Для каждого у преподобного Сергия есть свое чудо… Из заметок лаврского экскурсовода

Для каждого у преподобного Сергия есть свое чудо… Из заметок лаврского экскурсовода

Накануне празднования осеннего дня Преподобного Сергия знакомый священник обратился с просьбой подсказать для проповеди интересную тему, связанную с современными чудесами Сергия Радонежского. Современные чудеса… Что можно назвать чудом сегодня? В продолжение многих веков в Лавру приходят люди за помощью к преподобному Сергию и каждый из них получает свое чудо. Чудеса исцеления, семейного благополучия и воспитания детей, помощь в учебе, работе… Ежедневно здесь по молитвам Преподобного совершаются чудеса, и у каждого оно свое…

Сегодня мы видим, как огромное число туристов стремится посетить Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Столько раз замечаешь, с каким благоговением, восторгом и трепетом ведут себя наши туристы, да и многие иностранцы.

Коллега рассказала историю о том, как несколько лет назад среди посетивших Лавру туристов была девочка из мусульманской семьи. Это была осень, и девочку отправили на экскурсию в Лавру вместе с классом, чтобы она не оставалась дома, так как скончался кто-то из ее родственников. Во время экскурсии группа школьников прикладывалась к мощам преподобного Сергия, и эта девочка оказалась среди них... Коллега очень переживала об этом, но каково же было ее удивление услышать слова благодарности от родственников-мусульман, узнавших о том, что их дочь, побывав здесь, словно вернулась к жизни, приехав домой не с печалью, а с улыбкой...

Небольшая группа туристов задавала темп нашей экскурсии историческими и догматическими вопросами, стараясь узнать всё от истории Лавры до причин почитания святых мощей и икон. Среди туристов выделялся один молодой человек по имени Тимур, вернее, его знания библейской истории, которые по-настоящему заставляли восхищаться.

В Троицком соборе Тимур немного задержался, и в ожидании его друзья-спутники поспешили с вопросом:

– А у вас здесь не крестят?

– Нет, – ответила я, – в Лавре это Таинство не совершается, а вот рядом, в Пятницком храме, вы можете покрестить. А для кого вы спрашиваете? – поинтересовалась я.

– Для нашего друга, – и мои туристы указали на Тимура, выходившего из Троицкого собора.

– Он разве не православный? – удивилась я.

– Нет. Он многое знает о православной вере и истории Церкви, часто паломничает с нами, но всё что-то никак не может решиться на этот шаг. Вот мы и подумали: пока здесь, быстренько поможем ему уже окончательно определиться...

Лавру посещает множество иностранных туристов, особенно китайцев... Часто тебя могут приветствовать китайские гиды Саша, Леша или Лев... Перед входом в Трапезный храм китайский гид Борис, сказав несколько слов своей группе, перекрестился и вошел внутрь. Спрашиваю, верующий ли он. Отвечает, что да, скоро будет принимать Крещение.

Как-то мой коллега тоже проводил экскурсию для китайской группы, которую вела китаянка, тоже собравшаяся в ближайшем будущем стать членом Православной Русской Церкви, а пока усердно совершенствовавшаяся в изучении Священного Писания, о чем не замедлила в подробностях поделиться с коллегой.

Очередная китайская группа. Гид Соня, как она представилась, закончив экскурсию в Трапезном храме, обратилась ко мне с просьбой: «Кому лучше поставить свечи для помощи в работе и личной жизни, а также за моего друга?» Конечно, я ей ответила, что лучше преподобному Сергию. Мы направились в Троицкий собор, где Соня поинтересовалась, может ли она помянуть своего друга и, надеется, в будущем мужа, именуемого в Православии Павлом, в записках, которые подаются Преподобному. Но, так как ни Соня, ни Павел еще не были крещены, мне оставалось только предложить ей поставить свечи Сергию Радонежскому за себя и за Павла, что мы с ней и поспешили сделать. Очередь была небольшая, и Соня, подойдя к раке преподобного Сергия, замерла, закрыв глаза и сложив руки в молитвенном прошении, простояв так несколько минут, что привлекло внимание гробового монаха, а также стоявших за ней паломников. Я ее поторопила, и она, спустившись с солеи, попыталась за улыбкой скрыть слезы.

– Всё! Теперь у меня и Павла всё будет хорошо? – спросила она.

– Должно всё быть хорошо. Сергий всем помогает, кто обращается к нему с верой, – ответила я.

– А можно я так еще буду делать? – спросила Соня, подразумевая во время своего очередного приезда поставить свечи и попросить преподобного Сергия.

– Конечно, – ответила я , – только не забывай благодарить.

