Богословский вестник МДА в дореволюционный период (1892–1918)

Игум. Дионисий (Шленов)

В 1892 году «Творения святых отцов в русском переводе» и «Прибавления» к ним были преобразованы в «Богословский вестник». В новом преобразованном журнале нашлось место как для статей, так – в меньшей степени – и для переводов (продолжавших выходить в серии ТСО). Но в целом журнал стал значительно более многогранным, открытым и доступным, его редакция и авторский коллектив ставили перед собой наряду с чисто научными широкие духовно-просветительские задачи.

БВ МДА.jpg

Титульные страницы дореволюционных номеров
«Богословского вестника» МДА

История журнала Московской духовной академии «Богословский вестник» делится на два периода: дореволюционный (1892-1918) и современный (с 1993 года). До революции журнал выходил на протяжении четверти века ежемесячно, за это время было издано 287 книг (321 номер в 85 томах). Современный журнал «Богословский вестник» был возрожден в 1993 году, с 2003 года его издание стало более регулярным и систематичным, в совокупности в новой серии было издано 6 номеров или томов. В настоящее время редакцией журнала предпринимаются попытки сделать его издание более регулярным.

Особая плодотворность дореволюционного журнала, который по общему объему своих публикаций не уступает, а то и превосходит некоторые западные ведущие богословские журналы, была обусловлена высоким уровнем дореволюционной отечественной науки, достигнутой ею зрелостью богословской мысли, серьезной и основательной научно-богословской школой, сложившейся в стенах Московской духовной академии. Но эта школа возникла и утвердилась далеко не сразу, понадобились многие годы для того, чтобы академическая богословская наука освоила богатейшее наследие православной традиции, сумела разобраться в том, что наработала современная ей западная наука, и наобретенном уровне, духовном и научном, выразить учение Православной Церкви, «Божию силу и Божию премудрость», которые «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1, 23-24). Немалому числу представителей академической науки довелось жизнью своей засвидетельствовать верность Христу, и имена их поминаются в сонме новомучеников и исповедников Российских.

Несомненно, что для развития современной богословской науки и для становления духовного образования в России материалы журнала «Богословский вестник» могут принести немалую пользу. Однако недоступность или труднодоступность данного журнала, особенно дореволюционного, побудила редакцию журнала осуществить проект по оцифровке всех статей журнала. Об особенностях электронной публикации «Богословского вестника» на диске будет сказано после краткого изложения основных вех истории журнала.


Обстоятельства создания нового печатного органа МДА

Окончательное решение о преобразовании «Творений» и «Прибавлений», прилагавшихся к ним, в «Богословский вестник» было принято на заседании Совета академии 6 сентября 1891 года под председательством ректора академии архимандрита Антония (Храповицкого). На этом заседании «указывали на необходимость расширить программу издания, изменить сроки выхода книжек и изменить название журнала» [1]. В далеко идущие планы редакции входило, помимо издания святоотеческих переводов, ученых статей и публикации материалов из внутренней жизни академии, составление «библейско-богословского словаря согласно воле покойного Высокопреосвященнейшего митрополита Филарета» [2], который еще в 1864 году внес первое пожертвование на данное начинание в размере 12500 руб. [3]. Однако ни в 1860-е годы, нив более поздние времена план издания богословского словаря так и остался не реализованным.

Расписка.jpg

Расписка H. Туницкого в получении аванса

На издание журнала было дано разрешение Святейшего Синода, признавшего программу «предполагаемого кизданию при Московской духовной академии журнала <...> соответствующею своей цели» [4]. Во избежание финансовых недоразумений сразу же были приняты «правила отчетности», составленные первым редактором журнала П. Горским-Платоновым [5]. Перед тем, как начать редакционные и издательские труды, 8 ноября 1891 года, в праздник Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных, ректор академии архимандрит Антоний (Храповицкий) совершил торжественный молебен в академическом храме Покрова Пресвятой Богородицы. В проповеди, посвященной бесплотным силам, он представил «Богословский вестник» как светоч церковного учения, носители которого – по примеру ангелов, служащих меньшей братии, т. е. людям, – должны вразумить «русских эллинов» и «русских иудеев». Под эллинами владыка подразумевал представителей российской вольнодумной интеллигенции, а под иудеями – консерваторов и традиционалистов [6]. В первом номере журнала вслед за словом архимандрита Антония была опубликована заметка первого редактора журнала П.И. Горского-Платонова о печатном слове, которое может употребляться как в лживых целях, так и для служения истине [7]. Подразумевалось, что новый журнал станет образцовым органом русской церковной печати.


