Божий храм

Божий храм

Обращаясь к коринфянам, апостол Павел пишет: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которо­го имеете вы от Бога <...> Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии (1 Кор. 6:19-20). Та­ким образом, человек уподобляется храму, причем как в храме возносится хвала Богу, так и человек призван к прославлению Творца. Человек, являющийся венцом творения Господня, уподоб­ляется жилищу Бога Живого — храму. В другом месте Апостол языков опять говорит на эту тему: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Бо­жий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм — вы (1 Кор. 3:16-17). Как разорение храма, так и надругание над че­ловеком, согласно Священному Писанию, является большим гре­хом: А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата <...> скажет: "безумный", подлежит геенне огненной (Мф. 5:22) — говорит Христос.

В свою очередь, в образе храма имеются антропоморфные эле­менты и храм уподобляется человеку. Высказывания об этом встре­чаются, например, у современных авторов. Академик Д.С. Лихачев, говоря о красоте русской природы, русской души пишет в "Замет­ках о русском": «Московские церкви XVI и XVII вв. не случайно напоминают игрушку. Недаром у церкви есть глаза, шея, плечи, подошва и "очи" — окна с бровками или без них. Церковь — мик­рокосм...» [1]. Таким образом, мы видим аналогию: храм — это ме­сто особенного присутствия Живого Бога; человек есть вместили­ще бессмертной души. Трехчастный храм (алтарь, центральная часть и притвор) соответствует трехмастной человеческой природе (дух, душа и тело).

В святом Крещении каждому человеку дается Ангел хранитель и имя святого угодника Божия. Храм освящается в честь святого или священного события. Богослужебная жизнь Церкви дает нам еще одно подтверждение этого соотношения: храм — человек. В древности в силу действовавших тогда богослужебных уставов праздновался не престольный праздник, как ныне, то есть не имени­ны храма, а день его рождения, то есть дата освящения [2]. В совре­менном церковном календаре сохранилась только одна такая память из русской истории: 26 ноября полагается память освящения храма мученика Георгия в Киеве, воздвигнутого князем Ярославом в честь своего Небесного покровителя.

После апостольских времен понятие храм благодаря развитию гимнографической и гомилетической мысли приобрело различные новые значения, став амбивалентным. Этот образ часто применя­ется для прославлении Пречистой Девы Марии. Богоматерь, по­служившая делу спасения рода человеческого, явилась храмом Божества. Кондак праздника Введения Богородицы во храм начи­нается словами "Пречистый храм Спасов...". В службе чудотворной иконе Неопалимая Купина (пам. 4 сент.) Она называется: "Храм Трисолнечнаго Света прекрасный" [3]. Далее молящийся обращается к Богоматери: "...храм мя чистоты и целомудрия соделай" [4].

Святые подвижники, стяжавшие добродетели, также уподоб­ляются храму. О пророке Захарии говорится: "Храм жив и оду­шевлен Божественнаго Духа был еси и посреде храма, славне, Бо­гу служа чистым сердцем, неправедно заклан был еси" [5]. В службе преподобному Симеону Столпнику (+ 459; пам. 1 сент.) подвижник прославляется: "...храм уготовил еси себе Господу Твоему" [6]. "Не­бесным храмом" называются райские обители [7]. В службе на про­славление святителя Иоасафа Белгородского (+ 1754; пам. 10 дек., обретение святых мощей 4 сент. 1911), которое было совершено в 1911 году, говорится: "...еще живу ему сущу, храм Святаго Духа бывает" [8].

В древнерусской книге "Изборник" 1073-го г. читаем: "Храми Божии суть вой святии" [9]. Эта мысль очень точно передает дейст­вительную суть храмов Церкви воинствующей, в земных условиях пребывающей. Одновременно возникает образ древнерусского храма, имеющего шлемовидное завершение [10].

В начале XV века, со времени митрополита Фотия (+ l431; пам. 2 июля) [11], на Руси появилась практика строительства так наз. обы­денных церквей. Эти храмы возводились всем миром за один день как молитвенное обращение к Богу во время всенародных бедст­вий для их отвращения. Во время эпидемий с утра начинали стро­ить храм и затем к вечеру в нем совершалась Божественная литур­гия. Трудясь и говея весь день, к вечеру все причащались в новом храме — и после этого отступали различные бедствия.

Можно назвать особый, знаковый храм Москвы — Успенский собор в Кремле. Построенный в 1479 году, он сразу становится символом Православия в Московской Руси и местом многих исто­рических событий. Современник, преподобный Иосиф Волоцкий (+ 1515; пам. 9 сент.), писал о нем: "Храм этот можно назвать не­бом на земле: он, как великое солнце, дивно украшенный, сияет посреди Русской земли чудотворными иконы и мощами святых" [12]. Вторит ему летописец тех лет: "Бысть же та церковь чюдна велми величеством и высотою, светлостью зъвоностью и пространством, такова же преже того не бывала на Руси" [13]. По мнению современ­ного исследователя, московская архитектура еще не знала таких размеров при построении храмов: "...величина той или иной по­стройки в Древней Руси имела большое значение с точки зрения идейно-художественной символики" [14]. Пятиглавие Успенского со­бора становится характерным элементом для храмовой архитекту­ры Московской Руси.

