Неделя по Рождестве Христовом: память праведных Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня по плоти

Неделя по Рождестве Христовом: память праведных Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня по плоти
В Неделю по Рождестве Христовом Православная Церковь празднует день памяти святых Богоотцов: праведных Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня по плоти.

Святой Иосиф был царского рода, из дома Давидова и Соломона, внук Матфатов, правнук Елиезеров, сын Иакова по природе, а Илиин по закону ужичества. Ибо его дед Матфат, по рождении отца его Иакова, умер. Жену же Матфатову, мать Иакова, взял за себя в замужество Мелхий, от колена Нафана, сына Давидова, и родил Илия. А Илий женился и умер бездетным, а после него Иаков, который был его братом от одной матери, но не от одного отца, взял за себя жену его, потому что закон предписывал, что, если кто умрет, не имея детей, то пусть брат его возьмет за себя жену его и воскресит потомство своего брата. По этому-то закону Иаков взял за себя жену братнюю и родил сего святого Иосифа обручника, и был Иосиф, как уже сказано, сыном обоих: по природе – Иакова, а по закону – Илия. Вот почему св. Евангелист Лука, излагая родословие Христа, назвал отцом Иосифовым Илия, говоря о Христе так: «сын, тот и был, как думали, сын Иосифов, Илиев, Матфатов» (Лк. 3:23-24), называя Илия вместо Иакова. – Об этом святом Иосифе существуют различные мнения у западных и у восточных христиан. Западные говорят, что он до самой кончины своей был девственником, совершенно не вступая в брак, а восточные утверждают, что он имел жену и родил детей. Так, Никифор, древний греческий историк, следуя св. Ипполиту, передает, что он женился на Саломии, но не думай (прибавляет он), что это та Саломия, которая находилась в Вифлееме и была нареченною бабкою Господа, это была иная Саломия. Ибо та была родственница Елисаветы и Пресвятой Богородицы, а это была дочь Аггея, брата Захария, отца Предтечи, Аггей же и Захария были сыновьями священника Варахии. Имея в супружестве сию Саломию, дочь Аггея, святой Иосиф родил четырех сыновей: Иакова, Симона, Иуду, Иосию, и двух дочерей Есфирь и Фамар, или, как говорят другие, – Марфу; а синаксарь недели святых мироносиц присовокупляет еще и третью дочь именем Саломию, которая была замужем за Зеведеем. А Георгий Кедрин, упомянув о двух дочерях Иосифа, говорит, что одна из них, Мария, была выдана замуж за Клеопу, брата Иосифа, уже после возвращения Иосифа из Египта, но та Мария, как кажется то же лицо, что и Марфа или Фамарь. Какая бы она ни была дочь, и сколько бы у Иосифа ни было дочерей, – во всяком случае несомненно то, что Иосиф был женат и имел сыновей и дочерей. По кончине же своей жены Саломии, святой Иосиф жил в вдовстве довольно время, проводя дни свои в чистоте. Во святом Евангелии его святая и непорочная жизнь засвидетельствована следующими, хотя и краткими, но весьма похвальными словами: «Иосиф же, муж Ее, будучи праведен» (Мф. 1:19). И что может быть больше такого свидетельства? Он был столь праведен, что своею святостью превзошел прочих праведных праотцов и патриархов. Ибо кто был достоин стать обручником и мнимым мужем Пречистой Девы, Матери Божией? И кому дана была таковая честь, – сделаться нареченным отцом Христовым? Поистине Господь обрел сего мужа по сердцу Своему, которому Он открыл «безвестные и тайные премудрости» (Пс. 50:8) Свои, соделав его служителем таинства нашего спасения. Поистине он был достоин таковой чести и такого служения, ради совершенной по добродетелям жизни своей.

Господь восхотел родиться в нищете, заимствовав от царского рода только плоть, но не царскую славу, богатство и владычество. Посему Он благоизволил иметь нищею и Свою Пречистую Матерь, нищим и мнимого отца Своего, подавая образ смирения. Прожив всего сто десять лет, св. Иосиф мирно скончался и отошел к отцам своим, находившимся в шеоле, неся туда радостную и верную весть о том, что пришел желанный Мессия, имеющий освободить и спасти род человеческий, Христос Господь, Которому слава вовеки. Аминь.

