Дар прощения

Дар прощения

Свящ. Валерий Духанин


Некогда в Персии жил благочестивый христианин по имени Иаков. Он был близок к самому царю, язычнику по своей вере. Однажды царь решил совершить жертвоприношение, и юноша, забыв слова Господа о том, что всякий, кто отречется от Христа перед людьми, от того и Он отречется пред Отцом Небесным (см.: Мф. 10, 33), поклонился бессмысленным идолам вместе с царем. Об этом поступке узнали жена Иакова и его мать. Они написали письмо, в котором горько упрекали его за отречение от христианской веры, а в заключение грозили отказаться от него, если он не раскается в своем грехе. Прочитав письмо, Иаков смутился и погрузился в глубокую думу: «Если моя мать и супруга так чуждаются меня, что же мне будет в будущем веке, когда придет Бог судить живых и мертвых и воздаст каждому по делам его?» Затем он вторично прочитал письмо и воскликнул: «Заблудший! Моли твоего Искупителя, чтобы простил страшный грех твой... Он милосерд и не хочет смерти грешника, но с радостью приемлет кающегося». С того времени Иаков днем и ночью со слезами молился перед распятием Спасителя, молился, пока некоторые из язычников не увидели его. Они сообщили царю, что Иаков, пренебрегая языческими богами, молитвенно обращается к Иисусу Христу. За это Иакова вскоре отдали на казнь. Но через свое мученическое исповедание он взошел к небесным обителям, получив от Бога прощение в грехе отступничества.

Каков бы ни был грех человека, покаяние способно изгладить его, а Господь нередко устраивает нашу жизнь так, чтобы посредством земных скорбей мы смогли признать свои грехи, раскаяться в них, тем самым освободиться от страшного груза, влекущего в ад, взойти к неизреченному счастью Небесного Царства.

Не случайно покаяние называют вторым крещением. Как в таинстве Крещения мы один раз умерли для первородного греха и получили освящение, так в Покаянии мы вновь умираем для греха и воскресаем для святости.

Святые отцы говорят, что на Страшном Суде кающиеся грешники получат удел вместе со святыми, тогда как непокаявшиеся пойдут в муку вечную. В тот день вор увидит своего друга, с которым воровал вместе, стоящим среди праведников, а себя – осужденным во ад. Разбойник увидит своего друга-разбойника среди оправданных, а себя – в числе осужденных на муки. Блудник увидит блудницу, с которой творил свои темные дела, стоящей в числе святых, а себя – осужденным в геенну. Почему же эти грешники окажутся среди святых и праведных? Потому, что покаялись в своих грехах, искренно исповедались, а покаяние и самому грешному дарует чистоту и святость.

Преподобный Силуан Афонский писал: «Знает душа моя милость Бога к грешному человеку, и истину пишу пред лицом Божиим, что все мы, грешные, спасемся и ни одна душа не погибнет, если покаемся, ибо Господь так благ по естеству, что невозможно описать никакими словами». Если бы мы ведали, какова к нам любовь нашего Небесного Отца, то мы не позволяли бы себе так легко преступать Его заповеди и спешили бы скорее к Святым Таинствам, в которых душа вновь обретает детскую чистоту.

Но иногда мы унываем. И кажется: хотим исправить себя, а ничего не получается. Думаем помогать ближним, а сердце сухо и холодно. Хотим соблюдать заповеди, а не получается. Вместо любви в нас самолюбие, вместо искренности – лукавство, вместо чистоты – нечестие. Как быть? Авва Исайя говорил: «Печаль по Богу не ввергает человека в отчаяние, напротив того, утешает его, внушая ему: "Не бойся, снова прибегни к Богу, Он Благ и Милосерд; Он знает, что человек немощен, и помогает ему"».

Да, врачевание застарелых недугов совершается нескоро. Испорченность сильно проникла в наше естество, можно ли ждать исцеления быстрого? Но терпение рождает добрый плод. Дар чистоты подается тому, кто явил в себе верность Господу.

