День памяти преподобного Петра, царевича Ордынского (Ростовского)

День памяти преподобного Петра, царевича Ордынского (Ростовского)

Свя­той Петр ца­ре­вич – яс­ный при­мер то­му, что пре­бы­ва­ние пас­ты­рей Рус­ской Цер­кви в Ор­де, тя­же­лое для них, не оста­ва­лось без пло­дов для свя­той ве­ры. Ро­стов­ский епи­скоп Ки­рилл (па­мять 21 мая/3 июня) хо­дил в Ор­ду к ха­ну Бер­гаю по нуж­дам Церк­ви. При вос­ше­ствии но­во­го ха­на на пре­стол кня­зья и пас­ты­ри на­ши обык­но­вен­но хо­ди­ли на по­клон к нему. Так бы­ло и при Бер­гае, ко­гда он взо­шел на пре­стол по­сле бра­та сво­е­го в 1257 го­ду. Лас­ко­во при­ня­тый Бер­га­ем, бла­жен­ный Ки­рилл, по его же­ла­нию, рас­ска­зы­вал ему о свя­той ве­ре, как рас­про­стра­нял ее свя­той Леон­тий в Ро­сто­ве (па­мять 23 мая/5 июня), ка­кие чу­де­са со­вер­ша­ют­ся при мо­щах его во сла­ву име­ни Хри­сто­ва и си­лой Хрис­то­вой. В чис­ле слу­ша­те­лей бе­се­ды епи­ско­па с ха­ном был юный пле­мян­ник Бер­гая, сын его бра­та. Сло­во о ве­ре Хри­сто­вой па­ло на доб­рую поч­ву – на серд­це доб­ро­го юно­ши. Он был силь­но по­ра­жен тем, что слы­шал о свя­той ве­ре, и стал уве­рять­ся в пу­сто­те сво­ей язы­че­ской ре­ли­гии: по­кло­не­нии солн­цу, звез­дам, ог­ню. В том же го­ду у ха­на раз­бо­лел­ся един­ствен­ный сын, и хан, вспом­нив рас­ска­зы Ро­стов­ско­го епи­ско­па об ис­це­ле­ни­ях, со­вер­ша­ю­щих­ся при гро­бе свт. Леон­тия, вы­тре­бо­вал Ки­рил­ла к се­бе для ис­це­ле­ния сы­на. Свя­ти­тель по­сле теп­лой мо­лит­вы к Бо­гу и Пре­свя­той Бо­го­ма­те­ри мо­лил чу­до­твор­ца Леон­тия оправ­дать де­ло свя­той ве­ры пе­ред за­блуд­ши­ми. При­быв в Ор­ду, он ис­це­лил боль­но­го ца­ре­ви­ча мо­лит­вой и освя­щен­ной во­дой. Щед­ро ода­рен­ный ха­ном, Рос­тов­ский епи­скоп от­пра­вил­ся в оте­че­ство. Юный пле­мян­ник ха­на во вре­мя вто­рич­но­го пре­бы­ва­ния епи­ско­па у ха­на ре­шил­ся уда­лить­ся с ним в Ро­стов, чтобы там при­нять свя­тую ве­ру. Не смея от­крыть сво­их на­ме­ре­ний ма­те­ри, бо­ясь вла­сти дя­ди, он тай­но ушел из Ор­ды и, до­гнав на до­ро­ге епи­ско­па, со сле­за­ми про­сил взять его с со­бой. Свя­ти­тель со­гла­сил­ся.

В Ро­сто­ве ца­ре­вич жил в до­ме епи­ско­па, хо­дил смот­реть на чин бо­го­слу­же­ния, слу­шал чте­ние и пе­ние, и все его при­во­ди­ло в вос­торг. То­гда в ка­фед­раль­ном хра­ме епи­ско­па, го­во­рит древ­ний по­вест­во­ва­тель, на ле­вом кли­ро­се пе­ли по-гре­че­ски, а на пра­вом по-рус­ски. Ца­ре­вич про­сил кре­стить его. Но вла­ды­ка, за­бо­тив­ший­ся о сво­ей пастве, ве­лел ца­ре­ви­чу ожи­дать до вре­ме­ни, опа­са­ясь гне­ва хан­ско­го на зем­лю Рус­скую, ес­ли услы­шит о Кре­ще­нии сво­е­го пле­мян­ни­ка. Но про­шло до­воль­но вре­ме­ни, умер хан Бер­гай, пе­ре­ста­ло в Ор­де ис­ка­ние ца­ре­ви­ча, и свя­ти­тель с лю­бо­вью окре­стил его с име­нем Пет­ра. Но­вый хрис­ти­а­нин на­учил­ся рус­ско­му язы­ку, усерд­но чи­тал кни­ги, тру­до­лю­би­во мо­лил­ся, по­се­щал бо­го­слу­же­ние хра­ма, жил чи­сто и воз­держ­но, оста­ва­ясь в до­ме епи­ско­па.

