Чистое сердце

Чистое сердце
Митрополит Николай (Ярушевич)

Сердце чисто созижди во мне, Боже... 

Пс. 50, 12

О чем, мои дорогие, мы стали бы просить Господа, если бы Он какими-нибудь путями повелел нам сейчас просить у Него того, чего каждый из нас хочет? Конечно, нашлись бы среди нас такие, кто молил бы Его о здоровье своем или близких, благополучии житейском, успехах. Нельзя осуждать таких просьб, направляемых к Господу. Да и Сам Господь такие невинные просьбы благословляет, и они доходят до Него.

Но, конечно, среди нас не нашлось бы никого, кто бы не захотел присоединиться к той просьбе, с какой пророк Давид обращался к Господу: «Сердце чисто созижди во мне, Боже».

И здоровье, и благополучие, и земные успехи - всё это мы оставим на земле, когда нам придет время перейти в вечность. А сердце чистое, душу чистую все мы возьмем с собой.

Чистое сердце - это наше богатство, наша слава, наша красота. Чистое сердце - это хранитель благодати Святого Духа, это место рождения всех святых чувств и желаний. Чистое сердце это та брачная одежда, о которой говорил Господь в Своей притче, и только в которой мы можем стать участниками небесной трапезы в вечной жизни.

С чем можно сравнить чистое сердце? Его можно сравнить с плодоносной землей: на земле растут деревья, богатые своими плодами, золотые злаки, благоухающие цветы. И в сердце христианина произрастают украшающие его добродетели: смирение, кротость, милосердие, терпение. Мы любуемся цветущим садом, и нам приятно вдыхать аромат цветов. Еще более мы любуемся духовной красотой носителя чистого сердца. Легко представить перед своим духовным взором преподобного Серафима, Саровского чудотворца: вот он идет со своей неизменной улыбкой любви на лице, весь — сияние чистоты, кротости, любви, благожелательности, безгневия. Ко всем подходящим к нему у него одинаковое слово привета, с любовью открытые объятия. И кто даже издали видел его, — на всю жизнь сохранил в своем сердце его прекрасный светлый образ. Это носитель чистого сердца.

Чему еще можно уподобить чистое сердце? Пламенеющему огню. Как в огне очищается золото, как в огне освобождается от ржавчины

металл, покрытый ею, так в чистом сердце сгорают греховные искушения и соблазны; и нередко от одного общения с носителем чистого сердца перерождается грязная испорченная душа и становится на путь новой христианской жизни.

Еще какое сравнение может быть для чистого сердца? Оно подобно чистой воде: чистая вода не имеет в себе никакой скверны, она освежает каждого жаждущего; она приятна и сладка тому, кто ее жаждет. В чистой воде отражаются небо и солнце. И чистое сердце влечет к себе, и мы видим, как в нем отражается духовное небо, видим в нем печать Божией красоты, печать Духа Святаго, носителями которых являются святые люди.

Чистое сердце подобно чистому светлому воздуху: как солнце беспрепятственно распространяет в таком воздухе свои лучи, так в чистом сердце светит тот свет Божий, о котором сказано, что он «просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1, 9).

Чистое сердце — «храм Божий» и «Дух Божий» живет в нем (1 Кор. 16) —по слову апостола Павла. Такому сердцу свойственно любить Господа Бога своего. А Господь Иисус Христос сказал: «Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим. И Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:21, 23). Значит чистое сердце это храм Триединого Бога.

В чистом сердце рождается все самое лучшее, светлое, прекрасное, что может быть у человека. Это сердце вместилище веры, и какой веры! Посмотрите на святых апостолов. Мы знаем, что Спаситель избрал Себе учеников за их душевную простоту и чистоту. Но тогда они не были еще очищены Духом Святым. Когда же сошел на них Святый Дух и Своим огнем сжег в их сердцах все искушения и соблазны, — какой родник веры забил в их сердцах! В своей проповеди они уже не боялись ничего и никого, шли навстречу пыткам и смерти с такой пламенной верой, которой ничто не могло поколебать.

Вспомним святых мучеников первых веков христианства. Какая крепкая, горячая любовь ко Христу горела в их чистых сердцах, отдавших себя Богу! Их предсмертные пытки — яркие и неумирающие свидетельства такой любви, рожденной в их сердцах.

Что побуждало преподобных отцов и матерей, пустынников и подвижников уединяться в глухие леса, на скалистые острова, в горные ущелья для того, чтобы там совершать свои подвиги? В их чистых сердцах жила и умножалась жажда возможно живее ощущать присутствие Божие и теснее соединиться с Ним. Чистые сердца будущих Серафимов, Сергиев были источником этой неукротимой жажды.

Все мы знаем о подвигах юродивых ради Христа. Сколько нужно было иметь силы духа, чтобы понести такой подвиг, сколько смирения и самоуничижения! Некоторые юродивые несли свой подвиг пятьдесят-шестьдесят-семьдесят лет; и в течение такого огромного периода времени добровольно подвергать себя насмешкам, притворяться не имеющими ума, — для этого нужны были особые силы духа, и это величайшее смирение рождалось в глубине их чистых сердец.

