День преставления святителя Иоасафа, митрополита Московского и всея Руси († 1555), святого священноинока Троицкой обители

День преставления святителя Иоасафа, митрополита Московского и всея Руси († 1555), святого священноинока Троицкой обители

27 июля / 9 августа Русская Православная Церковь молитвенно празднует день преставления святителя Иоасафа, митрополита Московского и всея Руси († 1555), святого священноинока Троицкой обители.

Святитель Иоасаф (Скрипицын) принадлежал к известному роду переславских и радонежских землевладельцев. Его рождение, очевидно, следует датировать последней четвертью XV века. Актовые материалы свидетельствуют, что некоторые родовые вотчины Скрипицыных перешли во владение Троице-Сергиева монастыря в виде вкладов. По всей видимости, будущий митрополит принял монашеский постриг в обители преподобного Сергия. В актах 1526–1527 годов отец Иоасаф значится как старец, участвовавший в межевании монастырских земель в Переславском и Московском уездах.

С 1529 по 1539 годы отец Иоасаф был настоятелем Троицкого монастыря. Он пользовался особым доверием великого князя Василия III. 4 сентября 1530 года игумен Иоасаф крестил его новорожденного сына, будущего царя Иоанна Грозного, а 3 ноября 1533 года – будущего удельного князя Юрия Васильевича Глухого.

В летописной «Повести о болезни и смерти Василия III» говорится, что 3 декабря 1533 года, в день своей кончины, смертельно больной великий князь обратился к приехавшему в столицу Иоасафу с просьбой, не уезжая из Москвы, помолиться «о земском строении и о сыне моем Иване и о моем согрешении». Отец Иоасаф участвовал в пострижении великого князя перед его кончиной. Автор «Похвального слова Василию III» характеризует Иоасафа как «мужа повсюду добродетелна и в всякой вещи беззазорна».

В 1537 году отец Иоасаф обратился с прошением на имя великого князя Иоанна Грозного о запрете торговли у стен киржачского Благовещенского монастыря в связи с возникавшими нестроениями. Прошение Троицкого игумена было удовлетворено.

В 1539 году произошло избрание отца Иоасафа по жребию митрополитом Московским. Он стал вторым после митрополита Московского Симона (1495–1511) игуменом Троице-Сергиева монастыря, возведенным на Первосвятительский престол.

Годы правления митрополита Иоасафа пришлись на время малолетства Иоанна Грозного, характеризовавшееся ожесточенной борьбой между боярскими группировками. В 1540 году митрополит Иоасаф, воспользовавшийся старинным правом «печалования» за опальных, ходатайствовал за князя Ивана Федоровича Бельского, с 1538 года находившегося из-за интриг князей Шуйских под арестом. Князь был освобожден из заключения и возвращен в Боярскую Думу. В 1541 году митрополит Иоасаф «печаловался» о брате И.Ф. Бельского князе Семене Федоровиче Бельском. Ходатайства митрополита вызвали гнев у главного противника Бельских князя И.В. Шуйского. В 1540 году благодаря «печалованию» святителя великий князь освободил из тюрьмы своего двоюродного дядю князя Димитрия Андреевича Угличского и двоюродного брата Иоанна Грозного удельного старицкого князя Владимира Андреевича с матерью княгиней Евфросинией Андреевной Хованской.

В результате переворота, происшедшего в январе 1542 года, власть захватили сторонники князя Иоанна Васильевича Шуйского, которые не захотели признавать митрополита Иоасафа. Мятежники забросали камнями окна келии митрополита и вынудили его удалиться на Троицкое подворье. Но этим дело не кончилось. Боярские дети явились на Троицкое подворье и едва не убили святителя. Лишь обращение Троицкого игумена Алексия, который именем преподобного Сергия умолял пощадить владыку, спасло ему жизнь. Митрополит Иоасаф был низложен и сослан в Кириллов Белозерский монастырь. Как писал о том царь Иоанн Грозный, «митрополита Иоасафа с великим бесчестьем с митрополии согнаша».

Во время пребывания в Кирилловом Белозерском монастыре митрополит Иоасаф делал щедрые вклады на нужды обители. Его имя было вписано в монастырский синодик. Делал он вклады и в Троице-Сергиев монастырь. К середине 40-х годов XVI века святитель вернулся в обитель Преподобного Сергия. В 1551 году ему привезли на отзыв постановления Стоглавого Собора. Ответ митрополита Иоасафа составляет сотую, завершающую, главу соборных материалов. Тот факт, что его замечания были включены в сборник отдельной главой, свидетельствует о значительном авторитете святителя Иоасафа. В 1552 году владыка Иоасаф встречал в Троицком монастыре возвратившегося из победного похода на Казань царя Иоанна Грозного.

