Чин воцерковления

Чин воцерковления

С праздником Сретения Господня, с его песнопениями и молитвословиями тесно связан не всем известный чин воцерковления детей. А между тем этот чин принят Церковью и обязателен для каждого православного христианина, ибо он является его первым шагом в Церкви. Само наименование чина – воцерковле́ние – означает «прия́тие нача́ла вводи́тся в це́рковь» – введение в первый раз в храм, в собрание церковное для причисления к нему.

В молитвах чина воцерковления испрашивается прежде всего очищение от греховной нечистоты и скверны для матери, чтобы она могла чистою предстать ко Причащению Святых Таин Христовых. Затем молитвы обращаются ко Господу и за ребенка, являющегося на свой пост – члена Святой Церкви.

Совершение молитв заканчивается внесением ребенка священником в церковь. Мужеского пола младенцы вносятся в святой алтарь и по обхождению святого престола уносятся в самый храм и полагаются перед царскими вратами, откуда должна сама мать взять его. Младенцы женского пола в алтарь не вносятся, а полагаются прямо у Царских врат. Это положение младенца у врат алтаря знаменует собою начало служения христианского и обозначает смирение нового члена собрания верующих.

При введении ребенка в храм читается стих: «Вни́дет в дом Твой, покло́нится ко хра́му свято́му Твоему́». Посреди церкви произносится: «Посреде́ це́ркве воспое́т Тя». И, наконец, чин завершается чтением молитвы cв. Симеона Богоприимца: «Ны́не отпуща́еши раба́ Твоего́, Влады́ко», после чего произносится отпуст.

Одна из четырех молитв чина воцерковления начинается словами: «Го́споди, Бо́же наш, в четыредеся́тый день младе́нец зако́нному храму принесе́нный от Мари́и неискусобра́чныя и святы́я Твоея́ Ма́тере, и на объя́тьях пра́веднаго Симео́на носи́мый, сам Влады́ко всеси́льне и принесе́ннаго сего́ младе́нца яви́ться Teбе́ всех Творцу́ благослови́...». Исполнение закона Пречистою Девою послужило образом нашего воцерковления: «Его́ же и мы, ве́рнии, подража́ние благода́тию держи́м», – говорится в последней молитве.

Сретение.jpg

Сретение Господне

Воцерковление младенца – это сре́тение (встречa) его Церковью. Во всем чине воцерковления мы слышим отзвук Сретения Господня. Воцерковляющий повторяет слова старца-Богоносца Симеона, воцерковляемый входит впервые во храм Господень, как и младенец Христос Иисус, впервые принесен был в храм, приносящая ребенка мать исполняет закон, предписание церковное – в нечистоте не касаться святыни и не входить во храм до очищения: Чистая и непорочная Матерь Христа Бога, и по рождении пребывшая чистой, исполнила Сама закон, Богом переданный людям. Она пришла ко храму через сорок дней после рождения Сына, чтобы Самой войти и Сына ввести в дом Его.

Но может показаться, что требование особой молитвы об очищении родившей женщины является как бы осуждением рождения детей Церковью. Такая мысль, конечно, совершенно неосновательна и греховна. Приближение к святыне в нечистоте душевной или телесной всегда предосудительно и оскорбляет святость дома Божия; рождение же ребенка сопровождается естественной нечистотой, являющейся, как бы, некоей печатью первородного греха в женщине. Не приступая ко храму в течение 40 дней родившая доказывает, как говорит apxиeп. Вениамин в «Новой Скрижали»: «свое повиновение Церкви касательно чистоты, подражая Богородице Деве, которая и не требовала никакого, как непорочная Приснодева, очищения, но исполняла закон его».

И другой вопрос может возникнуть. Не является ли чин воцерковления чем-то дополняющим или заканчивающим совершение таинства крещения? Воцерковление всегда происходит после крещения, что, конечно, понятно, ибо и взрослые, не получившие святого крещения не допускаются в церковь. Внутреннее значение обряда воцерковления находится в тесной связи с обычаями и законами ветхозаветной церкви: там совершалось на 8-ой день обрезание, не исключавшее повеления принести младенца в храм на 40-й день. Обрезание ветхозаветное в новом завете заключено в крещении; при нем остается прежнее повеление принесения младенца на 40-й день. Воцерковлением младенец причисляется к собранию верных. Чин воцерковления является как бы специальным выражением этого причисления, Официальным актом, закрепляющим права члена церковной общины. В крещении младенец воспринял права и обязанности христианина, в чине воцерковления он наглядно приступает к ним: входит в храм, в собрание верных, приближается к жертвеннику Господню, средоточию христианской благодати. Таковы смысл и значение чина воцерковления младенцев.

Сергиевские Листки, № 28


Источник: Вечное/«L'Éternel» // Православный журнал. № 2 февраль. – Аньер (Франция), 1948. С. 18-20.


15 Февраля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...