Слова благодарности, просьбы, прошения о помощи – вот что говорят наши иностранные паломники. Совсем недавно одна туристка из Гонконга оставила преподобному Сергию небольшое письмо на английском языке, в котором мы прочитали искренние и проникновенные слова из самого материнского сердца, обращенные к Сергию с болью и надеждой на чудесное исцеление своего сына:

«Лавра. Дорогой святой Сергий, пожалуйста, помоги моему молодому сыну Люку, дай ему чудесно излечиться от аутизма. Как ты когда-то изначально не мог читать, но чудом научился. Пожалуйста, помоги ему стать нормальным мальчиком, чтобы он смог общаться, понимать, быть обычным ребенком, и пусть у него будет хорошая жизнь и в будущем. Большое тебе спасибо. С любовью – Э».

Думаю, что светлую веру туристки Э. из Гонконга увидел преподобный Сергий и помог в просимом.

Одна гостья из Австралии очень хотела приложиться к мощам Сергия Радонежского. Это было летом, в самый разгар сезона, когда очередь из паломников, желающих побывать у мощей Преподобного, достигала дворика митрополичьих покоев. Когда австралийка спросила у меня о возможности подойти к раке преподобного Сергия, я разочаровала ее отказом. Мы зашли в Троицкий собор, и вдруг показалось, что он опустел, словно и не было никакой очереди. В один миг мы с туристкой оказались уже у мощей Преподобного; удивительно было и то, что мощи были открыты... Выйдя на площадь, радостная гостья из Австралии, словно очнувшись, улыбалась сквозь слезы. А когда смогла что-то произнести, то, кроме слов благодарности, я поняла, что она была секретарем австралийского епископа и побывать здесь и уж тем более приложиться к святым мощам основателя Лавры для нее было заветной мечтой...

Другая представительница группы из Испании, переступив порог Троицкого собора, словно застыла на некоторое время, пытаясь найти себя в этом духовном пространстве, а затем ее сознание погрузилось в плач, который продолжился и в последующее время нашей экскурсии. На вопрос моего недоумения сопровождающая гид-переводчица, утешая рыдающую туристку, ответила: «Четыре года назад у нее умер муж, и она за всё это время ни разу не проронила слезы, а здесь...» А здесь, видимо, оказался тот, кто, видя сердце человека, способен был его утешить.

Любопытные итальянцы часто любят сводить экскурсию к поиску ответов на догматические вопросы, причем бывает и так, что сам гид-переводчик не всегда может найти правильное значение слова. Почему у нас разный календарь Пасхалии? Как выбирают Патриарха? Какая Литургия может служиться вечером?

Наконец, я встретила очередную итальянскую группу, гид которой меня приветствовала словами:

– А у нас тут есть пресвитер.

– Что ж, прекрасно, – отвечаю. – Он может задавать богословские вопросы?

– Нет, – говорит пресвитер, – на это у нас есть епископ...

Хотя, может, для итальянских туристов такое усердное внимание к догматам – это поиск своего духовного пути ?

Хотя богословские вопросы можно услышать и у нашего младшего поколения. В Трапезном храме у Распятия тринадцатилетняя Анна, увлекающаяся духовным краеведением, спрашивает: «Был ли смысл в Рождении Христа, если бы Он не принял крестную смерть? А если бы Он не родился, что было бы дальше?»

Удивительно, как дети и подростки часто самостоятельно могут отвечать на свои же непростые вопросы. Во время очередной экскурсии с восьмилетними паломниками проходим мимо иностранных гостей. За спиной слышу разговор двух молодых людей:

– И чего этих иностранцев так много здесь?

– Наверное, они приехали помощи просить. Ведь у них там обстановка совсем тяжелая...

Но порой бывают и совсем далекие от Церкви юные посетители. Выходим из Троицкого собора с группой подростков, один из них делится своими впечатлениями:

– Да, красиво, но я видел, они там под фанеру поют – у них колонка под стульями стоит!

Я даже не знаю, что ответить.

– Хорошо. Кто еще видел колонку под стульями певчих? – спрашиваю.

В ответ несмело поднимают руки два подростка.

– А сейчас мы идем смотреть колонку и установку фонограммы в Троицком соборе, – говорю я.

Зайдя в Троицкий собор, мы подошли поближе к певчим. Ребята старались увидеть ожидаемую установку музыкального оборудования, но, признав свою неправоту, с нескрываемым удивлением стали разглядывать, как девушки-певчие исполняли акафист Преподобному.

