Древняя святыня: икона Божией Матери «Знамение» Новгородская

В.С. Кутковой

Самым древним на Руси образом Богоматери Знамение является Новгородская икона, написанная во второй четверти – середине XII века. Но это название начинает связываться с ней, как ни странно, только в конце XV столетия, особенно четко – с XVI века, а окончательно закрепляется в XVII столетии. Отмечать праздник иконы 27 ноября стали, по всей видимости, еще до явления ею чуда новгородцам, ибо оно произошло 25 февраля 1169 года, однако в Новгородской Первой летописи сообщается, что новгородцы одолели суздальцев «силою крестною и святою Богородицею» [1], т.е. какое-либо наименование с иконой не связывается. Икону летописец называет просто «святою Богородицею», без конкретного эпитета. Термин «знамение» тогда по обыкновению употреблялся в том же значении, что и у В.И. Даля: «Знамение – ср. знак, признак, примета; клеймо, тамга, печать; явление природы или чудо, для знаменования, доказательства, предвещенье чего-либо» [2].

8820.jpg

Новгородская икона Божией Матери «Знамение».
1500-1169 гг. Софийский собор, Великий Новгород

Каково происхождение этого слова? Этимология «знамения» напрямую связана с глаголом «знать». Индоевропейское ĝen – «знать» тождественно ĝen – «рождать, рождаться» и происходит из этого последнего [3]. Именно понятия «рождать(ся)» и «знать» составляют смысл слова «знамение». То же можно сказать и об иконе с этим названием.

Попробуем разобраться в символических и богословских особенностях иконографии образа. При этом не будем забывать об условности языка иконы и о разнице между изображением и изображаемым. И.К. Языкова пишет: «В момент созерцания иконы молящемуся как бы открывается святая святых, внутренняя Марии, в недрах которой Духом Святым зачинается Богочеловек» [4]. Подчеркнем это «как бы». С такой оговоркой одно из значений круга, в котором изображен Эммануил, следует понимать и воспринимать как символ откровения. По все-таки откровения – Божественного знамения. И хотя нам открывается самое сокровенное, тем не менее, это только первая ступень беседы иконы с нами, когда знамение есть «предвещение чего-либо». На второй ступени Богородица, зная Спасителя еще до Рождества, еще во чреве, рождает – на иконе как бы извечно отправляет – Богомладенца в мир для спасения рода человеческого.

35736.p.jpg

Икона Божией Матери «Знамение».
Кон. XVI в. Собрание П.Д. Корина

По отношению к небу руки Богородицы воздеты, они открыто распахнуты навстречу Тому, Кто выше всей вселенной, а по отношению к молящемуся они благословляют. Это очень древний молитвенный жест; по свидетельству Тертуллиана, руки христианами его времени воздевались и распростирались, «подражая страсти Господней» [5]. Молитвенно воздетые руки Богородицы означают также заступничество за людей перед Богом. Надпись на одной из византийских печатей начала XIII века гласит: «Простирая свои руки и принося заступничество свое всей вселенной, дай и мне свой покров, о Пречистая, для того, что я должен совершить» [6]. С руками, воздетыми к небу, молился и Моисей во время битвы израильтян с амалекитянами: «И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль, а когда опускал руки свои, одолевал Амалик; но руки Моисеевы отяжелели, и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной стороны, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца» (Исх. 17, 11-12). Здесь наглядно подтверждается значение всей психофизической стороны моления: мало произносить слова в сердце, не последнюю роль играет и поза молящегося, и его жесты. Обратим также внимание на тему света и благодати, сопровождающую этот жест. Имя «Ааро́н» переводится как «гора света», «Ор» – свет. А руки самого Моисея были «подняты до захождения солнца», то есть руки, поддерживаемые «светами», протягивались к Свету и получали благодать Божию. Точно также во время Литургии перед престолом протягивает руки священник, возглашая: «Горе́ (слав. – кверху, ввысь) имеем сердца́!» Потому можно говорить о каноничности данного жеста, издревле применяемого в Литургии, о своеобразной связи через этот жест Ветхого и Нового Заветов.

