День памяти преподобномученика Иоасафа Боровского (†1610), архимандрита Троицкого монастыря

Монашеское служение преподобномученик Иоасаф Боровский начал в Пафнутиево-Боровском монастыре. В 1592 году он стал игуменом Свято-Пафнутиевой обители. В 1598 году участвовал в Земском Соборе, избравшем на царство Бориса Феодоровича Годунова. В 1605 году по благословению Патриарха Иова Иоасаф был возведен в сан архимандрита Троицкой обители. На период его управления приходится одна из наиболее драматических страниц в истории Смутного времени – оборона Троицкого монастыря в 1608–1610 годах. В тяжелейшие дни шестнадцатимесячной осады, которой интервенты и их пособники подвергли обитель, архимандрит Иоасаф стал вдохновителем героической обороны Троицкого монастыря.

img020_2.jpg

 
Преподобномученик Иоасаф Боровский

Враги подступили к стенам обители 25 сентября 1608 года. Численность войск неприятеля достигала нескольких тысяч человек. Поляки хотели склонить архимандрита и воевод к добровольной сдаче обители, пригрозив лютой расправой в случае отказа. Но на свое послание они получили недвусмысленный ответ защитников монастыря: «Есть ли польза человеку возлюбить тьму больше света и променять истину на ложь, честь на бесчестие и свободу на горькое рабство? Как же оставить нам вечную, святую истинную свою православную христианскую веру греческого закона и покориться новым еретическим законам отступников от христианской веры, которые прокляты были четырьмя Вселенскими Патриархами, и суетным богатством прельстить ми?.. И ложною ласкою, и тщетной лестью, и суетным богатством прельстить нас хотите. Но мы и за богатство всего мира не хотим нарушить своего крестного целования».

Архимандрит Иоасаф с братией, воеводами и всем воинством с плачем и рыданием за богослужением взывали: «Надежда наша и упование, Святая Живоначальная Троица, стена наша, заступница и покров, пренепорочная Владычица Богородица и Приснодева Мария, и пособники наши и молитвенники к Богу о нас, преподобные отцы наши великие чудотворцы Сергий и Никон!»

Настоятель монастыря повелел всем священникам наставлять своих духовных детей, чтобы те каялись, сохраняли чистоту помыслов и делали только благие дела. Все находившиеся в обители исповедовались Господу. Многие причащались Святых Христовых Таин.

Начался обстрел монастыря. Защитники обители мужественно встретили атаки неприятельских войск. Архимандрит Иоасаф с духовенством слезно молили в церкви: «Господи Боже, помоги нам, вконец погибающим, и не отринь людей Твоих до конца и не предай достояния Твоего в поношение злым еретикам, да не скажут: „Где есть надежда их, на которую они уповают?“ – но да узнают, что Ты Бог наш Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. Аминь». И, взяв честные кресты и чудотворную икону Божией Матери с Превечным Младенцем и образы святых, с молитвой обходили монастырь по его стенам.

Настоятель принимал участие в совете воевод, который разрабатывал стратегию обороны. Архимандрит Иоасаф рассылал грамоты по окрестным волостям и городам с призывом сохранять верность царю Василию IV Иоанновичу Шуйскому. Советами и вдохновенными речами настоятель поддерживал бодрость духа сражающихся, кроткой беседой вселял надежду в сердца больных и раненых, подкреплял унывающих и внушал твердую веру и упование на помощь Божию. Отец Иоасаф выступал примирителем в конфликтах внутри монастыря, вызванных лишениями военного времени.

Архимандрит и братия взывали к воинам и всем собравшимся в обители: «Мужайтесь и крепитесь и не ослабевайте в трудах, не оставляйте надежды, да и нас помилует и прославит Господь Бог! Не унывайте в скорбях и бедах, нашедших на нас! Если же, братия, кто и пострадает ныне, в это время, будет он для своего Господа мучеником, потому что пострадал за превеликое Его имя!» Молитва иноков укрепляла оборонявшихся, и они еще сильнее бились с врагом. 

Молебен в Троицком соборе во время осады, возглавляемый архимандритом Иоасафом..jpg 
Молебен в Троицком соборе во время осады, возглавляемый архимандритом Иоасафом.
Литография XIX в.