Организация издательского процесса

Владелица одной из известных московских типографий А.И. Снегирева в стремлении помочь академии открыла 1 декабря 1891 года специально для «Богословского вестника» в Сергиевом Посаде особое отделение с хорошей полиграфической базой. В этой типографии публиковались также ученые труды профессоров академии: П.И. Горского-Платонова [8], И.Д. Андреева [9], А.Д. Беляева [10] и др. Не ранее чем с 1898 года при новом редакторе журнала А. Спасском журнал стал печататься в типографии Троице-Сергиевой Лавры.

В архиве МДА (172 фонд РГБ) сохранился договор одного из последних редакторов дореволюционного « Богословского вестника» священника Павла Флоренского о издании журнала в лаврской типографии, заключенный с Духовным собором Лавры за подписью наместника Лавры архимандрита Товии [11]. В 1 пункте договора подчеркивается ответственность ректора академии за издаваемый журнал: «Типография берется печатать только такой материал (статьи), который будет снабжен цензорскою надписью ректора Московской духовной академии и местного духовного цензора» [12]. Данное пожелание стало выдвигаться со стороны Лавры начиная с сер. 1906 года; в январе 1908 года редактор «Богословского вестника» заключил договор с лаврской типографией на аналогичных условиях.

Беляев.jpg

А.Л. Беляев, профессор МДА

Сама типография брала на себя обязательство хранить издательскую тайну: «В случае разглашения типографией содержания рукописей раньше их выпуска из типографии в печатном виде или выдачи корректур лицам, не принадлежащим к составу редакции, без ведома редактора, редакция оставляет за собой право нарушить контракт во всякое время» [13].

С 1 января 1916 года в связи с тяжелыми обстоятельствами военного времени произошло повышение цен на все типографские расходы (почти в два или даже в три раза). О непростых обстоятельствах, с которыми столкнулись издатели, свидетельствует переписка между типографией Лавры и академией: «Типография имеет честь уведомить уважаемую редакцию, что расценка поставлена самая минимальная и окончательная, и утверждена Духовным собором от 17 декабря <...>» [14].

После же революции 1917 года «Богословский вестник» вплоть до самого закрытия в сентябре 1918 года издавался сначала в Типографии Иванова, а начиная с июня месяца в Сергиевской типографии издательского отдела под эгидой Московского Совета рабочих и солдатских депутатов. Заведующий типографией И. Воронин прислал в редакцию «Богословского вестника» следующие условия:

«Настоящим имеем честь сообщить, что обсудив Ваше предложение заводской Комитет постановил предложить следующие цены:

Набор с листа "Богословского вестника" без примечан[ий] – 105 руб.

Печать с листа 1200 экз. – 20 [руб.]

Приправка – 15 [руб.]

Брошюровка– 12 [руб.]

Итого руб. 152 руб.» [15].

В этот последний наиболее трудный период номера журнала значительно сократились по объему и стали печататься на низкокачественной бумаге. Тираж еще более уменьшился, а распространение журнала ограничилось самым узким кругом лиц и институций, так что в настоящее время выпуски 1918 года, особенно три последних летних выпуска, издававшиеся в Сергиевской типографии, представляют чрезвычайную библиографическую редкость. Достаточно сказать, что номера журнала, вышедшие в 1918 году, отсутствуют не только в нынешней библиотеке Московской духовной академии, но также в Исторической и Синодальной библиотеках г. Москвы.

Помимо типографий академия состояла в непосредственных контактах с писчебумажными фабриками, как, например, с «Горбатовской писчебумажной фабрикой Г. Способини К-о», напрямую доставлявшей бумагу в редакцию «Богословского вестника» (1892-1893). И в последующие годы редакция имела особое попечение о приобретении бумаги, которая пересылалась в типографию Троице-Сергиевой Лавры.

Тираж журнала в 1892 году составил 2 400 экз., в 1893-1911 годах – 1500-1800 экз., с 1912 года – 800-900 экз. Несомненно, что распространение журнала доопределенной степени соответствовало спросу. Первое место среди подписчиков занимало белое духовенство, городское и сельское. Ко второй многочисленной группе относились духовные школы. Затем шли архиереи, монастыри, светские учебные заведения, библиотеки. Журнал выписывался заграничными учеными центрами, например, Русским Археологическим институтом в Константинополе: по словам директора института известного византолога Ф.И. Успенского, «журнал часто требуется славянскими и русскими посетителями института и <...> имеет для нас важное научное значение» [16].

