Догматический смысл иконы

Догматический смысл иконы

Одним из внешних видов богопоклонения и почитания святых икон является употребление священных изображений и поклонение перед ними. Среди различных талантов, дарованных человеку и отличающих его от других тварей, есть дар художества или изображений в линиях и красках. Дар этот благородный, высокий, он достоин того, чтобы им прославлять Бога.

Всеми доступными для нас чистыми и высокими способами надлежит славить Бога по призыву псалмопевца: Благослови, душа моя Господа, и вся внутренность моя – святое Имя Его (Пс. 102, 1). Вся внутренность моя – все способности души. И действительно способность художества есть дар от Бога. Некогда при Моисее Господь назначил именно Веселеила, сына Урии, сына Ора, из колена Иудина, и исполнил его духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством составлять искусные ткани, работать из золота, серебра и меди, и резать камни для вставливания, и резать дерево, и делать всякую художественную работу; и способность учить других вложил в сердце его... Он исполнил сердце их мудростью, чтобы делать всякую работу... резчика и искусного ткача, и вышивателя... (Исх. 35, 30-35).

Все вещественные предметы, искусно сделанные руками художников для скинии Моисеевой, как впоследствии и для Соломонова храма, были священны. При этом одни служили священными украшениями, а другие были особо почитаемы и представляли собой исключительные места славы Божией. Таковым был Ковчег Завета, прикосновение к которому без особого благоговения могло повлечь за собой смерть: случай с Озой во время перенесения Ковчега при Давиде, когда Оза был поражен смертью за то, что взялся рукой за Ковчег. Таковыми были над Ковчегом в скинии «херувимы славы», между которыми Сам Бог благоволил открываться и давать Свои повеления Моисею.

Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов... (Исх. 25, 22). Это был «видимый образ невидимого Бога». Изображение Господа Иисуса Христа, Его Пречистой Матери, событий Его жизни, а также святых людей есть, прежде всего, особый вид исповедания веры в истинность Боговоплощения и в истинное наличие образа Божия в человеке.

Сын Божий, как Божественное Слово, есть образ Бога Отца. Но до Боговоплощения этот образ был незрим для человека и являлся только запечатленным в человеческом слове. Поэтому в Ветхом Завете почиталось словесное запечатление Божественного Откровения, то есть книги Священного Писания, и никакого изображения лица Божия не могло быть. Но когда Слово стало плотию (Ин. 1, 14), когда Сын Божий стал человеком Иисусом Христом, люди смогли в Его Лице своими земными глазами созерцать Самого Бога и даже касаться Его своими руками.

Покажи нам Отца, и довольно для нас, – говорит апостол Филипп Господу на Тайной Вечери, а Иисус ему отвечает: Столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь – покажи нам Отца (Ин. 14, 8-9).

Видеть Христа, касаться Его, Самого Бога, было великим счастьем, о котором свидетельствует апостол Иоанн Богослов в первых строках своего Первого послания. Частицу этого счастья и этой пользы передает нам Святая Церковь, допуская и поощряя нас изображать Господа Иисуса Христа.

Христиане не нарушают вторую заповедь Закона Божия, данного евреям о почитании святых икон. В Православной Церкви существуют святые иконы двоякого рода: на одних иконах и на большей их части мы видим лики святых ангелов и святых Божиих человеков, т.е. существ, созданных и ограниченных местом и временем, а на других изображается Триединый Бог или одно из лиц Пресвятой Троицы: Отец, или Сын, или Дух Святой.


Источник: Православные святыни мира / [авт.-сост.: Г.Калинина, Г.Стромынский]. – Тула: Имидж Принт, 2009. С. 59-60.


Теги: Иконопись
12 Декабря 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...