35737.p.jpg

Богоматерь «Великая Панагия». Ок. 1224 г. ГТГ

То же самое заложено в иконографии Знамения. И здесь мы видим исполнение Ветхого Завета в Новом. Богомладенец в изобразительном отношении условно, но извечно рождается в мир на его спасение. Потому Он нередко и помещен в мандорле [7], сквозь круги которой как бы исходят в мир Божественные энергии (опять тема света и благодати, отраженная даже в цвете одежды Эммануила). Мандорла в данном случае выступает в роли знака движения – движения Младенца и света. И когда при осаде Новгорода стрела суздальцев попала в икону и икона отвернулась от нападавших, то суздальцы тем самым лишились света и благодати, а новгородцы, напротив, получили эту благодать для решительных действий и победы над противником. Напомним, что греч. ἐνέργεια переводится как «действующая сила», а «знамение», по В.И. Далю, есть знак. Но греч. «знамение» – σημεῖον – это чудесный знак, а не обычный. В новгородской Праздничной минее (около второй четверти XIV века) данное слово в отношении чудотворной иконы употребляется именно как предзнаменование, чудо. Другое назначение мандорлы в данном случае – подчеркнуть христоцентризм иконы: и концентрическими кругами вокруг Богомладенца («Свет пришел в мир» Ин. 3, 9 [8]), и своим высоким иерархическим статусом в системе иконописных символов. Простертые из медальона руки Богомладенца в Великой Панагии (от греч. Παναγία – Всесвятая) указывают на проникновение вечности во время [9], а значит – на упразднение времени, что характерно для православного мировосприятия [10].

Итак, первый смысл иконы Знамение – откровение. Вместе с тем в ней кроется и другое значение: христиане, со своей стороны, узнают Рождение и приход в мир Спасителя, знают Его и свидетельствуют о Нем как об узнанном. То есть рождение (γέννησις), собственно, и происходит во имя творения (γένεσις), чтобы вернуть творение к божественному плану: дабы человек стал тварным богом по благодати. Иначе говоря, без разделения и смешения возникает двойственное единство «Бога и меня» – единство, о котором писал в свое время С.Л. Франк. Напомним, что слово «Божество» указывает в богословии на свойство, на природу, а слово «Бог» – на Личность. В качестве сверхвременного или вневременного акта происходит исполнение слов пророка Исайи: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему: Эммануил, что значит: с нами Бог» (Ис. 7, 14; Мф. 1, 23). В XV веке этот текст Исайи приводится не только на иконах пророческого чина иконостаса, как в Успенском соборе Кирилло-Белозерского монастыря [11], но и служит основой для вольных литературных переложений, в которых по отношению к пророчеству употребляется слово «знамение» [12].

35738.p.jpg

Оранта. Фрагмент росписи свода.
2-я пол. III в. Катакомбы Каллиста. Рим

Религиозный опыт молитвенного общения с иконой позволяет обнаружить в себе новое состояние, исполненное божественных энергий. Для его обозначения подходит греческий термин ἔνϑεος [13] – букв. наполненный божеством. На это состояние указывают слова Христа: «Царствие Небесное внутри вас есть» (Лк. 17, 21). Мы облечены во Христа, а Христос пребывает в нас. В этом случае на личном уровне между Первообразом и человеком при посредстве иконы устанавливается реальная взаимосвязь, а на общественном – икона становится общенародной святыней. Так священной охранительницей Великого Новгорода стал образ именно Богоматерь Знамение. Эта икона считалась в Византии и на Руси также покровительницей Церкви, чем объясняется частое употребление ее иконографии на печатях монастырей, епархий и митрополий [14], в люнетах над входом в храм [15], в конхах апсид [16]. Есть основания для установления связи Богородицы Знамение с иконой Благовещения. Если в недрах Марии «Духом Святым зачинается Богочеловек», как богословски верно отметила И.К. Языкова, то это и есть начало исполнения пророчества об Эммануиле – благая весть перешла в стадию своего осуществления. Поэтому Э.С. Смирнова совершенно права, считая изображения на обратной стороне иконы образами Иоакима и Анны, а не апостола Петра и мученицы Наталии, как полагал В.И. Лазарев с последователями. Тема Боговоплощения – центральная для иконы «Знамение» (поэтому данная иконография и канонична для центра пророческого чина иконостаса). Обе стороны знаменитого новгородского образа с нарастанием содержания свидетельствуют именно о Боговоплощении. В противном случае теряется богословская связь между аверсом и реверсом этой иконы, что приходит в противоречие практике церковной жизни. Подобная связь присутствовала в подавляющем большинстве выносных православных образов.