Неприкосновенный капитал журнала, заключавшийся в процентных бумагах, в конце 1909 года составлял 13000руб. [17]. Поскольку для полноценной деятельности журнала денег, выручаемых с его продаж, не хватало (первоначально подписная цена за год составляла от 6 до 8 руб. [18]), немаловажную роль в поддержании его существования стали играть субсидии. Начиная с 1 января 1911 года субсидия на издание «Богословского вестника» составила 2500 руб. в год [19]. Ежегодно назначалась комиссия, состоявшая из трех человек, которая проверяла приходно-расходные книги редакции журнала и хранящиеся на складе книги [20]. Например, рассмотрение отчета за 1909 год поручалось А.П. Шостьину, М.М. Богословскому и П.А. Флоренскому [21], а за 1910 год – М.Д. Муретову, С.И. Соболевскому и А.К. Мишину [22].

Структура журнала

В 1892-1900 годах выходило 12 номеров в год, с 1901 года номер за июль-август (№ 7-8) стал выходить сдвоенным, с 1914 года в связи с резким подорожанием бумаги и полиграфических услуг число сдвоенных номеров еще более возросло. Максимальное число сдвоенных номеров вышло в 1917 году: в результате некоторые статьи, которые предполагалось издать в 4 номере, выходили в 4/5 сдвоенном номере 1917 года, а другие статьи, которые должны были выйти в начале года, выходили в сдвоенных номерах в конце года. Более ранний номер журнала, указывавшийся в нижнем колонтитуле некоторых статей, не соответствует реальному номеру, в состав которого они были включены.

Объем каждого номера составлял от 250 до 300 страниц. Первоначально в 1892-1898 годах годовой комплект журнала выходил в составе 4-х томов, каждый из которых состоял из трех последовательных номеров [23], затем с 1899 по 1916 год – в 3-х томах, по 4 номера в каждом [24], и, наконец, в 1917-1918 годах – в 2-х, по 6 номеров в каждом томе [25]. Общее число номеров, изданных с 1892 по 1918 год включительно, составило 321, общее число страниц – 88672 (без учета нескольких недоступных номеров 1918 году).

На передней обложке и на титульном листе « Богословского вестника» указывался номер тома и месяца, на обратной стороне передней обложки перечислялись академические издания и переиздания «Творений святых отцов в русском переводе». На последнем листе, как правило, располагался перечень академических изданий – монографий и других публикаций профессоров академии. На обратной стороне последнего листа публиковалось оглавление, а снизу от него указывались имена ректора академии и главного редактора журнала. Ректор и редактор как бы расписывались в том, что все материалы проверены и не содержат ничего вредного для православной веры; в то же самое время данные подписи подтверждают скромность тех, кто не желал фигурировать на первых страницах журнала. Первый и последний титульные листы, входившие в обрамление каждого номера, оставались без пагинации. Иногда в журнале размещали отдельные рекламные или патриотические странички, которые не отмечались в содержании. В конце каждого номера публиковались объявления об изданиях в других органах российской религиозной периодики, объем которых иногда доходил до 30 страниц.

Согласно плану, предложенному Советом академии и утвержденному Святейшим Синодом, каждый номер «Богословского вестника» разделялся на 5 отделов. В 1-м отделе продолжали публиковать творения святых отцов согласно первоначальному плану – переводить творения важнейших отцов, присовокупляя к ним другие святоотеческие произведения. Во 2-м – богословские, философские и исторические исследования. Среди этих исследований наибольшее место принадлежит исследованиям исторического направления. В 3-м – материалы о современной церковной жизни и хроника МДА. В 4-м отделе публиковались критические рецензии и библиография. Довольно часто рецензии превращались в пространные статьи, в которых взгляды критикуемых авторов критически излагались в значительно более широком контексте. И наконец, в 5-й отдел должны были войти материалы магистерских и докторских диспутов, протоколы заседаний Совета академии, общие годовые отчеты, каталог академической б-ки и пр.

В первом номере журнала за 1892 год на обратной стороне титульного листа была опубликована следующая пятичастная программа.

«Богословский вестник, издаваемый Московской духовной академией, выходит ежемесячно, книжками от двенадцати до пятнадцати листов, по следующей программе:

Отдел I. Творения святых отцов в русском переводе. Здесь продолжается печатание Творений св. Кирилла Александрийского, и, кроме того, помещаются небольшие отдельные произведения св. отцов, доселе не переведенные.

Отдел II. Исследования и статьи по наукам богословским, философским и историческим.

Отдел III. Из современной жизни (обозрение заслуживающих внимания Православного Христианина событий и мероприятий в церковной и гражданской жизни, наблюдения над направлением нравственной жизни современного общества, суждения о духовных потребностях настоящего времени, сведения о внутренней жизни академии).