В первом браке у праведного Иосифа было четыре сына и две дочери. Овдовев, святой Иосиф жил в строгом воздержании. Восьмидесятилетним старцем он был избран первосвященниками хранителем девства Пресвятой Богородицы, давшей обет безбрачия. Как отметил настоятель псковского храма Успения Божией Матери священник Виталий Скнар: "Святой Иосиф после смерти жены Саломии вел чистую и праведную жизнь, что и привело к тому, что он сподобился послужить тайне спасения человечества, стать приемным отцом Господа нашего Иисуса Христа.

Когда он узнал о беременности Марии, то встал перед неразрешимым противоречием с точки зрения иудейского закона: он знал, что Мария целомудренна, что он к ней не прикасался, но видит ее беременность. По иудейскому закону муж должен был обличить жену, что было бы позором и для Марии, и для него, Мария должна быть побита камнями.

Праведный Иосиф не смог выступить в роли мучителя, предать человека на смерть. Он не был холодным законником, имея любовь в своем сердце к Марии, и решил отпустить Марию, или уйти самому. Но Иосифу явился Ангел Господень и сказал: "Иосиф, сыне Давидов, не убойся принять Марии, жены твоей, ибо родившеевся в Ней, есть от Духа Свята". Праведный Иосиф не участвовал в зачатии Спасителя, но ему принадлежало право отцовства, право наречения имени своему сыну. Он не был природным отцом Иисуса Христа, а был ему отцом по закону.

Родословие у евреев идет по отцовской линии: отец не участвует в рождении ребенка, но получает власть называть ребенка, нести за него ответственность, главенство закреплено за мужчинами. Святой Иосиф присутствовал при поклонении пастырей Новорожденному Богомладенцу и при поклонении Ему волхвов. На протяжении всей своей жизни он заботился о Святом семействе, разделяя все тяготы и невзгоды Семейства при бегстве в Египет, жили от трудов его рук, от ремесла плотницкого, которым владел Иосиф. Он раньше Господа отошел в мир иной, скончался в возрасте более ста лет, и там, в шеоле, куда попадали все праведники, в мире духов он сообщил радостную весть, что скоро грядет освобождение, избавление от смерти".

С первых страниц Библии, с обещания в раю согрешившему Адаму, начинается обетование, обещание Спасителя мира, Мессии. Обетование исполняется через допотопного патриарха Сима, праведного Ноя, отца всех верующих Авраама, и из колена Иудина произойдет Спаситель.

Святой царь и пророк Давид, из колена Иудина, был предком по плоти Господа нашего Иисуса Христа.

Он, младший сын Иессея, жил тысячу лет до Рождества Христова. В юности Давид пас стада овец, принадлежавшие отцу, и отличался глубокой верой, ревностно исполнял волю Божию. Поэтому во время нашествия филистимлян он Божией помощью одолел в единоборстве великана Голиафа, что решило исход войны в пользу израильского народа. Претерпев много обид от царя Саула, который видел в нем любимца народа и своего соперника, Давид явил свое незлобие и великодушие.

Дважды имея возможность убить Саула, он не сделал этого. Скрываясь от несправедливого гнева Саула, Давид говорил, что не смеет поднять руку на Помазанника Божия, он трепетно относился к царской власти. "Мы же, – сказал отец Виталий Скнар, – оказались в 1918 году лишены того благочестия и той правды, которые были у Давида, за что он почитается святым. Мы презрели власть царя, Помазанника Божьего, и дерзнули поднять руку на него. Это истребление нашего народа, которое происходит и сейчас, когда по миллиону в год численность населения России сокращается, и это в мирное время, говорит о расплате за то преступление, которое совершили наши предки в 1918 году, и за которое мы не принесли покаяния.

Грех убиения Помазанника Божия тяготеет над нашим народом до сих пор". После гибели Саула и его сына, Давид был провозглашен царем южной части израильского государства, а после убийства второго сына Саула – царем всего Израиля. Он устроил новую столицу – Иерусалим – Город мира, а в нем – новую скинию; его великое желание построить вместо скинии храм не сбылось. Ему было предсказано, что храм построит его сын, так как Давид пролил много крови, пусть очистительной, справедливой, но она была пролита. У Давида уже были чертежи будущего храма, были собраны средства на постройку Иерусалимского храма – все это он передал своему сыну Соломону и мирно отошел ко Господу.