Кафедральный собор в городе — это величайшая святыня, он молитвенный покровитель рада. Поэтому, например, Великий Новгород в древности слыл "Домом святой Софии", Изборск — "Домом святого Николая", Псков — "Домом Святой Троицы" и т.д. Известен боевой клич новгородцев: "Умрем за святую Со­фию". Их мироощущение выразил летописец под 1215 годом: "Где София, ту и Новгород" [15].

Стены русских храмов изнутри традиционно покрыты роспи­сями, но элементы росписи или мозаики могут быть и снаружи храма [16]. Храмовые росписи напоминают верующему о событиях Ветхого и Нового Заветов своей продуманной системой: святые воины внизу, мученики повыше; в куполе изображается Господь Вседержитель, на парусах сводов, поддерживающих купол, — Евангелисты и т.д. Церковь была микромиром, и вместе с тем она была макрочеловеком. Все в храме взаимосвязано, все значитель­но, все напоминает человеку о смысле его существования, о вели­чии Творца мира и о значимости в нем Промысла Божия о челове­ке. Храм воплощал "соборность" — духовное единство городского сообщества: сюда приходят все, объединенные единой верой. Ис­торик XIX века М.П. Погодин, посетив в конце 1838 — начале 1839 года в Петербурге собор Смольного монастыря, писал: "Но белые стены не по моему вкусу! Я люблю быть в церкви среди сонма всех святых, святителей, мучеников и учителей, и молиться с ними вместе, пред их очами, с их заступлением, под их покрови­тельством, — чтобы все стены, столпы, двери были заселены бла­гими подвижниками христианства! Чтобы иконостас пред алта­рем, где Святая Святых, представлял мне всех Апостолов, Проро­ков, Праотцов, ближайших к Господу посредников между Им и слабым человечеством. В молитвенных избах лютеранских, как они называются в наших старых документах — иное дело: там другой дух исповедания" [17]. Можно добавить, что западные кафедралы нередко поражают своими размерами, величием и... холод­ностью.

Православные храмы обращены алтарями навстречу восходя­щему солнцу, наступающему дню. Поэтому их ориентация на вос­ток не всегда точна, а по отклонению можно определить дату за­кладки храма [18]. Построение храмов — особая христианская добро­детель. "Ничтоже тако ползует душа наша, якож святых церквей создание, якоже Андрей Критский пишет в толковании на святый Апокалипсис: Аще и церковь изменит, еже не быти ей, Жертва не престанет от ангела приносима места того хранителя до скончания мира" [19], — писал царю Алексию Михайловичу Святейший Патри­арх Никон. Можно говорить об ангеле храма: некий священник служил в пустом храме и после возгласа "мир всем" ему ответили святые ангелы. Или же храм поруган и разрушен, но ангел храма пребывает при нем, скорбя. Святость места, на котором стоял храм, или в храме — престол, сохраняется, невзирая на видимое поруга­ние или разрушение. Поэтому для православного человека харак­терно благоговейное отношение к месту, где был некогда храм.

В древности строителей храмов изображали на иконах и фре­сках предстоящими Христу с построенным храмом в руках. Так князь Ярослав Мудрый был изображен вместе со своей семьей в Софийском соборе в Киеве [20]. В росписи новгородского храма Спа­са на Нередице изображен князь Ярослав Всеволодович, поднося­щий построенный им храм "повернувшемуся к нему Христу, Ко­торый благословляет его правой рукой" [21]. Псковский князь Всево­лод (+ 1138; пам. 11 февр.), создатель псковского собора Святой Троицы, изображается с храмом в руке.

Нужно сказать, что нашему поколению выпала особая честь — возрождать храмы и монастыри, которые в течение десятилетий были разрушаемы, поругаемы и пребывали в запустении. Попутно можно высказать такое наблюдение: в прошлом, глядя на город­ской ландшафт, люди видели возвышающиеся дома Божии, а се­годня мы видим дома человеческие, между которыми иногда бы­вают видны золотые купола [22]. Таким образом, психология вави­лонской башни весьма импонирует современной цивилизации.

Храм — это свидетельство о вечности в нашем земном, матери­альном мире. Храм — это место соборной молитвы, к чему призы­вает нас пророк Давид: ...и вознесем имя Его вкупе (Пс. 33:4). Храм, храмовая молитва верующих — свидетельство соборности в Церкви. В храме происходит освящение всей нашей жизни, начи­ная от нашего Крещения и кончая отпеванием. И в последующее время в храме возносится молитва о нас, "о неосужденном предстании" нашем Христу Богу.