Святитель Иоасаф (Скрипицын) относится к числу выдающихся книжников своего времени. Собиранием книг он занимался и в Кирилловом Белозерском монастыре. В библиотеках Троице-Сергиевой Лавры и Московской Духовной академии находилось до 23 номеров его рукописей (помимо богослужебных). На сегодняшний день известно 29 книг, принадлежавших митрополиту Иоасафу. Ныне они хранятся, по преимуществу, в Российской государственной библиотеке, в собраниях Троице-Сергиевой Лавры и Московской Духовной академии. В Троицком собрании из его книг сохранились два Апостола, толкование на Священное Писание: две книги святителя Иоанна Златоуста – на евангелиста Матфея, а также Учительное Евангелие. Из его богослужебных книг сохранились Следованная Псалтирь, ноябрьская Минея и Трефологион. Аскетический раздел библиотеки содержит «Слова святителя Василия Великого о постничестве», «Лествицу» преподобного Иоанна Лествичника, «Поучения» аввы Дорофея. К агиологии относятся два сборника житий святых и Киево-Печерский патерик, а также два Тактикона инока Никона Черногорца и его же Пандекты. В фонде МДА сохранилась его рукопись, содержащая Мерило праведное, и др. В книжном собрании святителя находились также книги с произведениями его современников, например «Миротворный круг» новгородского священника Агафона. Святителю Иоасафу принадлежала рукопись с текстом так называемой Иоасафовской летописи. Эту рукопись обнаружил А.А. Шахматов, он же установил принадлежность ее бывшему митрополиту Иоасафу. Поэтому и летопись А.А. Шахматов назвал Иоасафовской. Предполагается, что митрополит Иоасаф имел отношение к созданию третьей редакции Воскресенской летописи. Святителю Иоасафу приписывают составление жития архиепископа Новгородского Серапиона.

Собственностью Владыки также был сборник сочинений преподобного Максима Грека, составленный и правленный автором. Сборник был создан в конце 40-х – начале 50-х годов XVI века, когда святитель Иоасаф и преподобный Максим жили в Троицком монастыре. После того как митрополит Иоасаф был возведен на Первосвятительский престол, положение находившегося в заключении Максима Грека улучшилось. По-видимому, Иоасаф получил сборник сочинений преподобного из рук автора.

Митрополит Иоасаф мирно отошел ко Господу в Троице-Сергиевой Лавре 27 июля 1555 года. Запись рода Скрипицыных в синодике начинается с «митрополита-схимника Иоасафа», что дает основание говорить о принятии им перед кончиной великой схимы. Погребен в «келии преподобного Сергия». Память его отмечена в Лаврском месяцеслове. Его имя входит в состав Собора Радонежских святых. Мощи святителя до сего времени почивают в Троице-Сергиевой Лавре в южном притворе Троицкого собора, называемом Серапионовой палатой.

img_3034.jpg

Надгробие над мощами свт. Иоасафа

В марте 2006 году в Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры при ремонте пола были обнаружены места захоронений митр. Иоасафа и свт. Серапиона Новгородского, по имени которого палата получила свое название. Обнаруженные надгробия святителей Серапиона и Иоасафа представляют собой хорошо сохранившиеся белокаменные плиты с соответствующими надписями. Вместе с надгробиями были обнаружены фрагменты пола XVI века. Оригинальная кладка свидетельствует о том, что надгробия лежат на первоначальных местах – над реальными захоронениями святителей Серапиона и Иоасафа. Под плитами находятся склепы.

Канонизацией святителя Иоасафа следует считать включение его имени в Собор Радонежских святых, празднование которому было установлено в 1981 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена. Его имя также входит в Собор Московских святых, учрежденный в 2001 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Память святителя Иоасафа совершается 27 июля / 9 августа.

Источник: Троицкий патерик. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2015.



9 Августа 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей
103 года Доходному дому
103 года Доходному дому
103 года назад Троице-Сергиева Лавра завершила строительные и отделочные работы в четырехэтажном каменном здании на углу Красногорской площади и Александровской...
Возвращение Лавре монастырских зданий
Возвращение Лавре монастырских зданий
2 сентября 1956 года Постановлением Совета Министров РСФСР №577 Свято-Троицкой Сергиевой Лавре возвращено 28 зданий ( с учетом переданных в 1946 -1948 годах)...
Освящение надвратной Церкви после пожара
Освящение надвратной Церкви после пожара
14 июня (н.ст.) 1763 года в присутствии Екатерины II...
Визит Петра I
Визит Петра I
10 июня (н.ст.) 1688 года шестнадцатилетний Петр I посетил Троице-Сергиев монастырь. Юного царя сопровождала свита из тридцати думных людей...