История изучения коллекций лаврской ризницы

История изучения коллекций лаврской ризницы

История открытий памятников древности, как оказывается в результате исследований последних лет, увлекательна и захватывающа. В предлагаемом сообщении речь пойдет об истории изучения коллекций ризницы Троице-Сергиевой Лав­ры, о тех попытках публикаций лаврских древностей, которые были предприняты самой обителью силами своих литографов. Причем, в первую очередь, нас будут интересовать не только публикации произведений живописи, но и издания, посвященные ризничным предметам. В исследованиях по литографской мастерской Лавры не раз упоминалось об изданиях раритетов и подробно изложена история опубликования древней лицевой рукописи «Житие преподобного Сергия Радонеж­ского» в 1852-1853 гг. Публикация рукописного памятника была откликом на тот интерес к историческим и агиографическим источникам, который проявился в конце XVIII – начале XIX вв. Памятники прикладного средневекового искусства (не принимая во внимание издание сводов археологических находок) стали, пожалуй, впервые объектами интереса знатоков и издателей.

Публикациям ризничных памятников способствовала не только организация ли­тографской мастерской в Лавре. Этому предшествовал довольно длительный период осознания значения лаврских произведений как памятников древности. Извест­ны действия митр. Платона (Левшина) по сосредоточению ценных древних предметов живописи, рукописей, драгоценных украшений икон в ризнице и выявлению среди ризничных предметов древних вкладных произведений. Затем эта деятельность была продолжена митр. Филаретом (Дроздовым). Таким образом, уже к 40-м годам XIX в. в среде лаврского начальства сложилось определенное представление о значении лаврских памятников для исторического, культурного и духовного наследия России.

Благодаря взаимодействию руководства Лавры и ученых духовной академии, в первую очередь митр. Филарета и наместника Антония, профессоров А. В. Горского и Ф. А. Голубинского, и был выделен круг памятников, которые издавались лаврскими литографами. Более четко намерения издателей сформиро­вались к концу 40-х – началу 50-х годов XIX в.

В 1840-е годы основное внимание уделялось публикации мемориальных предметов, связанных с именами преподобных Сергия и Никона Радонежских. Первые рисунки для литографирования были подготовлена и прошли цензуру Ф. А. Голубинского в 1843 г. А. В. Горский в своей рукописи «Историческое опи­сание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры» описывал эти раритеты в отдельном разделе главы, посвященной ризнице. К концу 1840-х годов было сделано издание нескольких древних икон, литографии с которых можно с разной степенью достоверности определить как публикации памятника. Видимо, в это же время сложилась идея альбомных изданий древностей. Первым из них был альбом, посвященный мемориальным памятникам.

На рубеже 1840-1850-х годов началось создание новой серии древностей, получившей впоследствии название «Коллекция панагий». Первыми были изданы три панагии: вложенная в 1599 г. царевичем Феодором Годуновым, пожалованная в 1744 г. имп. Елизаветой Петровной архим. Арсению (Могилянскому), устроенная в 1780-е годы митр. Платоном, в которой камень имеет нерукотворное изображение. В 1853 г. издание выходило полным комплектом, включая около тридцати панагий, резной складень Амвросия, резные иконки XV-XVIII вв.

Стремясь к достоверности в передаче памятника литографы показывали лице­вую и оборотную стороны, а в панагиях – и виды внутренних сторон створок. В иконах и объемных произведениях часто передавались толщина доски, важные надписи, размеры предмета.

Отбор памятников – свидетельство представлений XIX в. о древностях, их исторической и художественной значимости. В определенном смысле эти публикации проявление той эстетической и исторической культуры, которая была свойственна ученой и просвещенной среде России середины этого столетия.

О. И. Зарицкая

Источник: Тр.-Серг. Лавра в ист., культ. и дух. жизни России: материалы III междунар. конф.: тезисы докладов. СП, 2002.


10 Апреля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Пожар в Гостином дворе
Пожар в Гостином дворе

27 июня (ст. ст.) (9 июля нов. ст.) 1838& года в верхнем конце Переславской улицы, севернее Троице-Сергиевой лавры, начался пожар. Огонь уничтожил почти всю северо-восточную и восточную часть города вплоть до Рождественской церкви рядом с Красногорской площадью.

Превращение Троицкого монастыря в мощную подмосковную крепость
Превращение Троицкого монастыря в мощную подмосковную крепость

В годы правления Ивана Грозного придавалось большое значение превращению Троицкого монастыря в мощную подмосковную крепость, имевшую важное значение на северных подступах к Москве.

Распоряжение императрицы
Распоряжение императрицы

Летом 1732 года в Троице-Сергиевой Лавре шло строительство каменной церкви «над гробом святаго преподобнаго Михея Радонежскаго, ученика святаго преподобнаго отца Сергия…». Возвести храм распорядилась императрица Анна Иоанновна во время своего последнего визита в обитель.

Публичное наказание на Красногорской площади
Публичное наказание на Красногорской площади

29 июня (н. ст.) 1746 года на Красногорской площади перед въездными в Лавру Успенскими воротами состоялось публичное наказание плетьми нескольких человек. Они были пойманы с чужим имуществом 18 мая, на следующий день после сильнейшего в истории города пожара. Приговор вынес Учрежденный Собор Лавры. Он имел право административной и судебной (кроме уголовных дел) власти над жителями окружавших обитель Троицких слобод.

Новая паперть Успенского собора
Новая паперть Успенского собора

28 июня (н. ст.) 1781 года началась разборка старой паперти перед Успенским собором. Ее планировалось заменить каменным крыльцом в соответствии с фасадом, утвержденным владыкой Платоном. Строительство крыльца завершилось в сентябре того же года