Бла­жен­ный Ки­рилл скон­чал­ся, и 19 сен­тяб­ря 1261 го­да из Ав­ра­ами­е­вой оби­те­ли взо­шел на ка­фед­ру Ро­стов­скую свт. Иг­на­тий. Петр про­дол­жал жить при свт. Иг­на­тии в ка­фед­раль­ном до­ме. Про­дол­жая усерд­но по­се­щать храм Бо­жий и жить бла­го­го­вей­но, по вре­ме­нам за­бав­лял­ся он со­ко­ли­ной охо­той на бе­ре­гу озе­ра Неро. Раз, за­мед­лив до но­чи на этой охо­те, за­снул он у озе­ра. Ему яви­лись во сне, а по про­буж­де­нии и на­яву, свв. апо­сто­лы Петр и Па­вел. Ужас­нул­ся юно­ша, ви­дя пред со­бой свет­лых му­жей ро­стом, пре­вы­ша­ю­щим че­ло­ве­че­ский, и да­ле­ко оси­яв­ших окрест­ный мрак; три­жды хо­тел он вос­стать и три­жды по­вер­гал­ся до­лу пред ни­ми. И они, под­няв его, лас­ко­во ска­за­ли: «Не бой­ся, друг Петр, мы по­сла­ны к те­бе Бо­гом, в Ко­то­ро­го ты уве­ро­вал, и же­ла­ем, чтобы и здесь, где за­снул ты, со­зда­на бы­ла цер­ковь в на­ше имя; зав­тра ты вы­ме­ня­ешь три ико­ны, од­ну Бо­го­ро­ди­цы с Пред­веч­ным Мла­ден­цем и две свя­тых, от­не­сешь их к епи­ско­пу и ска­жешь, что апо­сто­лы Петр и Па­вел по­веле­ва­ют по­стро­ить в их имя цер­ковь на ука­зан­ном ими ме­сте». За­тем они да­ли ца­ре­ви­чу два меш­ка, один с зо­ло­том, дру­гой с се­реб­ром, и ста­ли неви­ди­мы. Бла­жен­ный Петр про­был в мо­лит­ве до утра на ме­сте, где яви­лись ему апо­сто­лы. По­том на­шел в го­ро­де у ико­но­пис­ца три ука­зан­ные ико­ны, вы­ме­нял и по­нес их епи­ско­пу. В ту же ночь свт. Иг­на­тию яви­лись апо­сто­лы и при­ка­за­ли по­стро­ить в их имя храм. Устра­шен­ный то­ном при­ка­за­ния и ви­дом их, Иг­на­тий утром при­гла­сил к се­бе кня­зя – то­гда был кня­зем сын му­че­ни­ка Ва­силь­ка Бо­рис – и, рас­ска­зав ему о ви­де­нии, го­во­рил: «Не знаю, что де­лать? Недо­уме­ваю, где стро­ить храм?» В это вре­мя они уви­де­ли Пет­ра с ико­на­ми на ру­ках; епи­скоп и князь бы­ли по­ра­же­ны изум­ле­ни­ем, от­ку­да мог взять Петр ино­стра­нец та­кие пре­крас­ные ико­ны, то­гда как в го­ро­де на то вре­мя не бы­ло ико­но­пис­ца? Вы­слу­шав рас­сказ Пет­ра, они бла­го­го­вей­но по­кло­ни­лись свя­тым ико­нам, от­слу­жи­ли в хра­ме мо­ле­бен пе­ред ни­ми, со­вер­ши­ли крест­ный ход на ме­сто яв­ле­ния свя­тых апо­сто­лов и здесь в пост­ро­ен­ной на­ско­ро ча­совне по­ста­ви­ли чуд­ные ико­ны. Бла­жен­ный Петр вы­брал об­шир­ную пло­щадь на бе­ре­гу озе­ра. На от­ве­ден­ном ме­сте был по­стро­ен храм свя­тых апо­сто­лов и при нем ос­но­вал­ся мо­на­стырь ино­ков.

По­чи­та­ние пре­по­доб­но­го ца­ре­ви­ча Пет­ра на­ча­лось с XIV ве­ка. По­мест­ное празд­­но­ва­ние уста­нов­ле­но на Со­бо­ре 1547 го­да, при мит­ро­по­ли­те Все­рос­сий­ском Ма­ка­рии.

Тропарь преподобному Петру, царевичу Ордынскому (Ростовскому), глас 8

Отечества своего, блаженне Петре, удалився, и богомерзкую веру отнюд возненавидев, от тьмы во свет пришел еси и вселился еси во славный и многонародный град Ростов, в немже житие честно пожив, церковь во имя святых апостол Петра и Павла воздвигл еси Христовою благодатию, и сию чудными иконами, яко невесту, украсив, святителя же, и князя, и вся люди житием своим удивил еси, темже и по смерти твоей Христос даром чудес обогати тя. Поминай нас, чтущих пресветлую память твою, преподобне отче Петре, и моли Христа Бога спастися душам нашим.


STSL.Ru


Источник:azbyka.ru
13 Июля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...