Дом Божий

Дом Божий

Дом Господень, дом молитвы, храм Божий есть место, где человек теснейшим образом чувствует, ощущает, сознает присутствие Бога. Бог есть безусловная и высочайшая Истина. Он есть вечная Красота. Он Добро и Жизнь. Он Любовь. Он Свет и света податель. Он Жизнь и Источник жизни. Он Сокровище для нашего сердца. Ощущать и сознавать Бога - это значит чувствовать Его в душе своей со всеми доступными для нашего восприятия Его свойствами. Это значит иметь в душе своей мир, счастье и гармонию, чувствовать в Боге как источнике жизни исходное начало и конечную цель своего существования и в этом находить блаженное успокоение; это значит освещаться Его светом, услаждаться Его красотою, согреваться Его любовью и утешаться в лоне Его от всех бед и скорбей.

Правда, Бог везде и во всем. Его проявления мы можем чувствовать не в храме только, но и в многообразных явлениях природы. Господь проходит перед нами в огне и землетрясении, но истинное Его свойство, для нас доступное, как еще было открыто в Ветхом Завете пророку Илии, ближе всего передается нами в нежном веянии тихого ветра (см. 3 Цар. 19, 12). То есть в том, что мы признаем в Боге как любовь, мир и благоволение, которые Он особенно показал в истории домостроительства спасения человека. Это как бы веяние тихого ветра, это присутствие успокаивающей, врачующей наши немощи, услаждающей наши скорби Божественной благодати и составляет ту, если можно так выразиться, основную стихию, которая постоянно присутствует в храме Божием, его всецело наполняя и служа источником нескончаемой радости для верующей души христианской, даже и грешной, духовно расслабленной. Такое значение храма бесконечно возвышается еще оттого, что в наших храмах христианских не просто присутствует с нами невидимо наша Радость, Христос Бог наш, но еще и входит с нами в теснейшую связь, давая нам для вкушения в Таинстве Святой Евхаристии Свое Пречистое Тело и Свою Пречистую Кровь. А это уже верх всякой радости, которую человек выразить словом не в силах.

Устроение храмов Божиих есть одно из наивысших обнаружений любви к ближнему. Ибо чем больше будет храмов Божиих, тем больше будет таких мест, где Бог присутствует ближайшим образом среди людей и где людям дано познавать истинное счастье. Сюда стекаются все страждущие и обремененные, чтобы в Господе своем Христе найти утешение и успокоение (см. Мф. 11, 28).

С каким же настроением должны мы приходить в храм Божий и что хочет от нас Бог? Ответ на это дан Господом: милости хочу, а не жертвы (Мф. 9, 13). И в самом деле, не говорит ли Господь: если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5, 23-24) ? Не говорит ли также Господь: если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 15)?

Не говорит ли также Господь через Своего апостола Иакова: чистое... благочестие пред Богом состоит в том, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира (Иак. 1, 27)?

О Господи Боже наш, дай нам побольше на земле храмов, святых мест, тихих пристаней, чтобы нам успокаиваться душой своей. Ведь плывем по бурному морю, — тихую пристань дай нам, Господи!


Архимандрит Тихон (Агриков). Чтобы душа проснулась


STSL.Ru


28 Апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...