Oranta9.jpg

Оранта. Мозаика.
Софийский собор. Киев. 1043-1046 гг.

С иконой «Знамение» непосредственно связан особый чин в честь Матери Божией, получивший название Чин Возношения Панагии. Но мы знаем, что Панагией называются и энко́лпион – небольшое изображение Богородицы, носимое архиереем на груди поверх облачения, и просфора, из которой на Литургии изъята частица в память Пречистой. Просфора во время трапезы обязательно ставилась на специальное блюдо – панагиар, с изображением Богоматери Знамение, часто в окружении пророков. На византийских панагиарах XII-ХIII веков можно видеть надпись: «Христос есть Хлеб. Дева дарует Тело Богу Слову». Надпись наносилась не только ради украшения; смысл ее заключался в том, чтобы таинственно соединить чин Панагии и смысл Святого Хлеба – Тела Христова, полученного Им от Своей Матери. Так Чин Панагии возвращает нас к теме Боговоплощения.

Родословная иконографии Знамения восходит к изображению Оранты, которую на Руси называли еще Нерушимой стеной, потому что «считали Заступницей "всех городов, предградий и весей" в борьбе против извечных врагов – степных кочевников» [17]. Правильно ли считать, что Оранту изображали как заступницу, начиная с росписей катакомб? В них можно видеть немало похожих по иконографии изображений: так первоначально изображались, например, души умерших, которые молились за еще живых христиан. Ора́нта была и есть символ Небесной Церкви. Она стала таковым в полной мере и осознанно с того момента, когда была отождествлена с личностью Богородицы. Уже в катакомбах «под образом молящейся жены древние христиане имели обыкновение изображать иногда не кого другого, как Пресвятую Деву Марию», сопровождая фрески надписями «Maria» и «Mara».

35739.p.jpg

Ампула Монцы. VI-VII вв. Византия, Палестина

Тем не менее, «в этих Орантах мы имеем не портретный, индивидуальный тип Богоматери, но условное Ее изображение, принятое для каждой степенной христианской женщины». Однако в клейме Вознесение ампулы Монцы (иконография клейм восходит к IV-VI векам) мы видим Оранту уже, несомненно, в лице Божией Матери, видим Ее как персонификацию апостольской Церкви. С IX века Ее начали писать в конхе апсиды. Как отмечает И.К. Языкова, с тех нор «тема заступничества обретает более широкий аспект: молитва Богоматери связывает воедино Небесное Царство, представленное в верхней части храма, с "миром дольним" – у нее под ногами. Богоматерь Оранта как бы раскрывается навстречу Христу, который снисходит через Нее на землю, воплощается в человеческом образе и освящает Своим Божественным присутствием человеческую плоть, превращая ее в храм, – отсюда Богоматерь Оранта трактуется как олицетворение христианского храма, а также всей новозаветной Церкви» [18].

