Дух Святый

Митрополит Николай (Ярушевич)

В день Святой Пятидесятницы мы вспоминаем священное событие сошествия Святаго Духа на апостолов.

Сошествие Святаго Духа на апостолов ...jpg 
Сошествие Святаго Духа на апостолов. Икона из ризницы
Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

На другой день, называемый Духовым Днем, мы прославляем Святаго Духа, Его величие, Его силу, Его славу, Его Божество.

Святый Дух сошел на апостолов не только для того, чтобы воодушевить их на труды и руководить ими в бес­примерном в истории Церкви подвиге. Он сошел для того, чтобы оставаться в Церкви Христовой до конца мира. И как это радостно, утешительно для нас!

Апостолы получили право и власть не только разда­вать дары Святаго Духа верующим, но и передавать это право своим преемникам – епископам и священникам. Каждый из нас, грешных и немощных священнослужителей Пра­вославной Церкви, по преемству от святых апостолов по­лучил в таинстве священства эту власть раздавать верую­щим благодатные дары Святаго Духа,

Каждый из вас в дни своего младенчества получил уже первый дар Святаго Духа в Крещении, когда вы были при­несены сюда, в храм, руками ваших восприемников. И много-много раз за свою жизнь православный христиа­нин восполняет и умножает в себе эти благодатные дары, получаемые нами в таинствах церковных, и, кроме этих особых даров Святаго Духа, необходимых для роста нашей духовной жизни, бесчисленное число раз мы принимаем в себя Божественную благодать в обрядах, священнодейст­виях Церкви, через слово Божие и молитву.

Как сад растет и цветет только тогда, когда освежается влагой, так и душа каждого из нас зреет для жизни вечной только тогда, когда ее орошает благодатный дождь Святаго Духа. И мы, православные люди, всю свою жизнь живем под этим небесным дождем. «Святым Духом всяка душа живится».

Без этой благодатной помощи Святаго Духа спасти себя для вечности мы не можем. Святой Дух – это наш Бо­жественный Друг, спутник всей нашей земной жизни, вы­ражаясь народным языком, наш «кормилец». И потому праздник в честь и славу Святаго Духа  близкий, род­ной и дорогой каждому из нас. Мы вспоминаем и прослав­ляем славу и силу Святаго Духа.

Nikolay_mitropolit.jpg

Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич)

Ах, какая это сила! Могучая, не знающая преград, воистину Божественная сила! Эта сила рождает веру в сердце человека, перерождает человеческую душу, растит великих подвижников христианства и ведет каждого из нас за собой по пути вечного спасения.

День сошествия Святаго Духа напоминает нам и о первой апостольской проповеди в этот день. Апостол Петр говорил ее перед многотысячной толпой. Из книги Деяний Апостольских мы знаем, как народ, слушавший эту первую проповедь, умилялся, вздыхал, плакал, и как под ее воздейст­вием около трех тысяч человек приняли Крещение и стали первым зерном Святой Церкви Христовой. Это  действие силы Святаго Духа через проповедь слова Божия.

Мы знаем и о последующих действиях этой силы через апостольскую проповедь: как вскоре же вошло в ограду святой Церкви пять тысяч, и как «верующих более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин» (Деян. 5, 14). А ведь проповедь апостольская вовсе не была беспрепятственной. Напротив, весь языческий и иудейский мир противопоставили ей все, что только могли: и силу убеждений своих философов, и подкупы, и крова­вые гонения на христиан и на проповедников христианства. Христиан жгли и умерщвляли тысячами, и кровь убитых была семенем, из которого вырастали тысячи новых хри­стиан. Церковь чудесно ширилась и росла через проповедь слова Божия. Об этом воздействии проповеди учит и святой Апостол Павел: «Вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10, 17).

Апостолы не только устно проповедывали слово Божие,  они оставили нам и свои послания. И наша Церковь учит, что их послания, как и священные евангельские страницы, написаны под воздействием и руководством того же Всесвятаго Духа.