Святые отцы говорят, что кающемуся человеку Бог подает особые дары. Так, за приносимое душой покаяние, за ее сокрушение, печаль о грехах в сердце является умиление – первый признак оживления сердца в отношении к Богу и вечности. За собственное покаяние Господь дарует христианину покаяние благодатное, так что он приходит к неизреченному смирению, всецело вверяет себя в руки Божии.

В очищаемом сердце рождается живая вера в Бога, глубокое ощущение Его присутствия. В душе водворяется глубочайший мир Божий. Теперь душа не возмущается, словно непостоянное море, волнами вражды и ропота, она избавлена от внутреннего греховного возбуждения. Человек освобождается от всех смущений и страхов. Мир Христов усваивает душе добродетели Евангелия, и потому этот мир соединен с тихой радостью.

Христианин зрит в ближних образ Божий, а в молитве влечется несказанной любовью ко Господу. Сердце приходит в состояние младенческой простоты и невинности. Внутри воцарится чистота, соделывающая человека достойным сосудом для Духа Святого. Очистивший свое сердце зрит невидимого для чувственных очей Бога (см.: Мф. 5, 8), и Бог вселяется в чистое сердце. Сердце исполняется сладостной любви и благодарности Богу, все естество человека воспевает торжественную песнь хвалы милосердному и премудрому Богу.

Покаяние называют древом жизни, потому что как после холодной зимы в дереве вновь возрождается жизнь, так и умершая своими грехами для Бога душа в покаянии своем воскресает. Покаяние – чистый родник, источающий живую воду – она питает нас к вечности.

prodigal.son.jpg

В древнем церковном повествовании приводится такая история. Близ некоторого города жил затворник, имевший от Бога дар прозорливости. В том же городе была известная всем жителям блудница. Однажды затворник увидел простирающийся от женского монастыря, находившегося в городе, к небу светлый путь, по которому восходила некая душа в великой радости, руководимая ангелами, и приближалась ко вратам небесным. Затворник послал ученика в женский монастырь узнать, кто там преставился. Ученик, возвратившись, принес известие, что в монастыре никто не скончался, а скончалась скоропостижно пред вратами монастыря известная блудница, пришедшая туда из города. Приведенный в недоумение, затворник начал молиться Богу, чтобы Господь объяснил ему видение. И вот что было ему сказано: «Да, ты видел восходившую на небо душу бывшей блудницы. Она от всего сердца раскаялась и положила твердое намерение исправиться, пошла в монастырь с решимостью вступить в него. Что скончалась она пред вратами монастыря, не успев исполнить намерения, то было по определению Божию. Но ее намерение Бог принял за самое дело».

Так, покаяние творит чудеса. Не нужно никого осуждать, потому что покаяние может соделать самого страшного грешника, убийцу и блудника, выше любого из нас. Пока нам дано время жизни земной, постараемся освободиться от груза своих грехов, дабы и нам был отверст светлый путь к Божию Царству.

Искренняя исповедь, как весенняя заря, вселяет в душу свежесть новой жизни. Искренняя исповедь даром доставляет то, о чем плачет душа каждого человека – невинность, чистоту и святость сердца. Откровенность на таинстве Исповеди есть счастье, потому что неизреченным способом делает нас соучастниками Царства Небесного. Как говорил святитель Феофан Затворник, «покаяние Господь нам дал как умывальницу небесную. Оно всю душу вычищает, как снег белу делает». Покаяние – радость очищаемого сердца. Оно отнимает греховную печаль, изымает из сердца мрачное уныние. Свет благодати, озаряя кающуюся душу, дарует веселье пасхальное.

Не убоимся чисто, искренно исповедаться в своих грехах!

Принесем Господу Богу покаяние нашего сердца!


Источник: Духанин В., свящ. Покаяние как исцеление: О таинстве Исповеди. – М.: Изд-во Московской Патриархии РПЦ, 2018. С. 136-143.


13 Марта 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...