Сербскими изографами в XIV веке написана фреска по типу новгородской иконы Знамение, где Матерь Божия, изображенная в рост, одета не в привычную тунику, а в хитон с клавами [19]. Подобные примеры можно видеть на некоторых фресках Оранты в катакомбах. Богородица в данном случае понималась как сама Церковь и как посланница. Если раньше заступничество Пречистой подразумевало движение от дольнего к горнему, то здесь оно понимается как апостольское и направлено от горнего к дольнему.

35740.p.jpg

Образ Божией Матери «Оранта».
Фреска. XIV в. Сербия

Протографы Богоматери Знамение известны тоже с IV века (катакомбы святой Агнессы в Риме) и, судя по отсутствию нимба у Богомладенца, созданы были до 1 Вселенского Собора, то есть до 325 года. А в V-VI веках их писали уже на иконах и в настенных росписях храмов, чеканили на монетах, воспроизводили на печатях византийских императоров, что говорит об их Константинопольском происхождении. Особенно широкое распространение данная иконография получает с XI-XII веков и становится популярной во всей православной ойкумене. Тем не менее, многие искусствоведы считают временем появления этого извода лишь середину XI столетия, ссылаясь на сохранившиеся изображения монет (номисма [20] императриц Зои и Феодоры, 1042 год) и на сфрагистику (печати императрицы Евдокии Макремволитиссы, жены Константина X (1059-1067) и Романа IV (1068-1071)). По всей видимости, путаница здесь происходит из-за нечеткой классификации названий иконографических типов, поскольку традиция закрепления устойчивых наименований того или иного типа Богородичных икон складывается лишь ко времени заката Византийской империи, а возможно, и позже – уже в поствизантийское время.

35741.p.jpg

Икона Божией Матери «Влахернитисса».
Сер. XIII в. Монастырь св. Екатерины. Синай

По мнению И.К. Языковой, иконография Оранты есть сокращенный и усеченный вариант Богоматери Знамение. Такое мнение не может не вызвать возражения. Поскольку извод Оранты древнее Знамения, то первый не может быть «сокращенным вариантом» второго: усекать можно лишь то, что уже есть. Здесь мы имеем дело не с сокращением иконографии образа, а с его строительством. Поэтому схема Знамения и сложней схемы Оранты, причем, не только внешне, но и внутренне. «Это наиболее богословски насыщенный иконографический тип» [21], – убеждена и И.К. Языкова.

Мы уже удостоверились на примере кипрских фресок [22] в несомненной связи изображений Знамения с Богоматерью Влахернитиссой [23], что лишь подтверждает понимание слова «знамение» как чуда, ведь события 910 года, имевшие место во Влахернском храме [24], уже более восьмисот лет отмечаются Русской Православной Церковью как праздник Покрова Божией Матери. Видимо, закономерно, что икона именуется Знамением только на Руси и нигде больше. В других странах она известна под иными названиями, преимущественно взятыми из акафистов. «В искусстве византийского круга для данной иконографии использовалось несколько терминов, которыми часто оперируют и историки искусства: Платитера (от Πλατυτέρα τόν οὐρανόν – ши́ршая небес, из Литургии Василия Великого), Эпи́скепсис (Еπίσκεψις – покровительница, заступница), Мега́ли Панаги́я (Μεγάλη Παναγία – Великая Всесвятая)» [25]. Добавим сюда Пантона́ссу (Παντο – все + νάσσα от ναίω – жить, обитать; находиться; населять).

35742.p.jpg

Икона Богоматери «Платитера». XV в. Греция

Следует отметить и определенную иконографическую связь между образом Богоматерь Знамение и иконой Богоматерь Никопе́я (Никопея – победотворная) [26]. При реставрации Влахернского храма (1030-1031 годы), во время правления императора Романа III Аргира, строителями была обнаружена замурованная в стене икона, которую спрятали от иконоборцев, скорее всего, в VIII веке при императоре Константине Копрониме. Найденный образ описал свидетель событий Иоанн Скилица. Его текст достаточно долго понимался как описание извода, идентичного тому, что и извод новгородской иконы Знамение, однако современные исследователи сделали более точный перевод, из которого следует, что Богородица держит мандорлу с Богомладенцем в своих руках. С такой иконографией мы уже встречались. Так была найдена Никопея, известная с доиконоборческих времен. До наших дней дошла аналогичная Синайская икона VII века. Роль этого извода, по мнению В.Н. Лазарева и академика Н.П. Кондакова, перекликается с той ролью, которую призвана играть новгородская святыня – Богоматерь Знамение.

