Троицкий патерик. Преподобная Евдокия, в инокинях Евфросиния, великая княгиня Московская, собеседница преподобного Сергия Радонежского

Троицкий патерик. Преподобная Евдокия, в инокинях Евфросиния, великая княгиня Московская, собеседница преподобного Сергия Радонежского

20 июля Русская Православная Церковь молитвенно почитает день кончины (1407) прп. Евдокии, в инокинях Евфросинии, вел. кн. Московской, собеседницы преподобного Сергия Радонежского.

Преподобная Евфросиния (в миру великая княгиня Евдокия Димитриевна) родилась в 1353 году в семье суздальского князя Димитрия Константиновича и его супруги Анны Грекини.

18 января 1366 года по благословению митрополита Алексия в Коломне совершилось бракосочетание Евдокии Димитриевны с великим князем Димитрием Иоанновичем. Этот брак имел большое значение для судьбы Руси, закрепив военно-политический союз Московского и Нижегородско-Суздальского великих княжений, правители которых в 1359–1363 годах вели борьбу за владимирский престол. По словам летописца, бракосочетание юных князя и княгини «преисполнило радостию сердца русских».

Отношения между Димитрием Иоанновичем и Евдокией Димитриевной являли собой образец истинно христианского супружеского союза. Вся жизнь великокняжеской четы прошла под благодатным покровительством великих святых земли Русской – митрополита Алексия и преподобного Сергия Радонежского, а также ученика Преподобного – святого Феодора, игумена московского Симонова монастыря, духовника Евдокии Димитриевны. Преподобный Сергий крестил московских княжичей.

В августе 1380 года, отправляясь в поход против Мамая, великий князь Димитрий оставил Евдокию с сыновьями Василием I и Юрием (Георгием) в Москве. В «Сказании о Мамаевом побоище» отмечается, что вместе с женами бояр, плача, она провожала мужа в поход и молилась Богу, прося о ниспослании победы над врагами. В летописном повествовании говорится, что великая княгиня молилась в церкви «день и нощь» и «нача сугубы милостыни творити».

16 мая 1389 года, после кончины супруга, великая княгиня Евдокия не стала принимать монашество, к чему стремилась ее душа, но за малолетством большинства своих сыновей осталась в миру. Согласно рассказу Степенной книги, втайне от окружающих под пышной великокняжеской одеждой она носила власяницу и тяжелые вериги. Каждый день великая княгиня молилась в приходских храмах или монастырях. Проводя строгую аскетическую жизнь, Евдокия Димитриевна в соответствии со своим саном принимала участие в боярских советах и пирах. Вокруг нее стали распространяться слухи и клевета, которые достигли ее любимого сына князя Юрия Димитриевича. Евдокия Димитриевна вынуждена была открыть правду. Она сняла перед ним часть великокняжеских одежд, и сын увидел, что его мать носила вериги, а тело ее иссохло и почернело и «плоть прилипла к костям». Великая княгиня запретила князю Юрию Димитриевичу думать о мести и просила никому не рассказывать о том, что он видел.

Все свои богатства великая княгиня отдавала на богоугодные дела, устроение храмов и монастырей. В 1392 году на своем дворе в Кремле вместо маленькой деревянной церкви Евдокия Димитриевна построила каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в память о Куликовской битве, которая произошла в этот день в 1380 году.

Церковь была освящена в присутствии всех сыновей княгини.

С именем великой княгини Евдокии связано одно из самых знаменательных событий в духовной истории России. Во время нашествия Тамерлана в 1395 году по совету Евдокии Димитриевны в Москву из Владимира была принесена Владимирская икона Божией Матери, чудесно защитившая Русскую землю. В тот самый день Тамерлан в сонном видении увидел «Светозарную Жену», окруженную сиянием и множеством «молниеносных воинов», грозно устремившихся вперед. По совету своих наставников Тамерлан отдал приказ войскам повернуть от границ Руси.

В 1407 году после видения архангела Михаила, предвозвестившего ей скорую кончину, великая княгиня Евдокия решила принять монашество, к которому стремилась всю свою жизнь. По ее желанию был написан образ архангела Михаила и помещен в кремлевском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Сохранилось предание о вступлении великой княгини на монашеский путь и совершившемся при этом чуде. В канун своего пострига великая княгиня явилась во сне одному нищему слепцу и обещала исцелить его от слепоты. И вот, когда Евдокия шла в обитель на «иноческий подвиг», слепец обратился к ней с мольбой: «Боголюбивая госпожа великая княгиня, питательница нищих! Ты обещала мне во сне даровать зрение; исполни же слово твое». Великая княгиня, будто не замечая слепца и не слыша его мольбу, шла далее и как бы случайно опустила на слепца рукав рубашки. Тот с благоговением и верою отер этим рукавом свои глаза. На виду у всех совершилось чудо: слепой прозрел! Народ прославил вместе с прозревшим угодницу Божию.

Постриг был совершен 17 мая 1407 года в деревянной церкви Вознесения на территории основанного Евдокией Димитриевной в Кремле Вознесенского монастыря. Великая княгиня получила в постриге имя Евфросиния, что в переводе означает «радость». В день пострига великой княгини от различных болезней исцелились тридцать человек. Спустя три дня, 20 мая, была заложена новая каменная церковь в честь Вознесения Христова, в которой великая княгиня определила место своего упокоения. Но ей не довелось увидеть завершение строительства. 7 июля 1407 года она скончалась на 54-м году жизни.

Погребение преподобной Евфросинии было совершено при большом стечении народа в указанном ею месте.

Вознесенский храм стал усыпальницей великих княгинь и цариц Российского государства. Над местами их погребения воздвигались надгробья. К началу XX века в нем насчитывалось тридцать пять гробниц. В 1929 году основанный княгиней Вознесенский монастырь был разрушен. Мощи преподобной вместе с останками других великих княгинь и цариц были перенесены в Судную палату Архангельского собора Московского Кремля. 28 мая 2008 года мощи преподобной Евфросинии крестным ходом перенесли в возрожденный придел мученика Уара, расположенный у апсид Архангельского собора.

Почитание ее как святой утвердилось в Вознесенском монастыре лишь в 1869 году после ряда чудесных исцелений, происшедших у гробницы преподобной. В 1880 году были опубликованы служба и акафист преподобной Евфросинии. Акафист читался после каждой воскресной Литургии. Праздничным богослужением отмечались как день кончины преподобной, так и день ее пострига.

В 2007 году Священный Синод учредил орден и медаль преподобной Евфросинии Московской, которыми награждают женщин за особые заслуги в укреплении духовно-нравственных традиций в обществе и развитии социального служения Церкви.

Память преподобной Евфросинии Московской совершается 30 мая и 20 июля.


20 Июля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».

Пушка в подарок
Пушка в подарок

Однажды, много лет назад, келарю Троицкого монастыря довелось показывать иностранным путешественникам помещения монастырских арсеналов. Гости пришли в неподдельное изумление. Искреннее восхищение и уважение вызвала громадная, только что отстроенная крепость, оснащённая по последнему слову военной техники.

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой
278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.