Высочайший для человека образ чистоты сердца представляет Господь наш Иисус Христос. Св. апостол Петр говорит о Нем, что Он «не сделал никакого греха и не было лести в устах Его» (1 Петр. 2, 22).

Пречистая Матерь Божия больше всех живших на земле приблизилась к совершенной чистоте сердца. Она по преимуществу является для нас образом и примером чистоты. К Ней Св. Церковь от лица верующих обращается с такой молитвой: «Чистое Божие жилище бывши, Чистая, с бесплотными молися, чисте совершити ми путь житейский» (канон арханг. и анг.).

Этим совершенным образцам душевной чистоты и подражали в меру своих сил святые люди.

Чистому сердцу Спасителем дана самая высокая награда, какую только может себе представить человеческая мысль и душа: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8). Увидеть Сладчайшего Господа в будущей жизни лицом к лицу, поклониться Его пречистым стопам, и не однажды, а во все нескончаемые века,— разве это не самая высокая честь и наивысшее счастье для человека?!

Но еще на пути к этому вечному счастью чистому сердцу дано видеть Господа своего духовными очами и здесь, на земле. Из жизни святых угодников мы знаем нередкие случаи, когда во время молитвы святые преображались, от их лица и от всего их существа исходил яркий свет, которого не могли перенести те, кто их видел в такие минуты. В эти минуты святые своей душой пребывали в самом тесном общении с Господом, с Которым они в глубине своего духа беседовали и Которого своими духовными очами видели.

Над приобретением этой чистоты сердца каждому из нас, мои дорогие, надо трудиться всю жизнь, потому что нашим равнодушием к делу спасения, нашим, маловерием, нашею леностью, нашими грехами загрязняется сердце. Но разве жалко трудов и усилий для такой величайшей и священной цели — соединиться навеки со своим Господом? Конечно, нет!

Приобретается эта чистота сердца постоянною памятью о том, что Господь всегда присутствует около нас, все видит, все слышит, что совершается в нашем сердце, проникает до глубочайших изгибов души. Он Судия как наших душевных прегрешений, так и наших телесных беззаконий. Надо всю свою жизнь, как говорит св. Иоанн Златоуст, сидеть у дверей своего сердца и беречь его от засорения тем, что лишает нас радости общения с Богом. Это постоянное наблюдение за сердцем — могучее средство для удержания его от греха. «Сын мой, — говорит нам слово Божие, — больше всего хранимого храни сердце твое».

23). Вот, что говорит нам один из опытных в духовной жизни древних подвижников: «Когда горшок снизу подогревается огнем, то ни муха, ни иное какое-либо насекомое не может прикоснуться к нему; когда же простынет, то садится на него; то же бывает и с человеком: пока он пребывает в духовном трезвении, пока он следит за своим сердцем, — невидимый враг не может поразить его» ("Слова" преподобного Пимена Великого).

Сердце очищается молитвой, непременной каждодневной молитвой. Наша молитва согревает сердце, возбуждает в нем благоговейное умиление и привлекает благодать, очищающую и освещающую сердце.

Святая Церковь учит нас очищать сердце такою теплой молитвой, когда повелевает нам взывать к Спасителю: «Слезные ми подаждь, Христе, капли, скверну сердца моего очищающие» (последование ко Св. причащению). Греховная скверна омывается слезами покаяния, такого покаяния, когда согрешившему сердцу и стыдно того, что оно совершило, и больно терять общение со своим Господом, и страшно умереть с нераскаянным грехом. Все, плакавшие о грехах своих, по опыту знают, что после таких слез наступает тишина и спокойствие совести и какое-то духовное благоухание и радость: умными очами человек видит Бога, очищающего беззакония его и несказанно его милующего.

«Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50. 19), — говорит пророк и псалмопевец Давид, всю свою жизнь после грехопадения трудившийся над очищением своего сердца.

Одним из могущественных средств хранить свое сердце в нравственной чистоте должна быть для истинного христианина надежда на великую

награду видеть Бога. Этому же очищению сердца от греховной грязи содействует жизнь по заповедям Божиим: чем больше сердце христианина заполняется смирением, милосердием, неосуждением, терпением, тем меньше в этом сердце остается места для гордости, жестокости и уныния. Этой же цели служат и скорби, посылаемые Божественным Провидением человеку: они сжигают терния страстей, врачуют греховные болезни. Как говорил приснопамятный Митрополит Московский Филарет, «скорби уничтожают в сердце следы греховного услаждения, исторгают глубоко проникшие тонкие корни греха».

Пусть же воодушевляют нас, мои дорогие, на труды во имя очищения своего сердца и спасения своей души призывы Господа нашего Спасителя, уроки святых отцов и учителей Церкви и все святые угодники Божии, сияющие своей духовной красотой и чистотой в веках славы!

Псалмопевец Давид учит нас, что чистоту сердца мы приобретаем не только трудами, но и молитвой об этом. И пусть эта молитва пророка Божия: «Сердце чисто созижди во мне, Боже» будет на наших устах и в нашем сердце, когда мы совершаем свое домашнее молитвенное правило и когда мы стоим на молитве в нашем святом храме.

Митрополит Николай (Ярушевич).  Слово, сказанное в церкви Даниловского кладбища г. Москвы


Источник: Журнал Московской Патриархии, № 1, январь 1949 г.



1 Июня 2017

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...