Нередко подобное удивление посетителей можно наблюдать в присутствии китайских туристов... Бывает даже так, что, когда ранним утром приезжает китайская группа, а в основных храмах еще не закончилось богослужение, с сожалением сообщаешь гиду, что посетить можно только Троицкий собор, а он радостно спрашивает: «Там поют?» Отвечаю: «Конечно, поют!» «Вот очень хорошо! Мои туристы не верят, что у вас такое пение!» И, спустя несколько минут, ты становишься свидетелем, как китайская группа, оценив благолепие внутреннего убранства Троицкого собора, постепенно ощущает красоту православного пения. Туристы словно загипнотизированные медленно подвигаются к юго-западному углу Троицкого собора, пытаясь поближе рассмотреть исполнителей акафиста, удивляясь дивной красоте молитвенной мелодии. А вместе с тем, всё еще до конца не имея веры, что это живое пение без каких-либо инструментов, пытаются найти какие-то технические или электронные средства достижения правильной гармонии звука, так чарующе воздействующей на прихожан. А, может, внутренне они понимают, что это так постепенно им открывается духовная красота и умиротворение православной молитвы. К сожалению, для некоторых детей, чья душа потерялась в пространствах современных гаджетов и компьютерных пространств, такое откровение порой способно по-новому обернуться и посмотреть на свою жизнь. И, возможно, то, что казалось каким-то ненужным и немодным, откроется одним из главных путей в жизни.

Правда, не всегда бывает такое поколение – скорее, наоборот. Как-то в октябре в Лавру приехали ребята из Московской области. Среди них был восьмилетний мальчик Сережа на вид армянского происхождения. В продолжение всей экскурсии я пыталась для себя понять, откуда у него могут быть такие познания в православной вере, если, с его слов, он был даже некрещеный. Его интересовало и христианское время – когда было распятие Христа? – и монашеская жизнь: «Добрый Дух в этом монастыре бывает на каждом монахе или нет? Может ли этот добрый дух переселяться на мирянина?» Невероятно, что в своем юном возрасте он, некрещеный в нашей вере, так мудро воспринимает Православие благодаря воспитанию своей бабушке, однако имея родителей-мусульман.

Не первый год в Лавре проходят форумы православной молодежи, куда съезжаются лучшие представители молодого поколения, возраст которых, в среднем, 18–22 года. В этом году на таком форуме, приуроченном к празднику Преподобного Сергия 18 июля, побывала гостья из Татарстана. Она поделилась своим впечатлением:

«Я впервые была на православном форуме и в Сергиевом Посаде. Впечатления о Лавре остались самые лучшие. Это поистине волшебное место, где всё связано с жизнью преподобного Сергия Радонежского. Появляется возможность окунуться в историю. Настолько умиротворенное и спокойное место, удивляет огромное количество действующих церквей в одном монастыре.

Одно из приятных впечатлений – это экскурсия; мы поднимались на колокольню, и я собственными глазами видела и слышала, как звонят колокола. Так близко... Мне впервые удалось приложиться к мощам преподобного Сергия. Огромное количество паломников съезжается в Посад ежегодно. Очень хочется поехать в Лавру на следующий год; верю, что у меня это получится».

Альфина Мамбетова – студентка из мусульманской семьи, живет в Уфе. Удивительно, что ее духовный путь начался благодаря ее другу: «Сейчас могу сказать, что я на пути к Православию. Мой друг является верующим православным человеком, и его образ жизни мне по душе. Раньше мне казалось, что верующие люди – другие и очень скромные. Мне это даже не нравилось. Но оказалось, что это всего лишь мои догадки и стереотипы. Верующие люди так же поют и танцуют, общаются на обычные житейские темы. И они отличаются от обычных людей только лишь тем, что они знают о грехе и стараются с ним бороться. Мы все люди грешные, и это большое счастье, если Вы пришли к вере – неважно как. Нужно лишь помнить о том, что это Промысл Божий и всё это – во имя спасения наших душ».

Чистая вера делает нас ближе к Богу. И у каждого свой духовный путь, по которому ведет Господь. Но как же удивительно, что многие иностранные туристы, паломники и гости обители Преподобного Сергия свои первые шаги на этом пути делают именно здесь, в Лавре. В 1892 году В.О. Ключевский в знаменитой речи писал: «Спросите любого из этих простых людей, с посохом и котомкой пришедших сюда издалека: когда жил преподобный Сергий и что сделал для Руси XIV века, чем он был для своего времени? И редкий из них даст вам удовлетворительный ответ; но на вопрос, что он есть для них, далеких потомков людей XIV века, и зачем они теперь пришли к нему, каждый ответит твердо и вразумительно».

Сейчас не только далекий потомок русских людей XIV века сможет ответить, кто для него есть преподобный Сергий и зачем они к нему пришли, но и иностранные гости, приезжающие в Лавру и обращающиеся к Игумену земли Русской. Для кого-то это молитвенник в надежде земного благополучия и счастливой жизни, а для кого-то помощник на пути ко Спасению. Кто-то еще пытается найти ответы на догматические вопросы, а кто-то внезапно для себя обрел духовное утешение у Преподобного – основателя монастыря. Кто-то еще не верит в простые чудеса, а кто-то уже благодарит за чудо...

И для каждого у преподобного Сергия есть свое чудо…


Ксения Конорева, Ольга Васильева


STSL.Ru


16 Ноября 2017

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...