Однажды в церкви Пресвятой Троицы задремавшему архимандриту Иоасафу явился преподобный Сергий Радонежский. Преподобный стоял напротив чудотворного образа Живоначальной Троицы и молился с воздетыми вверх руками, а потом обратился к архимандриту со словами: «Брат, встань, это время пения и час молитвы. „Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение". Господь всесильный по многой Своей щедрости помиловал вас и подаст вам еще время, да в покаянии поживете». Настоятель обители, охваченный сильным волнением, поведал об этом явлении братии монастыря.

День праздника Собора святого архистратига Божия Михаила был днем плача и сетования. Прошло уже тридцать дней и ночей, как нападавшие били по монастырю из всех орудий. Клирику Корнилию, когда он шел в церковь, пушечным ядром оторвало правую ногу по колено. Раненого внесли в храм. Причастившись Святых Христовых Таин, он сказал архимандриту: «Вот, отец, Господь Бог рукой Своего архистратига Михаила отомстит за кровь православных христиан». Сказав это, старец Корнилий скончался.

Во время пения псалмов вражеское ядро ударило в большой колокол, отскочило от него, влетело в алтарное окно церкви Пресвятой Троицы, пробило доску у правого крыла образа архистратига Михаила и, ударившись в столп, а затем в стену, отскочило в насвечник перед иконой Пресвятой Троицы, ранило священника и, отлетев в левый клирос, развалилось. Другое ядро пробило железные двери с южной стороны и доску местного образа чудотворца Николая выше левого плеча у венца. На всех находившихся в церкви напал великий страх. Во время пения стихир архимандрит Иоасаф, пребывая в великой печали, погрузился в легкое забытье и увидел архистратига Михаила. Лицо его как свет сияло, в руке он держал скипетр и говорил, обращаясь к неприятелям: «Вот, беззаконники, ваша дерзость дошла и до моего образа. Всесильный Бог вскоре воздаст вам отмщение». Сказав это, архистратиг стал невидим. Настоятель поведал об этом видении всей братии. Иноки воспели молебен всесильному Богу и архистратигу Михаилу, после чего оборонявшиеся сумели уничтожить вражеское орудие, причинившее обители большой урон.

Вечером того же дня архимандрит Иоасаф, задремавший во время чтения келейного правила, вновь сподобился явления преподобного Сергия. «Встань, не скорби, но возноси молитвы в радости, – сказал ему Преподобный, – ибо предстоит перед Богом и молится об обители и о вас Святая Пречистая Богородица и Приснодева Мария с ангельскими ликами и со всеми святыми». В то же самое время многие другие монашествующие видели преподобного Сергия, ходившего по монастырю и будившего иноков со словами: «Идите немедленно в святую церковь и обретете благодать». Видели они также святителя Серапиона, архиепископа Новгородского, проведшего в Троице-Сергиевой обители последние годы жизни. Войдя в алтарь Троицкого храма, святитель остановился перед образом Пресвятой Богородицы, а преподобный Сергий обратился к нему и спросил: «Владыка Серапион, почему ты медлишь принести моление всесильному Богу и Пречистой Богородице?» В ответ на это архиепископ, воздев руки к небу, воскликнул: «О, Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово! Нынешнее приемши приношение, от всякия избави напасти всех и грядущия изми муки, о Тебе вопиющих: Аллилуиа».

Ободренные этими чудесными знамениями, защитники монастыря, приняв благословение архимандрита у гроба преподобного Сергия, вышли в открытое поле, чтобы совершить вылазку в расположение противника.

Когда осажденным угрожала голодная смерть, архимандрит Иоасаф тайно послал гонца в Москву с письмом к келарю Троицкой обители Авраамию (Палицыну), в котором слезно умолял его помочь защитникам монастыря в их отчаянном положении. Отец Авраамий тотчас же по получении письма поспешил к царю Василию IV Иоанновичу Шуйскому. Царь приказал послать в обитель небольшой отряд, съестные припасы и около двадцати пудов пороха. Кроме того, Авраамий (Палицын) отпустил в монастырь двадцать находившихся при нем слуг.