Отдел IV. Критика, рецензии, и полная, по возможности, библиография по богословским наукам.

Отдел V. Приложения. Сюда входят: диссертации на ученые степени, протоколы заседаний Совета академии, систематический и повременный каталоги академической библиотеки».

Флоренский.jpg

Священник Павел Флоренский

Данные отделы указывались в оглавлении журнала до 1898 года включительно. В последующих выпусках номера отделов перестали указываться, возможно, в связи с тем, что некоторые материалы журнала оказались шире той тематики, которая была обозначена в отделах, или не поддавались точной идентификации. Как правило, в содержании материалы первого (переводы) и пятого (отчеты, протоколы) отдела отделялись черточками. В начале 1916 года редактор «Богословского вестника» священник Павел Флоренский предложил сходную с первоначальным планом более детальную семичастную «программу». При этом в 5-м библиографическом отделе должны были описываться «новинки» «как русской, так и иностранной богословско-философской и церковно-исторической литературы». В 6-м «будут печататься, с отдельной нумерацией страниц, труды выдающихся представителей церковной жизни в ее недавнем прошлом» [26]. Однако данное предложение так и осталось на бумаге, в действительности сохранилось изначальное деление на пять отделов без указания их номеров.

Структура журнала была достаточно сложной также в связи с тем, что некоторые отделы и материалы публиковались со своей собственной пагинацией. В одном номере «Богословского вестника», как правило, использовалось несколько различных пагинаций. Такое многообразие было обусловлено представлением о журнале как о сборнике разнородных продолжающихся публикаций, из которых некоторые со временем могли быть извлечены и переплетены в однородные тома или книги либо переизданы отдельными оттисками. На первых порах существования журнала его редакция обещала разослать подписчикам «печатные обложки» [27]. Вскоре после выхода журнала святоотеческие творения, входящие в 1-й отдел, публиковались отдельными томами. Воспоминания архиепископа Саввы (Тихомирова) выходили в «Богословском вестнике» с 1897 по 1911 (№4) год всегда с особой пагинацией, впоследствии они были переизданы в едином девятитомном собрании [28]. Предполагалось, что журналы Совета МДА, отчеты МДА и братства прп. Сергия при МДА, некоторые некрологи будут изданы впоследствии отдельно малым тиражом. В библиотеке Московской духовной академии хранится серия журналов собраний Совета, в последнем томе которой были опубликованы журналы 1916 года. Объявления, размещавшиеся иногда на нескольких десятках страниц и имевшие чисто рекламную функцию, имели, как правило, особую пагинацию с латинскими цифрами. В отличие от объявлений о других печатных органах объявления о собственных изданиях академии публиковались, как правило, без указания номеров страниц.

Редакторы

Ректор МДА архимандрит Антоний (Храповицкий), при котором был учрежден «Богословский вестник», и все последующие ректоры стали исполнять обязанности цензоров «Богословского вестника». Но основную тяжесть редакционных трудов понесли на себе его непосредственные редакторы.

Среди редакторов «Богословского вестника» были известные представители богословско-академической науки. Первым редактором «Богословского вестника» был избран экстраординарный профессор еврейского языка и библейской археологии П.И. Горский-Платонов. Через год его сменил экстраординарный проф. В.А. Соколов (июнь 1893 года – октябрь 1898 года), специалист по истории инославных христианских конфессий. Затем журналом руководили: экстраординарный профессор общецерковной истории А.А. Спасский (ноябрь 1899 года – февраль 1903 года), экстраординарный профессор патрологии И.В. Попов (март 1903 года – ноябрь 1906 года), экстраординарный профессор византинист И.Д. Андреев (декабрь 1906 года – октябрь 1907 года), экстраординарный профессор библейской и общецерковной истории А.И. Покровский (ноябрь 1907 года – август 1909 года), доцент-патролог А. П. Орлов (сентябрь – октябрь 1909 года), ординарный профессор канонист Н.А. Заозерский (ноябрь 1909 года – 1912 год), профессор священник П.А. Флоренский (1912 год – май 1917 года), профессор М.М. Тареев (июнь 1917 года – вплоть до закрытия в сентябре 1918 года).

Особая эпоха в истории «Богословского вестника» началась при Павле Флоренском, который единственный из дореволюционных редакторов журнала был в священном сане. При отце Павле Флоренском журнал более ориентировался на широкий контекст христианской культуры, сильнее отзывался на жизненные запросы современного общества, стал ближе к той части интеллигенции, которая потянулась к Церкви.

