Что такое Священное Предание

Что такое Священное Предание
(Из поучений прот. Родиона Путятина) 

Апостолы в своих книгах не все написали, что слышали от Иисуса Христа и что внушал им Дух Святой: многое из этого они передавали верующим на словах устно. Поэтому ап. Павел писал к Солунянам: «Итак, братия, стойте и держитесь предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (Сол. 2, 15). 

Это учение, словесно переданное апостолами и записанное позже святыми отцами, называется священным преданием. Священное Писание заключает в себе Божественное учениe, письменно переданное нам апостолами, а священное предание – это Божественное учение, переданное нам апостолами словесно. 

Что же именно дошло до нас посредством священных преданий? Это некоторые истины и происшествия, которые с самых первых времен Христианства Церковью признаются за откровенные и совершенные Самим Богом; это некоторые постановления и обычаи, которые первыми христианами соблюдались и доселе соблюдаются, как от Бога происшедшие. Мы, когда молимся, творим на себе крестное знамение; мы святым иконам и святым мощам поклоняемся; мы святых угодников Божиих и святых ангелов на помощь призываем; мы в известные времена года и дни постимся; мы церковные службы совершаем по известному чину; мы при таинствах различные обряды соблюдаем; мы об умерших молимся, да и много творим и принимаем такого, о чем в Священном Писании прямо нигде не говорится. 

От кого же мы узнали, что все это должно признавать и исполнять, как божественное, как необходимое для нашего спасения? Все это дошло до нас по преданию: отцы Церкви все это слышали от апостолов, а апостолы слышали от Иисуса Христа или научены были Духом Святым. Поэтому мы все, дошедшее до нас по преданию от апостолов, исполняем как божественное и признаем за божественное. Вот что Василий Великий говорит о священных преданиях: «Из соблюдаемых в Церкви догматов некоторые мы имеем от письменного наставления, а некоторые приняли от апостольского предания по преемству в тайне. Те и другие имеют одну и ту же силу благочестия, и этому противоречить не станет никто, хотя мало сведущих в церковных установлениях. Но если отважимся отвергать неписанные обычаи, как не имеющие великую важность, то неприметно повредим Евангелию в самом главном, или более того - от проповеди апостольской оставим пустое имя». 

Но так как есть и могут быть предания ложные, выдуманные, то необходимо знать, как от них отличить предания истинные, божественные. Надо обращать внимание на то, с какого времени вошло в употребление известное предание, и главное, согласно ли оно с духом Священного Писания. Если оно дошло до нас не от первых времен Христианства, и с духом Священного Писания не согласно, то это явный знак, что оно не священное, не божественное предание. Таковы многие предания у еретиков. Хотя они и давно у них, но все же они не апостольские, не Духом Святым внушенные, а придуманные людьми. Может быть, кто-нибудь скажет: «Почему апостолы сами не написали всего, что нам нужно знать для благоугождения Богу и спасения души? Если бы они все сами написали, то, может быть, не было бы после никаких недоумений и споров?» Отвечать на этот вопрос не трудно: апостолы сами не написали всего, потому что и без их писания все могло сохраниться так, как они учили. Тогдашние верующие, для которых апостолы преимущественно все писали, и без письменного напоминания знали и исполняли то, что теперь заключается в священных преданиях. «Хвалю вас, братия, - писал ап. Павел к Коринфянам, - что вы все мое помните, и держитесь предания так, как я передал вам» (1. Кор. 11, 2). Апостолы и за нас в этом случае не боялись: они несомненно знали, что учение, передаваемое ими на словах, сохранится и дойдет до нас во всей своей целости и чистоте. Ведь кому передавали они это учение? Не одному человеку, не двум, не трем, а целому обществу верующих, целой Церкви. «Не должно,- говорит святой Ириней, - у других искать истину, которую легко заимствовать от Церкви. Ибо в нее, как в богатую сокровищницу, апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине». 

Могло ли не сохраниться устное учение апостолов в столь верном и крепком хранилище, какова Церковь? Будем судить по себе. Мы - христиане, и, следовательно, члены Церкви. Не свято ли мы бережем свое христианское учение? Каждый из нас, может быть, иногда в своих суждениях отступает от истины веры. Каждый из нас, конечно, нередко грешит против правил благочестия. Но потерпим ли, позволим ли мы, чтобы кто-нибудь эти правила и эти истины отменил или заменил другими? Это же можно сказать и о тогдашних верующих. И они, без сомнения, свято хранили и дорожили всем тем, чему научились от апостолов, что признавали божественным. Многие из них соглашались терпеть жесточайшие мучения. Они умирали, но не соглашались на изменение священных преданий. Таким образом апостолам нечего было бояться за свое устное учение: они передавали его обществу верующих, Церкви, которая есть живая книга веры, столп и утверждениe истины. 

Правда, много было споров и недоумений касательно священных преданий; но разве не было бы этих споров и недоумений, если бы апостолы сами все написали? Были бы непременно. Священное Писание писано самими апостолами, а разве мало было споров касательно его? Когда люди судят по одному своему уму, они не могут освободиться от недоумений. Если в людях действуют страсти, они не могут удержаться от споров. Апостолы наперед это знали и предсказали, что будут лжеучителя, да и при них самих они уже были. Они знали это, как знали и то, что Церковь все споры, ими возбуждаемые, прекратит. 

Святая Церковь действительно исполнила это, на семи Вселенских Соборах все недоумения о священных преданиях и Священном Писании были разъяснены. И решал это не один человек, а сотни мужей, решали пастыри Церкви, избираемые и поставляемые Духом Святым. Поэтому на решения Вселенских Соборов должно смотреть, как на решения божественные. Собранные во имя Иисуса Христа, Вселенские Соборы не новое учение составляли, а утверждали то, что дошло по преданию или находилось в Священном Писании. Таким образом, подтвердилось, что учение, заключающееся в Священном Писании и священных преданиях, есть действительно ученье божественное. 

Не думайте, впрочем, что ныне уже не может быть никаких споров и недоумений касательно учения, заключающегося в Священном Писании и священных преданиях. Люди — всегда люди, и страсти в них все те же. И потому не смущайтесь, когда слышите споры о вере, или когда в вас самих родятся какие-либо недоумения: споры эти легко проходят, когда в человеке утихают страсти. Недоумения легко рассеиваются, если мы не будем умствовать по стихиям миpa, а будем покорять ум в послушание вере. 

Как бы кто умен не был, без покорения ума он никогда не уверится в том, чего видеть нельзя и постигнуть невозможно. Аминь.


Источник: Вечное/«L'Éternel» // Православный журнал. № 3 март. - Аньер (Франция), 1952.


16 Марта 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...
Пасхальная иллюминация на колокольне
Пасхальная иллюминация на колокольне
19 апреля 1913 г., на Пасху последнего предвоенного года (перед Первой мировой войной), жители Сергиевского посада и многочисленные паломники стали свидетелями иллюминации, устроенной на колокольне Троице-Сергиевой Лавры...