Он имел блестящий талант военноначальника, сумел очистить свою землю и расширить границы Царства до Ефрата, Средиземного моря, Аравийской пустыни, укрепил закон и делал все, чтобы его народ жил в процветании. Но жизнь царя Давида была омрачена тяжелым падением: он взял себе жену своего военноначальника Урии Вирсавию, а самого Урию послал в сражение на смерть, приложив к прелюбодеянию грех убийства, что было тяжким грехом в очах Бога. Плодом покаяния Давида стал 50 Псалом, написанный им Господу: "Помилуй мя Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое", который является образцом покаянной молитвы для любого кающегося грешника доныне и до скончания века.

Господь простил Давиду, но расплачивался за этот грех царь Давид всю свою жизнь – распря началась в его детях, которые были рождены от жен Давида, а один из его сыновей Авессалом восстал на Давида, своего отца, пытаясь лишить его царства. За грех Давида пришлось расплачиваться и его народу: был большой голод в стране, случилась и язва моровая, унесшая тысячи жизней. За грехи одного могут платить очень многие.

Умер царь Давид в глубокой старости с непоколебимой верой в пришествие в мир обещанного Богом Искупителя – Мессии, Господа нашего Иисуса Христа. В Богослужении и личной молитве верующими, особенно православными, широко употребляется его Богодухновенная "Псалтирь". Как сказал отец Виталий Скнар, "Псалмы надо читать, они питают душу и помогают обратиться к Господу. Псалмы – все словеса Духа Святаго, сведенные в единую книгу. Кроме молитв, обращенных к Богу, там много пророчеств о самом Давиде, о его потомках, о Христе Спасителе мира и последних судьбах мира, и те пророчества, которые должны еще осуществиться. Псалмы написаны в разных обстоятельствах жизни царя Давида: в покаянии, в тревоге и опасности, при нашествии врагов".

Апостол Иаков, брат Господень, – сын праведного Обручника Иосифа от его жены Саломонии.

С детских лет Иаков был назореем, то есть человеком, особо посвященным Богу. Обет назорейства означал жизнь чистую и святую, заповеданную некогда Господом всему Израилю. Святой апостол Иаков, брат Господень, был старшим сыном Иосифа Обручника от его первого брака. Апостол Иаков вспоминается в святые дни празднования Рождества Христова вместе со своим отцом Иосифом и святым царем и пророком Давидом, потому что, по преданию, он сопровождал святое семейство при бегстве в Египет и пребывал там вместе с Богомладенцем Иисусом, Богоматерью и Иосифом, служа им и с ними же вернулся в Иудею.

Когда Спаситель начал учить народ о Царствии Божием, святой Иаков уверовал во Христа и стал Его апостолом. За богоугодную жизнь он был избран первым епископом Иерусалимской Церкви. Святой Иаков председательствовал на Апостольском Соборе, в Иерусалиме, на котором рассматривался очень важный канонический вопрос: нужно ли христианам из язычников соблюдать обрядовые ветхозаветные предписания. Апостолом Иаковом было выражено Духом Святым, что христианам, приходящим из язычества, не надо соблюдать ветхозаветные предписания, которые потеряли свою силу. За тридцать лет епископства апостол многих иудеев обратил в христианство. Его очень любили и христиане, и иудеи и назвали при жизни праведным.

После Воскресения Господь особым образом явился Иакову и уведомил его о Своем Воскресении. Когда встал вопрос об Иисусе перед праздником Пасхи, то иудеи просили Иакова сказать с крыши храма Иерусалимского всему народу о распятом Иисусе, что Он – не Мессия, надеясь, что Иаков образумит народ и удержит от новой ереси – так называли христианство иудеи. Но Иаков сказал, что Иисус Сын человеческий ныне восседает одесную великой Силы и Славы. Разгневанные иудеи, сбросили апостола Иакова сверху, но святой Иаков не умер, продолжая молиться о своих мучителях. Тогда его, полуживого, стали побивать камнями, пока один из кожевенников не убил Святого ударом валька по голове. Мученическая кончина святителя Иакова произошла около 63 года.

