Бутовские мученицы

Бутовские мученицы
14 марта Православная Церковь празднует память сестер-новомучениц Матроны и Анны Макандиных, жительниц местного села Константинова под г. Александровом. 

Родились они в семье крестьянина Алексея Макандина. Окончив сельскую школу, поступили послушницами в Московский Алексеевский монастырь: Матрона – в 1910 году, Анна – в 1914-м. И здесь подвизались до закрытия обители. 

В 1924 году послушницам пришлось обосноваться вместе с монахинями на частной квартире недалеко от монастыря. Сестры шили одеяла и так зарабатывали себе на жизнь. Перед самым Новым 1931 годом Матрону и Анну арестовали по обвинению в антисоветской агитации. На допросе следователь спросил Матрону о ее политических убеждениях. 

- До 1924 года я к советской власти относилась безразлично, - ответила она, - но с момента нашего изгнания... и по сие время я являюсь противницей советской власти, так как она закрывает монастыри и не дает служить Богу. Свое недовольство я ничем не выражаю активно, лишь не желаю служить на государственной службе, а также сама остаюсь еще большей поклонницей Церкви... 

Следом за сестрой на допрос привели Анну. Следователь спросил ее, чем она занимается, с кем живет и состоит ли в политических партиях. Послушница честно ответила, что живет вместе с сестрой и еще тремя монахинями, все они шьют одеяла и политикой не интересуются:

- Занимаемую нами квартиру никто не посещал. Знакомства ни с кем не вели. Добавить к показаниям ничего не могу. 

По окончании следствия особое Совещание при Коллегии ОГПУ признало послушниц Матрону и Анну виновными и приговорило к трем годам ссылки в Архангельскую область. В обвинительном заключении 11 января 1931 года было сказано: «Привлеченные по данному делу обвиняемые, бывшие монахи ликвидированных монастырей и подворий... живя скопищами, занимались активной антисоветской деятельностью, выражающейся в организации нелегальных антисоветских «братств» и «сестричеств», оказании помощи ссыльным единомышленникам... антисоветской агитации о религиозных гонениях, чинимых советской властью, и распространении всевозможных провокационных слухов среди населения; квартиры их являлись убежищем для всякого рода контрреволюционного элемента».

Из ссылки послушницы вернулись в родное село в Константиново в 1934 году, где их застала новая волна гонений. 22 февраля 1938 года сестер вновь арестовали и поместили в Загорскую тюрьму. Следователь нашел свидетелей, которые утверждали, будто Матрона занималась антисоветской агитацией, говорила, что отрекшимся от Бога Господь дает тяжелую жизнь. Лучше бы они ходили в церковь и молились Богу, и Господь дал бы им счастье и прокормил. Один из свидетелей утверждал, что в разговорах с колхозниками Матрона «опошляла вождей партии и правительства» и, ссылаясь на Библию, говорила, что скоро советской власти не будет.

– Обвиняемая Макандина, признаете ли вы себя виновной в антисоветской агитации? – спросил ее следователь.

– Никакой антисоветской агитации я не вела.

– Обвиняемая Макандина, признаете вы себя виновной в антисоветской агитации в ноябре 1937 года?

– Библию я читала, но среди колхозников никаких слухов не распространяла. Я только разговаривала с двумя колхозниками... что война все же будет, но когда – в Библии не написано.

– Обвиняемая Макандина, почему вы враждебно настроены к советской власти, опошляете вождей партии и правительства?

– Я против советской власти враждебно не настроена. Я довольна советской властью и вождей партии никогда не опошляла.

– Обвиняемая Макандина, признаете вы себя виновной в антисоветской агитации, проводимой вами в декабре 1937 года?

– В декабре, не помню какого числа, я проходила мимо райлесхоза, где стояли в то время... Они вели разговор о закрытии церкви. Я сказала... только два слова – все церкви закрыли, даже ребят крестить негде. Больше я ничего не говорила.

Послушнице Анне лжесвидетели приписывали такие слова: мол, коммунисты организовали колхозы, православных ограбили и теперь они работают день и ночь задаром, все идет в пользу коммунистов – из-за того, что люди отреклись от Бога и веруют антихристу. Православным лучше бросить работать и идти в церковь молиться Богу.

– Обвиняемая Макандина, за что вы агитировали население в октябре 1937 года? – спросил ее следователь.

– В октябре я работала на поденной работе. Вспоминаю случай, когда мы, вместе несколько человек, шли с работы домой. Разговор был о том, что в колхозах стало жить лучше, что советская власть дала колхозникам счастливую жизнь. Это была частная беседа, но против советской власти я никогда не говорила.

– Обвиняемая Макандина, вы признаете себя виновной в антисоветской агитации, которую вели в декабре 1937 года среди колхозников?

– В декабре я работала вместе с другими. Мы рубили капусту. Разговор был о войне. Я говорила, что на нас идет японец, но так как советская власть стала сильна, то войны не допустят; но что касается разговоров против советской власти, то я их не вела.

– Обвиняемая Макандина, что вы говорили в ноябре 1937 года колхозникам, стоя у своего дома?

– Я точно не помню в каком месяце, но с колхозниками вечером у моего дома был разговор. Говорили, что теперь, против царизма, стало жить всем лучше, налоги стали небольшие, всего стало больше. А кроме этого ничего не говорили, а я большую часть времени нахожусь дома.

– Обвиняемая Макандина, признаете ли вы себя виновной в том, что опошляете вождей партии и правительства?

– Я к советской власти враждебно не настроена, я довольна советской властью... и виновной себя в антисоветской агитации не признаю.


25 февраля 1938 года послушниц перевели в Таганскую тюрьму в Москве, а 8 марта тройка НКВД приговорила их к расстрелу. 14 марта на полигоне Бутово послушниц Матрону и Анну Макандиных расстреляли и похоронили в общей безвестной могиле. А в августе 2000 года Архиерейский Собор Русской Православной церкви причислил их к лику преподобномучениц. 



14 Марта 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...
Пасхальная иллюминация на колокольне
Пасхальная иллюминация на колокольне
19 апреля 1913 г., на Пасху последнего предвоенного года (перед Первой мировой войной), жители Сергиевского посада и многочисленные паломники стали свидетелями иллюминации, устроенной на колокольне Троице-Сергиевой Лавры...