Древности Троице-Сергиевой Лавры. История первых публикаций

Древности Троице-Сергиевой Лавры. История первых публикаций

История открытий памятников древности, как оказывается в результате ис­следований последних лет, увлекательна и захватывающа. В предлагаемом сообще­нии речь пойдет об истории изучения коллекций ризницы Троице-Сергиевой лав­ры, о тех попытках публикаций лаврских древностей, которые были предприняты самой обителью силами своих литографов. Причем, в первую очередь нас будут интересовать не только публикации произведений живописи, но и издания, посвя­щенные ризничным предметам. В исследованиях по литографской мастерской Ла­вры не раз упоминалось об изданиях раритетов и подробно изложена история опубликования древней лицевой рукописи «Житие преподобного Сергия Радонеж­ского» в 1852-1853 гг. Публикация рукописного памятника была откликом на тот интерес к историческим и агиографическим источникам, который проявился в конце XVIII — начале XIX в. Памятники прикладного средневекового искусства (не принимая во внимание издание сводов археологических находок) стали, пожа­луй, впервые объектами интереса знатоков и издателей.

Публикациям ризничных памятников способствовала не только организация ли­тографской мастерской в Лавре. Этому предшествовал довольно длительный пери­од осознания значения лаврских произведений как памятников древности. Извест­ны действия митрополита Платона по сосредоточению ценных древних предметов живописи, рукописей, драгоценных украшений икон в ризнице и выявлению среди ризничных предметов древних вкладных произведений. Затем эта деятельность бы­ла продолжена митрополитом Филаретом. Таким образом, уже к 40-м годам XIX в. в среде лаврского начальства сложилось определенное представление о значении лаврских памятников для исторического, культурного и духовного наследия России.


Митрополит Филарет. Богослужение в Московской духовной академии.
Архивное фото

Благодаря взаимодействию руководства Лавры и ученых Духовной Академии, в первую очередь митрополита Филарета и наместника Антония, профессоров А.В. Горского и Ф.А. Голубинского, и был выделен круг памятников, которые издавались лаврскими литографами. Более четко намерения издателей сформиро­вались к концу 40-х — началу 50-х годов XIX в.

В 1840-е годы основное внимание уделялось публикации мемориальных предметов, связанных с именами преподобных Сергия и Никона Радонежских. Первые рисунки для литографирования были подготовлена и прошли цензуру Ф.А. Голубинского в 1843 г. А.В. Горский в своей рукописи «Историческое опи­сание Свято-Троицкой Сергиевой лавры» описывал эти раритеты в отдельном раз­деле главы, посвященной ризнице. К концу 1840-х годов было сделано издание нескольких древних икон, литографии с которых можно с разной степенью досто­верности определить как публикации памятника. Видимо, в это же время сложи­лась идея альбомных изданий древностей. Первым из них был альбом, посвящен­ный мемориальным памятникам.

На рубеже 1840-1850-х годов началось создание новой серии древностей, по­лучившей впоследствии название «Коллекция панагий». Первыми были изданы три панагии: вложенная в 1599 г. царевичем Ф. Годунова, пожалованная в 1744 г. императрицей Елизаветой Петровной архимандриту Арсению, устроенная в 1780-е годы митрополитом Платоном, в которой камень имеет нерукотворное изображение. В 1853 г. издание выходило полным комплектом, включая около тридцати панагий, резной складень Амвросия, резные иконки XV-XVIII вв.

Стремясь к достоверности в передаче памятника литографы показывали лице­вую и оборотную стороны, а в панагиях — и виды внутренних сторон створок. В иконах и объемных произведениях часто передавались толщина доски, важные надписи, размеры предмета.

Отбор памятников — свидетельство представлений XIX в. о древностях, их исторической и художественной значимости. В определенном смысле эти публика­ции проявление той эстетической и исторической культуры, которая была свойст­венна ученой и просвещенной среде России середины этого столетия.


Источник: Материалы III международной конференции "Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России." Тезисы докладов. 25-27 сентября 2002 г. - Сергиев Посад, 2002.



11 Апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...