Сила Святаго Духа обнаруживала себя не только в апостольской проповеди, ной в проповеди их преемников, она неиссякаема  эта Божественная сила! Мы все знаем о потрясающей силе проповеди святого Иоанна Златоуста. Когда он говорил в своем Антиохийском храме, замирала жизнь в городе: люди из учреждений, школ, с базаров, отовсюду сходились в церковь, чтобы послушать златоустого проповедника. И сколько тысяч людей он привел ко Христу!

Тысячу лет назад наши предки в древней Руси приняли христианскую веру. Под действием проповеди слова Божия они сбрасывали идолов с их насиженных мест, со слезами радости принимали крещение, и огоньки веры стали рас­пространяться по всему лицу тогдашней нашей страны. Жители Киева, Новгорода, Владимира жадно слушали проповедников христианской веры и становились православными. По мере расширения границ нашей страны про­поведь слова Божия распространялась и по ее окраинам, покоряя человеческие сердца.

В XIV веке к зырянам, жителям севера, которых считали тогда диким народом, пришел святитель Стефан, отдавший всю свою жизнь делу проповеди Православия среди язычников  зырян. И сила Духа Святаго через его проповедь покорила и этот край.

Лет двадцать пять назад мне пришлось посетить этот край и я видел, как простой, бесхитростный, честный, миролюбивый и трудолюбивый зырянский народ хранит до сих пор заветы святителя Стефана, которого он считает своим просветителем. С любовью православные зыряне выполняют все посты и церковные обряды и с великим благоговением произносят они имя святителя Стефана.

В начале XVIII века в восточной Сибири появился свой апостол  святой Иннокентий, епископ Иркутский, кото­рый горячей проповедью слова Божия победил сердца жителей Сибири, много сделав здесь для распространения Православия.

Перед первой мировой войной апостолом среди кам­чадалов-жителей Камчатки  явился молодой иеромонах о. Нестор. Приезжая неоднократно в Петербург с докладами о своей работе, о. Нестор рассказывал о тех чудесах, какие его проповедь совершала в сердцах камчадалов, когда эти люди, по личной своей инициативе, изъявляли готов­ность идти на любые подвиги во имя Христа.

Дух Святый через проповедь слова Божия рождает веру. Так было и так есть, потому что Дух Святый есть «дух живый и действуяй».

И нам, недостойным служителям Церкви, с великой радостью неоднократно приходится слышать о том, как через проповедь слова Божия укрепляется вера, как к равнодушным в отношении веры она возвращается, а у не­верующих загорается вновь,

Сила Святаго Духа проявляется не только в этом. Мы уже сказали: Дух Святый перерождает человеческие души. И вот первый пример  святые апостолы. В день сошествия Святаго Духа они сделались совсем иными: из боязливых, колебавшихся, мало понимавших истины веры, они стали пламенными и неустрашимыми проповед­никами слова Божия. Они знали, что идут навстречу не только издевательствам и насмешкам, но и темничному заключению, пыткам и кровавой смерти; их ничто не могло остановить в их подвиге.

Великая, перерождающая людей сила Святаго Духа проявлялась и проявляется во все века истории Христовой Церкви. Какая сила, как не эта, великую блудницу Марию Египетскую подняла на такую высоту святости, при виде которой изумлялись современники, изумляются и потомки! Что, как не сила Святаго Духа, переродила и другую блудницу Евдокию, которая остановилась в одной гостинице с святым мужем и, случайно услышав его молитву, обратилась ко Христу и пошла противоположным путем: не по ступеням греха, в бездну гибели вечной, а по ступе­ням жизни во Христе, все выше и выше к Небу.

Святый Дух  всегда «живый и действуяй». И разве сейчас многие из нас не знают случаев, когда под влиянием слова Божия и проповеди его люди развратные становятся воздеряганными, грубые  роткими, скупые и жестокие  сострадательными и мягкими?

Дух Святый восстанавливает нашу падшую природу, возрождает ее и созидает в нас нового человека, «созданного по Богу в правде и преподобии истины» (Еф. 4, 24).

