Божия Матерь

Делу воплощения Христа Спасителя послужила Пресвятая Дева Мария.

Всё своё благоговение к Честнейшей Херувимов и славнейшей Се­рафимов Сирский Пророк выразил в своих словах, сказанных им от лица Божией Матери: «Более всех спасаемых возвеселил Он Меня, потому что зачала Его во чреве; более всех возвеличенных Им возве­личил Он Меня, потому что родила Его. Войду в рай жизни, и где согрешила Ева, там прославлю Его, потому что Меня избрал Он из всех жен и благоволил соделать Своей Матерью, а Сам благоволил стать Сыном Моим».

Иверская икона Божией Матери.jpg

Иверская икона Божией Матери

Когда послан был к Пренепорочной и явился пред Ней архангел Гавриил, по суждению святого Ефрема, Она молилась. Во время молитвы узрел Гавриила и пророк Даниил. «Молитва и благовестие, как родственные между собой, должны радовать друг друга». Архангел Гавриил предстал в виде «благолепного стар­ца-пришельца», дабы не опечалить смиренную Отроковицу. Из священной истории известно, что архангел Гавриил посылался «подобным по изволению и одинаковым по естеству» всего три ра­за. Два из них упомянуты, а третий - «к неплодному Захарии». Про­рок Даниил предвозвестил рождение Божией Матери, а праведный старец Захария «произвел глас вопиющего в пустыне». «Обратите взор свой, возлюбленные, на Марию, - взывает Препо­добный. - Вот приходит к Ней Гавриил, и Она, испытуя его, гово­рит: "Како будет сие?" Служитель Духа ответствует Марии, что не трудно сие для Бога, для Которого все возможно. Мария поверила слышанному и сказала: "Се раба Господня". И тогда же Слово, как Ему Самому известно, низошло и, как Слово изволило, подвиглось, вошло в Марию и вселилось в Ней, и Она не ощутила того. Ничего не потерпев, прияла Его, и Исполняющий Собой вселенную пребы­вал в Ее чреве, как Младенец».

Подобно тому, как на Хориве купина «вмещала Бога» в пламени, так и Пресвятая Дева «носила Христа во чреве». «Носимого Херувимами носят Мариины длани, ничем необъемлемого Бога объемлет и носит Мариам. Царь, пред Которым трепещут Ангелы - огненные и духовные сущности, возлежит на персях Девы; Она объемлет и лобызает Его, как Младенца. Престол славы Его - небеса, и покоится Он на коленях у Марии».

Оттеняя высокие качества Матери Господа, Её приближение к Богу, достоинство, превосходство над всем творением, Преподобный называет Ее многоразличными именами (о сем сказано выше в раз­деле V о духовных песнопениях).

Чтобы разительнее выразить великое значение Пресвятой Девы Марии в домостроительстве нашего спасения, Преподобный прибе­гает к противопоставлению: «Мария и Ева». Этой теме он отводит (как известно из обозрения догматических творений) даже целое со­чинение. Обращается он к ней и в других своих трудах: «Похвальная песнь Божией Матери», «Адам и Ева».

«Адам и Ева совершили грех, внесли в мир смерть» - от Марии новая жизнь. Евой утрачена «вожделенная слава» - Мари­ей возвращена. Ева «соделалась виной нашей смерти» - Мария стала «виной нашей жизни». Чрез слух Евы «диавол изрыгнул яд свой» в нее - чрез слух Марии вошел в Нее Благий. «Ева отделила простоту от благоразумия, и соделалась не­разумной - Благорассудительная Мария благоразумие Свое соделала солью для Своей простоты». Ева увидела красоту де­рева и открыла душу свою для коварного - Мария «слухом Своим узрела Сокровенного». Ева не вопросила «презренного змия» - Мария «не устрашилась изъявить Свое недоуменье пред великим Ангелом, не убоялась вопрошать его, возражала Гаври­илу». Чepeз омраченную Еву вошло все зло - через «Дщерь Света» Марию озарились светом и мир и его обитатели. «Две жены сии, - заключает Преподобный, - подобны двум очам в теле, из которых одно темно и слепо, а другое - чисто, светло и все освещает. Мир сей есть тело, в котором водружены два ока. Око левое и слепое - Ева, око правое и светлое - Мария. Темным оком омрачен был целый мир, и ощупью ходили люди, что ни останав­ливало их на пути - почитали они богом, ложь именовали исти­ной. Но когда воссиял для них Свет в чистом Оке от вселившегося в Нем Небесного Света, тогда обратились и раскаяния исполни­лись люди, уразумев, что по собственному своему измышлению ут­ратили жизнь».


Источник: К.Е. Скурат. Наставления великих учителей Церкви. «Сирский пророк» - преподобный Ефрем Сирин. - Троицкий собор, Яхрома, 2008. 


STSL.Ru


Теги: Скурат К.Е.
26 Октября 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...