В храм русский человек нес все самое лучшее. С православным храмом связано развитие искусства колокольного звона, фрески, иконописи, церковного пения [23]. Православный храм — это благого­вейное приношение Богу, Богоматери, чтимым святым, сделанное с любовью. Храмы замечательно гармонируют с природой, не­ожиданно возникают среди полей и лесов, на изгибе реки или до­роги. Русское храмовое зодчество — одна из наиболее ярких стра­ниц в истории культуры православной Руси и всего христианского мира. Создание храмов на Руси — особая страница русского бла­гочестия, любви русского человека к Богу и к красоте.


Архимандрит Макарий (Веретенников). Честнии друзи Божии. Сборник статей к 60-летию автора и к 15-тетию сотрудничества в журнале «Альфа и Омега». - М., 2011.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Лихачев Д.С. Избранные работы в трех томах. - Л., 1987. Т. 2. С. 426. См. также: Мокеев Г.Я. Эсхатология в русских памятниках архитектуры и градостроительства XV-XVII вв. // Макариевские чтения: "Христианская символика". Материалы XVI Российской научной конференции памяти святителя Макария. Посвящаегся 600-летию Можайского Лужецкого Богородице-Рождественского Ферапонтова монастыря. - Можайск, 2009. Вып. 16. С. 394.

[2] Лосева О.В. Русские Месяцесловы XI-XIV веков. - М., 2001. С. 88-89, 90-92, 95-100.

[3] Минея Сентябрь. - М., 2003. С. 131. 

[4] Минея Сентябрь. С. 12. 

[5] Минея Сентябрь. С. 139. 

[6] Минея Сентябрь. С. 11. 

[7] Минея Сентябрь. С. 14. 

[8] Минея Сентябрь. С. 114. 

[9] Цит. по: Мокеев Г.Я. Городовые символы Волоколамска и Боровска// Макариевские чтения: "Христианская символика". - Можайск, 2009. Вып. 16. С. 388.

[10] В последующее время форма церковных глав изменилась, см. Новицкий А. Луковичная форма русских церковных глав. - М., 1909.

[11] Балакшин Р.А. Строчка из словаря // Вологодские зори. - М., 1987. С. 69-78; То же // Балакшин Р.А. Избранное. - Вологда, 2005. С. 480-500. Исторически дан­ная традиция возведения обыденных храмов восходит к Афону. Когда преподоб­ный Афанасий Афонский (t 1000; нам. 5 июля) начал строить храм, созидая оби­тель, то бесы за ночь разрушали все, что он созидал за день. Тог да святому яви­лась Пречистая Дева и повелела построить в течение дня храм и совершить в нем Божественную Литургию. После этого бесы перестали вредить преподобному Афанасию. — Вышний покров над Афоном, или сказания о святых чудотворных на Афоне прославившихся иконах. Изд. 9. - М., 1902. С. 138.

[12] Преподобный Иосиф Волоцкий. Просветитель. - М., 1993. С. 30.

[13] ПСРЛ. Т. 25. - М.-Л., 1949. С. 323-324.

[14] Выголов В.П. Архитектура Московской Руси середины XV века. - М., 1988. С. 193.

[15] ПСPЛ. Т. 3. - СПб., 1841. С. 33.

[16] Орлова М.А. Наружные росписи средневековых памятников архитекгуры: Византия. Балканы. Древняя Русь. - М., 1990.

[17] Погодин М. // Год в чужих краях 1839. Дорожный дневник. Ч. 1. - М., 1844. С. 5-6.

[18] Шевелев И.Ш. Принцип пропорции: О формообразовании и природе, мер­ной тростн древнего зодчего, архитектурном образе, двойном квадрате и взаимо­проникающих подобиях. - М., 1986. С. 147.

[19] Дело о Патриархе Никоне. - СПб., 1897. С. 112; Севастьянова С.К. Эписто­лярное наследие Патриарха Никона. Переписка с современниками. Исследование и тексты. - М„ 2007. С. 395.

[20] Лазарев В.Н. Групповой портрет семейства Ярослава // Лазарев В.И. Рус­ская средневековая живопись. Статьи и исследования. - М., 1970. С. 27-54; Высоц­кий С.А. Светские фрески Софийского собора в Киеве. - Киев, 1989. С. 64-112. Другую атрибуцию данного изображения см. Никитенко Н. Собор святой Софии в Киеве. История, архитектура, живопись, некрополь. - М., 2008. С. 140.

[21] Лазарев В.Н. Групповой портрет... С. 36; Он же. Искусство Новгорода. - М.-Л., 1947. Табл. 176.

[22] Ср. Кириченок Е.И. Символика сакрального пространства в русской архи­тектуре (город и село, кремль и монастырь, храм) // Макариевские чтения: "Хри­стианская символика". С. 437.

[23] См. Священник П. Флоренский. Храмовое действо как синтез искусств // Священник П. Флоренский. Избранные труды по искусству. - М., 1996. С. 201-205; То же // Священник П. Флоренский. Собрание сочинений. Т. 1: Статьи по искусст­ву. - Париж, 1985. С. 41-55.


STSL.Ru


14 Февраля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...