Отметим, насколько точно наши предки дали название образу! Чудо неразрывно связано с этой иконой. Особенно для новгородцев. В 1169 году чудесным образом они получили от нее помощь при осаде города суздальцами, в 1356 году пожар, возникший в церкви, утих после молебна перед иконой, в 1611 году из церкви Знамения были выброшены шведы, пытавшиеся ее ограбить. Сравнительно недавно, многие присутствовавшие были свидетелями небесного явления: 15 августа 1991 года при передаче иконы из музея, где она долго хранилась, Новгородской епархии радуга окружила кольцом золотой купол Софийского собора, а потом стала подниматься и растворилась в чистом, без единого облачка небе.

35743.p.jpg

Икона Богоматери «Пантонасса».
XV-XVI вв. Греция

В заключение напомним, что слово «чудо» образовано от глагола «чути» – то есть «слышать, ощущать». Бог, учитывая человеческую природу, для спасения Своего народа обращается к нему при помощи знамений. Пока мы будем «чуять» всеприсутствие Божие и всемирный покров Богородицы, можно надеяться на Ее заступничество и помощь в скорбях. А через Ее образ Знамение будет и дальше нисходить на нас благодать Божия.

Источник: Кутковой В.С. Краски мудрости. – М.: Паломник, 2008. С. 298-310.

Примечания

[1] Цит. по: Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: некоторые вопросы Богородичной иконографии XII в. // Древнерусское искусство. Балканы. Русь. – СПб., 1995. С. 289.

[2] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 1. – М., 1994. С. 687

[3] Кстати, отсюда и греческие γέννησις (рождение) π γΐνεσις (творение), которые нельзя путать между собой, но которые еще со времен ересиарха Ария, к сожалению, принимают одно за другое.

[4] Языкова И.К. Богословие иконы. С. 93.

[5] Тертуллиан. О молитве // Избр. соч. – М, 1994. С. 299.

[6] Цит. по: Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: некоторые вопросы Богородичной иконографии XII в. С. 292.

[7] Мандо́рла (от итал. mandorla «миндалина») – в христианском искусстве особая форма нимба, сияние овальной формы, вытянутое в вертикальном направлении, внутри которого помещается изображение Христа или Богоматери (реже святых).

[8] В древности новгородская икона производила светоносное впечатление более сильное, чем сегодня, ибо по силуэту изображения была обрамлена блестящим металлическим окладом, предохранявшим святыню от механических повреждений.

[9] Вспомним мысль Г.М. Прохорова, касающуюся крестообразности времени, кратко изложенную в главе «О кресте».

[10] Валерии Лепахин считает время – иконой вечности: «Время, будь то хронологическое или циклическое, не самостоятельно и автономно, но тесно связано с вечностью, оно понимается и изображается как двуединая времевечность. Время не мыслится вне вечности, из которой оно "выпадает" при сотворении мира и которая полагает ему конец (Откр. 10, 6) перед Вторым пришествием и началом Страшного суда» (Лепахин В. Иконичный образ святости // http://www.pravoslavie.ru/jurnal/050617200127). Отметим, что еще Платон связывал время с вечностью. Для него время – несовершенный образ вечности.

[11] Лелекова О.В. Иконостас Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, 1497 год // Исследование и реставрация. – М, 1988. С. 320.

[12] На образе пророка Софонии, ныне находящемся в Русском музее, можно видеть надпись: «Аз Тя пропове́да мла́ду, из Нея́ же стра́шно зна́мение» (См.: Смирнова Э.С. Московская икона XIV-XVII веков. – Л., 1988. Табл. 104).