Святой апостол Иаков составил Божественную литургию, которая легла в основание Литургии, составленных святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом. Церковь сохранила Послание апостола, которое под его именем включено в книги Священного Писания Нового Завета. В 1853 году Александрийский Патриарх Иерофей прислал в Москву часть мощей святого апостола Иакова.

Тропарь Богоотцов, глас 2

Благовествуй, Иосифе, Давиду чудеса, богоотцу:/ Деву видел еси рождшую,/ с пастыри славословил еси,/ с волхвы поклонился еси,/ Ангелом весть прием.// Моли Христа Бога спасти души наша.

Кондак Богоотцов, глас 3

Веселия днесь Давид исполняется Божественный,/ Иосиф же хваление со Иаковом приносит,/ венец бо сродством Христовым приемше, радуются,/ и неизреченно на земли Рождшагося воспевают, и вопиют:// Щедре, спасай Тебе чтущия.

Молитва святому праведному Иосифу, обручнику Пресвятыя Девы Марии

О святый праведный Иосифе! Ты еще на земли сый, велие имел еси дерзновение к Сыну Божию, иже благоизволи именовати тя Отца Своего, яко обрученика Своея Матери, и послушати тя: веруем, яко ныне с лики праведных во обителех небесных водворяяся, услышан будеши во всяком твоем прошении к Богу и Спасителю нашему. Темже, ко твоему покрову и заступлению прибегающе, смиренно молим тя: якоже сам от бури сумнительных помышлений избавлен был еси, сице избави и нас, волнами смущений и страстей обуреваемых: якоже ограждал еси Всенепорочную Деву от клеветы человеческия, огради и нас такожде от всякия клеветы напрасныя: якоже хранил еси от всякого вреда и озлобления воплотившагося Господа, сице сохраняй твоим заступлением Церковь Его православную и всех нас от всякаго озлобления и вреда. Веси, святче Божий яко и Сын Божий во днех плоти Своея в телесных потребах нужду имеяши, и ты послужил еси им: того ради молим тя, и нашим временным нуждам благопоспеши твоим ходатайством, подая нам вся благая, в житии сем потребная. Изряднее же просим тя, исходатайствуй нас оставление грехов прияти от нареченнаго ти Сына, Единороднаго же Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа и достойны быти наследия Царства Небеснаго нас предстательством твоим сотвори, да и мы, в горних селениих с тобою водворяющеся, прославим Единаго Триипостаснаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Молитва апостолу Иакову, брату Господню

О, великий богоизбранный и богопрославленный Апостоле Иакове, брате Господень! Ты еси великий архиерей Града Святаго, теплый наш заступник и ходатай, предстоящий Престолу Пресвятыя Троицы. Не отрини нас от твоего заступления, но воздвигни нас, низверженных грехи многими. Имеяй власть решити и вязати, разреши зол наших соузы, любве Божией причти нас и Царствия Небеснаго причастники, блаженне, соделай молитвами твоими. Моли Христа Спаса, да сподобит непреткновенно совершати странствие наше земное, да вечныя и блаженныя жизни на небеси сподобившеся, с тобою вкупе возможем выну восхваляти Троицу Нераздельную и воспевати Едино Божество Отца и Сына и Духа Всесвятаго во веки веков. Аминь.


По материалам открытых интернет-источников


STSL.Ru


8 Января 2017

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей
103 года Доходному дому
103 года Доходному дому
103 года назад Троице-Сергиева Лавра завершила строительные и отделочные работы в четырехэтажном каменном здании на углу Красногорской площади и Александровской...
Возвращение Лавре монастырских зданий
Возвращение Лавре монастырских зданий
2 сентября 1956 года Постановлением Совета Министров РСФСР №577 Свято-Троицкой Сергиевой Лавре возвращено 28 зданий ( с учетом переданных в 1946 -1948 годах)...
Освящение надвратной Церкви после пожара
Освящение надвратной Церкви после пожара
14 июня (н.ст.) 1763 года в присутствии Екатерины II...
Визит Петра I
Визит Петра I
10 июня (н.ст.) 1688 года шестнадцатилетний Петр I посетил Троице-Сергиев монастырь. Юного царя сопровождала свита из тридцати думных людей...