Для спасения недостаточно одного Крещения


Как утренняя звезда перед восходом солнца, явился Предтеча и громко возгласил о пришествии в мир Солнца Правды – Христа.

В то время, когда Иисус Христос еще жил в Назарете, по повелению Божию исходит из своего уединения Иоанн Креститель и проповедует, громко провозглашая в пустыне Иудейской: «Покайтесь!».

Ветхозаветные люди не способны были понимать духовное учение иначе, как в образе чувственных вещей; поэтому, чтобы говорить им о блаженстве, спасении душ, надо было говорить им о царстве. Конечно, это то Царство, в которое позовет Иисус Христос во Второе и Славное Свое пришествие праведников. Но, чтобы войти в это Царство Славы, необходимо вступить в преддверие его, в царство благодати, в Святую Церковь Православную, основанную Самим Господом. Надо быть послушными чадами Святой Православной Церкви, и незаметно для нас самих придет к нам Царство Божие, войдет благодать Христова в наши сердца, очистит, обновит, соделает чадами Божиими, и так войдем в вечную жизнь. Понятно, что для вступления в Церковь Христову необходимо покаяние, которого и требовал Предтеча Христов от своих слушателей.

Эта пустынная проповедь Иоанна невольно напоминала иудеям древнее пророчество Исаии о Предтече Христовом. Сам же Иоанн, напоминавший своими речами святого пророка Исаию, в то же время своей грубой одеждой, своей суровой, постнической жизнью был похож на великого пророка Илию. Как назорей, от утробы матери он вовсе не стриг волос; его строгое загорелое, истощенное постом лицо, его пламенный взгляд, вся наружность его невольно заставляла слушателя внимать ему. Пищей его были акриды – особый вид саранчи, а вероятнее, как объясняют святой Арсений Великий и святой Исидор Пелусиот, речь идет об особой траве в пустыне, которой впоследствии питался по примеру своего учителя Предтечи Господня и святой апостол Иоанн Богослов, о чем пишет и Климент Александрийский. Пищей ему служил и дикий мед пустынных пчел, очень горький и неприятный на вкус. А о жилище святой Предтеча заботился еще менее того, чем о пище.

Проповедь о покаянии из уст такого проповедника невольно увлекала слушателей. Его слово было подобно молоту, разбивающему самое жестокое сердце, подобно пламени, проникающему в самые сокровенные помыслы. Далеко разошлась молва, что в Иудейской пустыне явился человек, подобный древним великим пророкам. Множество людей из Иерусалима и всей Иудейской земли начали стекаться к Иоанну.

Иоанн установил Крещение: и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои (Мф. 3, 6). Предтеча сам входил с крещаемым в воду, возлагал руку на его голову, требовал, чтобы тот исповедовал свои грехи, потом погружал его в воду с головой, говоря ему, чтобы он веровал в грядущего вслед за ним Мессию Христа, и затем выводил его на берег, где крещаемый молился.

Предтеча Христов требовал от крещаемого исповеди. Но Крещение его не доставляло крещаемому благодати Святого Духа; он не имел права прощать грехи, потому что тогда еще не пострадал Христос за наши грехи; но эта исповедь перед таким святым человеком смиряла душу грешника, приближала ее к Богу и делала способной к принятию благодати от Самого Христа.

Не думайте, что для спасения достаточно одного Крещения, говорит святитель Иоанн Златоуст. Если будем жить после Крещения нечестиво, то будем ввержены в геенну. А поэтому будем стараться не быть легким плевелом или соломой, не поддадимся всякому ветру греховных помыслов, постараемся быть тяжелою пшеницею на токе Божием, стоять крепко против всякого искушения. Такие-то рабы Божии и составляют пшеницу Христову.

Когда император Траян осудил святого Игнатия Богоносца на съедение львам, то священномученик с радостью писал римским христианам: «О, если бы я сподобился зверей, для меня приготовленных! Я пшеница Божия и должен быть измолот зубами зверей, чтобы быть чистым хлебом Христовым».

Не будем же беспечны, поучает святой Златоуст, пока мы еще находимся на токе [живем на земле], мы еще можем из сорняков обратиться в пшеницу. Потому и нет еще Суда, чтобы многие от греховной жизни обратились к добродетельной.

Итак, убоимся, слушая слово Предтечи об огне – этот огонь неугасаем. Ты скажешь, как же он может быть неугасаемым? Но не видишь ли ты солнце, всегда горящее и никогда не угасающее? Не помнишь ли о купине Моисеевой, так же горящей и несгораемой? Да избавит нас милосердный Господь молитвами Предтечи Своего от этого огня, который горит вечно и не угасает, жжет и не сожигает, не истребляет.

Источник: Илия (Рейзмир), архим. Проповеди. – СТСЛ, 2010. С. 9-13.


17 января 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.