[13] Любопытно, что от этого греческого слова и произошло некогда очень популярное – «энтузиазм».

[14] См. печати киевских митрополитов Никифора I (1104-1121) и Михаила (1131-1147), новгородских епископов Нифонта (1131-1156) и Аркадия (1156-1158), смоленского епископа Мануила (1137-1167), галичского епископа Козьмы (1157-1165).

[15] См., например: 1) фреска Богоматерь Влахернити́сса, храм Панагии Форбиотиссы в Асину на Кипре (1105-1106 годы); 2) фреска кисти Феофана Грека Богоматерь Знамение над входом Троицкого придела, хоры храма Спаса на Ильине улице, Новгород (1378 год); 3) фреска Оранта (с Богомладенцем в медальоне) из монастыря Молдовита, Буковина, Румыния (XVI век).

[16] См. фреску Богоматерь Влахернити́сса, храм Панагии в Трикомо на Кипре (нач. ХII – 1130-е гг.) и др.

[17] Логвин Г.Н. София Киевская. – К., 1971. С. 26.

[18] Языкова И.К. Богословие иконы. С. 189.

[19] Клав или кла́вий – нашивное украшение в виде вертикальных полос, идущих от плеч до нижнего края одежды; служили знаками отличия римских граждан. «Клав – символ посланничества (миссии), поэтому он и усвоен, прежде всего, Христу Спасителю как посланному в мир Богом Отцом с определенной миссией – спасти мир (Ин. 6, 38-40, 44 и др.), а затем и апостолам и пророкам как Божиим посланникам (Мф. 28, 19-20), возвещавшим людям волю и словеса Божии. Цвет клава всегда больше или меньше отличается от цвета хитона. Очень часто он бывает желтого цвета разных оттенков и почти всегда украшается золотым ассистом» (Иулиания (Соколова), мон. Труд иконописца). Также, в иконографии Спасителя клав знак царственности, чистоты и совершенства человеческой природы Христа.

[20] Номи́сма (греч. νόμισμα) – византийский вариант солида, на протяжении семи столетий сохранявшую высокое содержание золота (24 карата). На смену номисме пришел имперпир (греч. ὑπέρπυρον) или сверхчистая номисма (νόμισμα ὑπέρπυρον) – византийская золотая монета кон. XI – сер. XIV в.

[21] Там же. С. 92.

[22] См. настенные росписи в храме Панагии Форбиотиссы в Асину и в храме Панагии в Трикомо, о которых шла речь выше.

[23] «Название "Влахернитисса" встречается как на композициях с Богоматерью Орантой без медальона с Эммануилом, так и на композициях с Богоматерью и Эммануилом, т.е. как на новгородской иконе. Однако, сами византийцы применяли это название не только к этим, но и к другим изображениям, например, к Богоматери с младенцем типа «Умиления» по иконографии более всего напоминающую нашу Толгскую. Вероятно, все чтимые образы Влахерн, с их разнообразными иконографическими типами могли называться «Влахернитисса», в том числе и вариант новгородской чудотворной иконы». (Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: некоторые вопросы Богородичной иконографии XII века. С. 292)

[24] «Знамение Божией Матери во Влахернской церкви» эсхатологично. По пророчествам, Покров является знамением и чудом последних времен. Значение этой тайны откроется тогда, когда зло одержит на земле уже как будто полную и безоговорочную победу. Что это будет за откровение, нам неизвестно теперь», – пишет современный автор. (Рогозянский Андрей. Покров: богословская тайна и исторический парадокс).

[25] Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: некоторые вопросы Богородичной иконографии XII в. С. 290.

[26] См.: Лазарев В.И. Русская иконопись // Иконы XI-XIII вв. – М. С. 42, 166. А также: Кондаков Н.П. Иконография Богоматери. Т. 2. – Пг., 1915. С. 105-123.


10 Декабря 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...