Святый Дух рождает и воспитывает подвижников на­шей веры. Преподобные Сергий и Серафим, сумевшие со­хранить неповрежденными от дней младенчества и детства первые дары Святаго Духа, уже в юности своей шли путем подвигов, освящаемые и усовершаемые в этих подвигах христианского самоотвержения под непосредственным ру­ководством и при содействии Божественного Наставника  Животворящего Духа Святаго. И какой духовной красотой они сияли к концу своей земной жизни! Их души были чистыми храмами Святаго Духа. Оптинские, Глинские, Саровские старцы привлекали к себе тысячи людей, прихо­дивших для беседы с ними, для того, чтобы раскрыть праведным старцам свои наболевшие души. И какой силой они раздавали утешение этим людям? Силою Святаго Духа.

Русский верующий народ, в течение тысячи лет питаю­щийся благодатными дарами Святаго Духа, воспитал в себе под этим воздействием склонность к подвижничеству, к строгому соблюдению постов, любовь к паломничеству. Из всех православных церквей самая продолжительная служба совершается в русской Церкви. И русские верующие люди с усердием простаивают многие часы за богослужением в храмах, нередко душных от переполнения их народом.

Все это  проявление силы Святаго Духа, великой, могучей, Божественной. Она ведет нас по пути к вечному спасению. Дух Святый через слово Божие указывает нам путь к вечной жизни. Он и укрепляет нас на этом пути, Он и утешает в минуты опасностей.

Наша Церковь называет Святаго Духа нашим Просве­тителем, потому что через Него преподаются нам истины веры, просвещается ими ум наш и согревается ими сердце наше.

Он  наш Освятитель, потому что Его благодатными дарами освящается наша душа. Дух Святый сообщает всем силам и способностям человека новое, духовное на­правление  к Богу, к добру, к святости, дает человеку духовную крепость и силу, очищает нас от греха и скверны, попаляет в нас тернии греховные. Дух Святый «устрояет» душу «горе», направляя ее к Царству Небесному.

Он — наш Утешитель, потому что в Нем  источник утешения православного христианина во всех его жизненных испытаниях. Он посещает души наши в минуты сердечного сокрушения нашего о грехах, оживляя в нас надежду на милосердие Божие. Он утешает скорбящие души Своим благодатным Божественным дыханием, ниспосылает в них мир и преданность воле Божией.

Если благодать Святаго Духа так необходима для человека, что без ее содействия он не может ни знать путей, ведущих в жизнь вечную, ни очиститься от грехов, ни преуспевать в подвигах христианской жизни, то долг наш требует постоянно, неотступно желать даров Святаго Духа.

Мы и просим за каждой нашей утренней и вечерней молитвой, за каждым богослужением в храме: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины,... прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны и спаси, Блаже, души наша».

Мы веруем, что силою Святаго Духа совершается наше вечное спасение.

По слову Апостола Павла, мы  «храм живущего в нас Святаго Духа» (1 Кор. 6, 19). Это высочайшая честь, какой удостаивает нас Небесный Отец, величайшее и наше счастье!

Но мы только тогда будем храмом Святаго Духа, когда будем этого достойны: когда в сердце нашем не будет той грязи греховной, того равнодушия к делу нашего спасе­ния, того падения духа веры, при которых Дух Божий не может оставаться в нашем сердце, и когда мы будем сознавать свою немощь и бедность духовную.

Надо же искать, по слову Христову, прежде всего Царствия Божия и к нему стремиться всей душой, боясь потерять Его в себе,  если будем не радеть о своем вечном спасении,  эту радость и честь жить под осенением бла­годати Святаго Духа!

Дух Святый да пребывает неотлучно с каждым из нас, укрепляя и утешая нас на пути к небесной Родине нашей!


Источник: митрополит Николай (Ярушевич). Слова и речи. Т.2 (1947-1950 гг.) - М., Издание Московской Патриархии1950.



17 Июня 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...