Письмо.jpg

Письмо редактора «Богословского вестника»
И.В. Попова в Совет МДА от 2 июля 1903 г.

Перед окончательным своим закрытием в революционные годы «Богословскому вестнику» предстояло перенести ряд потрясений и метаморфоз. В 1917 году на волне революционных настроений академическая корпорация выбрала редактором профессора М.М. Тареева, который вскоре стал публиковать свои лекции под названием «Новое богословие». Тареев не постеснялся открытого разрыва с традиционными ценностями Православия, утверждая «субъективный метод» как «метод нового богословия», предлагая заменить

догматическое богословие религиозной философией, провозглашая отказ от византийского наследия и аскетической традиции.

Одной из последних публикаций журнала, сделанной весной 1918 года, стала статья профессора А. Туберовского с критикой общественного идеала атеизма. В период начавшихся гонений на Церковь в журнале был напечатан адрес святейшему патриарху Тихону и ответ его: «С благодарением Отцу щедрот и всякия утехи (2 Кор. 1, 3) приемлет Мерность наша Ваше приветствие и с душевной отрадой слышит в нем готовность верных чад Церкви Православной стать на защиту попираемых ныне прав ея». 2 марта 1919 года Правление академии приняло постановление о прекращении «Богословского вестника» в связи с невозможностью продолжать его издание.

Краткий тематический обзор [29]

Наследие дореволюционного «Богословского вестника» достаточно обширно, емко и многогранно. В первом отделе, продолжавшем серию ТСО со своей нумерацией томов, продолжали публиковаться переводы святоотеческих творений. Наиболее значимым былотдел второй, содержавший исследования и статьи «богословские, философские и исторические».

Одним из самых плодовитых авторов «Богословского вестника» был М.Д. Муретов – крупнейший специалист по библейскому богословию и экзегетике, занимавшийся не только скрупулезной текстологией, но и критикой представителей современного ему рационализма [30]. Особо значимы для богословской науки экзегетические работы М.Д. Муретова, посвященные богословскому анализу Евангелий [31].

Исследованию трудов святых отцов посвящены в «Богословском вестнике» статьи И.В. Попова, А.П. Орлова [32], А.А. Кириллова, И.И. Адамова, Н.П. Кудрявцева, В.Н. Мышцына. Начиная со своей пробной академической лекции «Тертуллиан. (Опыт литературной характеристики)» [33] вплоть до докторской диссертации о блаженном Августине И.В. Попов и как профессор патрологии, и как редактор «Богословского вестника», всесторонне вникавший в процесс издания самого журнала и выходивших при нем святоотеческих творений, нес свое высокое ученое служение на страницах журнала [34].

Церковноисторическая наука благодаря трудам заслуженного историка А.П. Лебедева, продолжавшего и после выхода за штат печататься в «Богословском Вестнике», профессоров А.А. Спасского, И.Д. Андреева [35] и др. тоже не стояла на месте.

А.А. Спасский, соединивший дарования богослова, патролога и историка, стоит у истоков русской историческо-догматической школы. Глубоко вникая в догматические движения III-IV веков, он дает ярчайшую панораму, раскрывает «генетическую и логическую связь идей и событий» [36]. Пространный труд Спасского «Эллинизм и христианство. (История литературно-религиозной полемики между эллинизмом и христианством в раннейший период истории христианской религии)» [37] так и остался незавершенным ввиду болезни автора.

Много материалов журнал публиковал о современной жизни славянских Православных Церквей [38], о русской миссии в Японии [39], а также по современным отношениям с инославием (католичеством, англиканством и разными деноминациями протестестантизма) [40].

Наиболее прославленным автором в области русской церковной истории явился Е.Е. Голубинский, чье известное исследование «История канонизации святых в Русской Церкви» впервые было напечатано в «Богословском вестнике» [41]. Голубинский стал также одним из первых обличителей на страницах журнала русского раскола [42]. Несмотря на присущую ему склонность к гиперкритике, сочинения его продолжают сохранять свое значение, благодаря обилию привлеченного им материала. Изучением отношения раскола с главенствовавшей Церковью занимался Н.Ф. Каптерев, опубликовавший в журнале в течение 1908-1911 годов свой обширный труд «Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович».

Благодаря трудам С.С. Глаголева публикации по основному богословию в «Богословском вестнике» вместо доминировавшего прежде философско-богословского подхода приобрели по преимуществу естественнонаучную апологетическую направленность [43]. В те же годы, что и вышеуказанный автор, профессор протоиерей П.Я. Светлов, преподававший богословие в Киевском университете, публиковал здесь свой труд «Идея Царствия Божия в ее значении для христианского миросозерцания. (Богословско-апологетическое исследование)» [44]. Профессор С.С. Глаголев и В.А. Кожевников опубликовали ряд обстоятельных очерков, посвященных истории нехристианских религий.

