лучшее лекарство терпение. – «Домашнее разделение – язва нашего времени. Но не расстраивайся. Будь благодушная и уповай на силу Божию. Потерпишь нападение своих – спасешь их, не будешь терпеть – потеряешь навеки. Но я верю, что они Господом будут обращены, ради тебя» (376-377).

Терпеть нелегко. Но и плод терпения велик!.. Нелегко бывает совершить даже грех. Например, сколько требуется изобретательности, тщательной подготовки, слежки разбойнику, чтобы совершить своё злое дело! А плод какой? – Постоянный страх в ожидании наказания и само воздаяние. – Терпение же ведёт нас к Вечной Радости, к Вечному Свету – ко спасению... Отец Тихон это видел и звал к терпению: «Тяжёл твой крест, но потерпи, родная. Этим мы только и спасаемся» (376). «Трудно терпеть несправедливость и неблагодарность! Ой как трудно! А вот Господь сколько терпит нашего невежества!.. Потерпи и ты, милая, своих знаменитых соседей. Это ведь крест! И крест спасительный очень. В инстанциях защиты не ищите, её нет там, они сами все беззащитные, грех опутал их, как осьминог. Полагайтесь на одного Бога» (377).

«Терпи, родная, в нашей настоящей духовной жизни есть нечто крестное, голгофское, апокалипсическое. Господь сказал: ״Претерпевый до конца – спасётся“» (373). И паки повторяет, по-отцовски увещевает: «Претерпевый до конца – спасется... Потерпи ещё капельку... Господь видит наши слёзы и горькие воздыхания... Ты уж, родная, потерпи еще» (373, 374).

«Мир Божий тебе и... терпенье. Что? Кончилось терпенье-то? О Боже, помоги нам» (371).

Размышляет

Нет такого человека на нашей маленькой – одновременно и большой – планете, который бы ни о чём не думал – не размышлял: один размышляет о земном, другой о Небесном, третий... И чем ближе к Небу его мысль, тем она светлее, ибо там – Вечный Свет, к которому наша душа, уже по свойству своей природы, по свойству своего существа, стремится! Если такое стремление ослаблено, а тем более, если оно вовсе отсутствует, человеку с такой душой можно только посочувствовать, можно только пожалеть его. – Несчастен он и здесь – на земле, и Там – Горе – не ждёт его Радость!.. Да, только Церковь – Единая, Святая, Соборная и Апостольская – получила от Бога силу, возможность возносить молитву о всех, с надеждой для них мира, ослабления (прощения) и даже свободы (Митрополит Филарет. Православный Катехизис. Об одиннадцатом члене Символа веры)...

Батюшка размышляет по разным темам, суждение по которым нужно христианину (да и другим) как определение, помогающее ему взглянуть еще раз на свои поступки и сделать правильный – спасительный выбор.

Он видит трудности земного пути, но в них же усматривает особое попечение Божие – любовь Божию: «Сколько у тебя скорбей и страданий!» (387). Но: «Как... светел твой путь, как крепко возлюбил тебя Господь!» (387).

Нарушился внутренний мир, что делать? «Волнуешься? Да, трудно! Но, детка родная, так судил нам Господь. Лучше надеяться, чем тревожиться» (369).

Величайшим подвигом отец Тихон считает уход за больным: «Нет труднее подвига, как ухаживать за больным, и нет его выше, потому что, служа больному, мы служим Самому Христу» (380).

Важны и мысли Батюшки о покаянии – в них слышится указание на его образ: «Исповедуйся... Грех говори Господу. Он истинный пастырь души твоей»(378). «Исповедь не выпытывание, а покаяние» (363). «Сам Господь наш Иисус принимает твое покаяние, и, когда оно затруднительно, тогда Он чище прощает душу» (372-373).

За всё Батюшка воздаёт славу Богу и учит так поступать своих духовных чад, а вместе с ними – нас:

«Слава Богу, что мы живём Его любовью. Им и спасаемся, за Него и терпим, Его любим. Он спасёт нас и наградит вечной жизнью» (400)... «Жива? Слава Богу нашему» (372)... «Говорите себе: "Слава Богу за всё". И мир водворится в душе Вашей. Святые отцы говорят: главное – беречь душевный мир в себе и быть благодарным за всё Богу» (405).


Источник: Скурат К.Е., проф. Алфавит духовный. Из писем учителей Русской Церкви. – М.: Ковчег, 2014. С. 202-209.


Примечание

[*] Цифры в скобках указывают страницы книги-источника: Тихон (Агриков), архим. Жизнеописание. Проповеди. Письма. – СТСЛ, 2008. – 416 с.


21 Июля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...