Желая остановить распространение смертоносных недугов, архимандрит Иоасаф и воеводы решили освятить в Успенском соборе монастыря придел во имя Святителя Николая Чудотворца. Освящение было совершено 9 мая, в день памяти святителя. И с того дня Господь даровал осажденным Свою милость. Многие больные начали выздоравливать. Смерть уже не собирала столь обильную жатву.

Осада закончилась 12 января 1610 года. Поляки, разбитые войсками князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского, бежали от стен монастыря. По этому случаю архимандрит Иоасаф отслужил благодарственный молебен. Старец Макарий Куровский отправился в Москву с радостной вестью и со святой водой из родника преподобного Сергия.

После снятия осады архимандрит Иоасаф с благословения священномученика Патриарха Ермогена ушел на покой и поселился в Пафнутиево-Боровском монастыре. Но и сюда нагрянули вражеские отряды. Некоторые воины, включая младших воевод Якова Змиева и Афанасия Челищева, отвечавших за охрану монастыря, изменили своему долгу и, сговорившись с интервентами, открыли им ворота обители 5 июля 1610 года. От рук захватчиков погибли несколько тысяч человек, находившихся в монастыре. Воевода князь Михаил Константинович Волконский, защищая обитель, погиб в соборной церкви у левого клироса рядом с гробом преподобного Пафнутия Боровского. В числе убитых в монастыре был и архимандрит Иоасаф. Так мученически закончил свой жизненный путь герой Троицкого «сидения».

В 1792 году по указанию митрополита Московского Платона (†1812) на площади между Успенским собором и Троицким был поставлен обелиск, на котором были сделаны надписи о славных событиях в истории Лавры. В надписи на северной стороне говорится о значении Лавры в Смутное время: «…Во всех же оных славных деяниях отличил себя Троицкий келарь Авраамий Палицын и архимандриты сея обители: Иоасаф и Дионисий». На западной стороне говорится: «В прославление сея обители и в вечную память великих мужей св. Сергия, архимандритов: Иоасафа и Дионисия – и келаря Авраамия поставил и посвятил сей памятник Платон, митрополит Московский и архимандрит сея Лавры, 1792 года».

В житийной иконе преподобного Сергия Радонежского конца XVII–XVIII века из собрания музея имени преподобного Андрея Рублева в 20-м клейме изображены явления преподобного Сергия архимандриту Иоасафу. Источником для иконописца послужили 59 и 61 главы жития преподобного Сергия, изданного Московским печатным двором. «В клейме изображено два явления святого, побуждающего к молитве воздремавшего архимандрита, утрудившегося от тягот многомесячной осады монастыря поляками». Образ архимандрита Иоасафа нашел также отражение и в исторической живописи. На картине В. Верещагина (†1909) мы видим крестный ход в осажденной обители, исходящий из Успенского собора. Архимандрит Иоасаф окропляет всех святой водой, а вокруг – реалии осадных буден: несут и ведут раненых; иноки, воины, женщины, дети…

159.jpg 
В.П. Верещагин. «Осада Троице-Сергиевой Лавры»

Важную роль в противостоянии Лавры интервентам сыграло мужество архимандрита Иоасафа, который сподобился явлений основателя обители преподобного Сергия. Для Троицкого монастыря это было время великих испытаний, которые вошли затем в историю как славная страница русского духа, подвига веры, мужества и крепости. После снятия осады архимандрит Иоасаф, несомненно, служил с братией благодарственные молебны в Троицком соборе у мощей преподобного Сергия, а также возносил заупокойные молитвы о павших во время осады защитниках Троицкого монастыря. Келарь старец Авраамий, автор «Сказания», показал молитвенный подвиг и яркий образ мужественного настоятеля Троицкой обители, который олицетворяет стояние за государственность и православную веру. Служение архимандрита Иоасафа в Троицком монастыре носило исторический характер, и в наше время его имя было внесено в лик Собора Радонежских святых, в состав святых иноков Троице-Сергиевой обители.

Память преподобномученика Иоасафа Боровского совершается 12/25 января и 5/18 июля.   


Источник: Троицкий патерик. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2015.


STSL.Ru


25 Января 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...