Первые публикации по нравственному богословию принадлежали архимандриту Леонтию (Лебединскому) (будущему митрополиту Московскому и Коломенскому), Н.Г. Городенскому и архимандриту Сергию (Страгородскому, впоследствии Патриарху Московскому и всея Руси) [45]. С 1902 года в журнале публиковались статьи уже упоминавшегося М.М. Тареева, не столь откровенные, как в 1917-1918 годах, но уже проникнутые «новым», весьма либеральным взглядом на христианскую нравственность [46]. Так, например, в достаточно показательной статье Тареева «Дух и плоть» [47] с позиций модной тогда в Германии «философии жизни» давалась критика христианской догматики и утверждалось, что апостольско-патристическое догматическое учение заслоняет от нас простоту евангельской истины, которая не только не запрещает, но даже поощряет страстность плотской жизни (sic!) [48].

Смирнов.jpg

С.И. Смирнов, профессор МДА

По исторической литургике и пастырскому богословию в журнале были опубликованы ценные исследования С.И. Смирнова, занимавшегося историей древней покаянной дисциплины [49]. Другой известный литургист и археолог А.П. Голубцов явился одним из первопроходцев в области церковной археологии [50]. В частности, Голубцов подробно описал собрание Церковно-археологического музея при Московской духовной академии, которым он заведовал [51].

Отдел воспоминаний и писем в «Богословском вестнике» долгое время (с 1897 по 1911 год) был представлен печатавшейся из номера в номер девятитомной «Хроникой моей жизни» архиепископа Саввы (Тихомирова), в которой содержится много фактических сведений, документов, писем. Интересней и богаче данный отдел стал в годы редакторства священника П.А. Флоренского, при котором было напечатано немало материалов, относящихся к русскому духовному и культурному наследию [52].

Среди публикаций «Богословского вестника» в 1917-1918 годах следует особо отметить исследование архиепископа Антония (Храповицкого) «Догмат искупления» [53], статью священномученика протоиерея Александра Туберовского «Ценность религии» [54]. В тоже время, несмотря на все трудности революционного времени, на страницах журнала нашлось место для пространных публикаций, посвященных пятидесятилетнему юбилею со времени кончины святителя Филарета (Дроздова) (1867-1917).

После революции академической периодике пришлось умолкнуть: серии «Творения святых отцов в русском переводе» – навсегда, а «Богословскому вестнику» – более чем на семь десятилетий. Возрождение «Вестника» произошло в совсем иную эпоху и будет рассмотрено в особой главе. Многотиражные переиздания творений в настоящее время, также как и немалый интерес к «Богословскому вестнику», материалы которого не могут не учитываться в серьезном научно-богословском исследовании, свидетельствуют о том, что они не умерли, но продолжают свое бытие наряду с лучшими достижениями христианской мысли и культуры.


Цитированная литература

Августов 1913Августов Д. Отношение митрополита Московского Филарета к Московской духовной академии (Из истории Московской духовной академии). Курсовая работа студента IV курса МДА (1913) (НИОР РГБ. Ф. 172. Карт. 164. Ед. хр. 2. 107 л. Машинопись).

Договор 1913 – Договор редактора журнала «Богословский вестник» Флоренского Павла Александровича с Духовным собором Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (заключили договор в том, что типография Лавры принимает на себя печатанье «Богословского вестника» в 1913 году (РГБФ. 172. К. 84. Ед. 15).

Гумеров 1993 – Гумеров А., свящ. Три четверти академического богословия: (Духовное наследие «Прибавлений к творениям святых отцов» и «Богословского вестника») // БВ 1993. Т. [1.] № 1. С. 21-39 (1-я пагин.).

Рецензии на БВ (новая серия):

Дунаев А.Г. Краткая рецензия на БВ 3. 2003 (интернет-публикация на сайте А. Г. Дунаева): http://www.danuvius. orthodoxy.ru/BV_3.html

Елена (Хиловская), мон. Богословский вестник, издаваемый Московской духовной академией // Вестник церковной истории 3. 2006. С. 254-255.

Михайлов П. <Реферат>: Богословский вестник, издаваемый Московской духовной академией и семинарией. № 3. 2003. – М.; СП, 2003.433 с. // Альфа и Омега 2004. № 2 (40). С. 380-384.

Сулава Н. (nestan sulava). Рец. на: Богословский вестник, издаваемый Московской духовной академией 7. 2007 // Картвелология 2008. № 9. С. 85-90.


Источник: Московской духовной академии 325 лет: Юб. сб. статей в 2-х т. Т. 1. Кн. 2: История МДА. 1685-1995. – М.: МДА, М.: Нео-ТекПро, 2010. С. 154-163.


Примечания

[1] Протоколы [Журналы] Совета МДА от 6 сентября 1891 года // БВ 1892. Т. 2. № 6. С. 358.

[2] Протоколы [Журналы] Совета МДА от 6 сентября 1891 года // БВ 1892. Т. 2. № 6. С. 359 (7-я пагин.).

[3] На юбилее академии в 1864 году редакционный комитет поднял вопрос об издании Богословского энциклопедического лексикона. Святитель Филарет (Дроздов) разрешил провести сбор пожертвований для создания лексикона и сам внес первое пожертвование из средств Московской кафедры в размере 12500 руб. Но это издание в силу разных неблагоприятных причин так и не состоялось (Августов 1913. С. 166).

[4] Протоколы [Журналы] Совета МДА // БВ 1892. Т. 2. № 7. С. 408.

[5] 7 правил, опубликованы в: Протоколы [Журналы] Совета МДА // БВ 1892. Т. 2. № 7. С. 408-

409 (4-я пагин.).

[6] См.: Антоний (Храповицкий), архим. Речь, сказанная на молебствии Бесплотным Силам в день открытия академического журнала «Богословский Вестник» [8 ноября 1891 г. в академической церкви] // БВ 1892. Т. 1. № 1. С. 107-114 (2-я пагин.).

[7] Горский-Платонов П.И. Об употреблении печатного слова // БВ 1892. Т. 1. № 1. С. 115-120 (2-я пагин.).

[8] Горский-Платонов П.И. Антука: Очерк из быта духовенства. – СП: 2 тип. А.И. Снегиревой, 1894 (обл. 1893).

[9] Андреев И. Константинопольские патриархи от времени Халкидонского собора до Фотия: (Хронология этих патриархов и очерки жизни и деятельности важнейших из них). Вып. 1: Хронология константинопольских патриархов от времени Халкидонского собора до Фотия и очерки жизни и деятельности свв. Анатолия, Геннадия и Иоанна Постника. – СП: 2 тип. А.И. Снегиревой, 1895.

[10] Беляев А. О безбожии и антихристе. Т. 1: Подготовление, признаки и время пришествия антихриста. – СП: 2 тип. А.И. Снегиревой, 1898.

[11] Договор 1913.

[12] Договор 1913. Л. 1.

[13] Договор 1913. Л. 2.

[14] Письмо в редакцию журнала «Богословский вестник». – СП. Машинопись с подписями-автографами. Л. 3. Приложение: 1. Типография и переплетная Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Письмо в редакцию журнала «Богословский вестник», 1915 дек. 18; 2. Расценка на журнал «Богословский вестник» (РГБ Ф. 172. К. 84. Ед. 55).

[15] Сергиевская типография издательского отдела. Письмо в редакцию журнала «Богословский вестник» 1918 апр. 5 (РГБ Ф. 172. К. 84. Eд. 51).

[16] Протоколы [Журналы] Совета МДА 11 // БВ 1911. Т. 3. № 9. С. 124 (3-я пагин.).

[17] Протоколы [Журналы] Совета МДА 11 // БВ 1911. Т. 2. № 6. С. 568 (3-я пагин.).

[18] Без пересылки – 6 руб., с пересылкой – 7 руб., за границу – 8 руб. (Объявление на задней обложке // БВ 1892. Т. 1. № 1).

[19] Протоколы [Журналы] Совета МДА 5 // БВ 1911. №7-8. С. 68 (5-я пагин.).

[20] Протоколы [Журналы] Совета МДА 12 // БВ 1911. Т. 3. № 9. С. 81 (3-я пагнн.). Согласно п. 7 правил отчетности по изданию БВ, опубликованному здесь же.

[21] Протоколы [Журналы] Совета МДА 11 // БВ 1911. Т. 2. № 6. С. 568 (3-я пагин.).

[22] Протоколы [Журналы] Совета МДА 12 // БВ 1911. Т. 3. № 9. С. 82 (3-я пагин.).

[23] 1 том (январь-март); 2 том (апрель-июнь); 3 том (июль-сентябрь); 4 том (октябрь-декабрь).

[24] 1 том (январь-апрель); 2 том (май-август); 3 том (сентябрь-декабрь).

[25] 1 том (январь-май); 2 том (июнь-декабрь).

[26] Объявления // БВ 1916. Т. 1. № 1. С. 1 (5-я пагин.).

[27] БВ 1895. № 12. Подпись под содержанием на задней обложке.

[28] Публикация записок архиепископа Саввы и их последующее издание были осуществлены благодаря наследнику его архива протоиерею Геннадию Виноградову (см.: БВ 1911. Т. 1. № 4. С. 590 [4-я пагин.]).

[29] Ср. статью: Гумеров 1993.

[30] См.: «Очерки из новейшей истории экзегезиса и критики Нового Завета» II БВ 1892. № 6, 7, 8, 9, 12; 1893. № 2, 4, 10; 1894. № 10, 11).

[31] БВ 1899. № 2, 4; 1900. № 3.

[32] БВ 1907. № 10, 11; 1908. № 11; 1909. № 7-10.

[33] БВ 1893. № 11, 12.

[34] См.: БВ 1902. № 12; 1904. № 3, 5; 1904. № 2; 1905. № 1, 6; 1907. № 11, 12. Докторская диссертация И.В. Попова «Личность и учение блаженного Августина» была опубликована частично (1915. № 2, 4, 7-8, 9; 1916. №3-4).

[35] БВ 1897. № 5, 9; 1899. № 6-8.

[36] По словам М.Д. Муретова. См.: БВ 1916. № 10, 12. Одним из важных достижений А.А. Спасского было доказательство авторства полемических текстов, публиковавшихся ранее под названием «Четвертая и пятая книги против Евномия святителя Василия Великого», и их принадлежности Дидиму Слепцу.

[37] БВ 1911. № 5, 6, 10, 11.

[38] См. серии статей Г.А. Воскресенского: «Из церковной жизни южных славян» (БВ 1893. № 3, 8,9; 1894. № 5; 1895. № 2, 4, 12); «Из церковной жизни православных славян» (БВ 1897. № 3; 1898. № 1, 3; 1899. № 1, 11; 1901. № 1, 2).

[39] Сергий (Старогородский), архим. На Дальнем Востоке. (Письма японского миссионера) // БВ 1895. № 9, 11; 1896, № 1-5, 7, 8-1).

[40] См. статьи А.И. Введенского, В.И. Богданова, Н. Сахарова, Н.А. Преображенского и др. авторов.

[41] БВ 1894. № 6-10.

[42] В частности, Е.E. Голубинский оценивает раскол как результат недостаточной образованности, возможно, слишком упрощенно представляя себе весь круг обсуждавшихся вопросов. См.: БВ 1892. № 1. С. 75.

[43] См. разные статьи в: БВ 1893. № 6; 1894. № 4, 11; 1902. № 12 и др.

[44] БВ 1902. № 2, 5, 6, 10, 11; 1903. № 1-4, 6-8, 12; 1904. № 1, 3, 5.

[45] «Вечная жизнь как высшее благо» (БВ 1895. № 1, 2).

[46] БВ 1902. № 9; 1904. № 10-12.

[47] БВ 1905. №1-3.

[48] БВ 1905. № 1. С. 22. Тареев писал: «С евангельской точки зрения, плотской жизни должна быть предоставлена полная свобода. Это следует уже из того, что христианство, или Евангелие, не может определять плотской жизни. Евангелие нельзя проповедовать детям, потому что это значило бы внушать им ненависть к отцу и матери, к братьям и сестрам, а это было бы полной нелепостью, вроде средневекового детского крестового похода» (Там же. С. 23).

[49] См. разные статьи в: БВ 1901. № 2-4; 1904. № 11, 12; 1905. № 9.

[50] См. разные статьи в: БВ 1897. № 1; 1905, № 5, 9; 1913, № 7-8, 10, 12 и др.

[51] БВ 1895. №4,5.

[52] А именно: Горский А.В. Разные случаи, бывшие по молитвам митрополита Филарета // БВ 1914. № 10-11) (посмертная публикация); Верховцева В.Т. Светлой памяти отца Иоанна Кронштадтского// БВ 1916. № 10-12; Ионафан, иером. Кончина старца Василия // БВ 1915. № 6 и др.

[53] БВ 1917. № 8, 9, 10, 12. С. 155-167, 285-315 (2-я пагин.).

[54] БВ 1918. Т. 1. № 3, 4, 5. С. 84-89 (3-я пагин.).


Смотрите также:

Периодические издания МДА в дореволюционный период: Творения святых отцов в русском переводе

Периодические издания МДА в дореволюционный период: Прибавления к изданию творений святых отцов в русском переводе


9 Ноября 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей
103 года Доходному дому
103 года Доходному дому
103 года назад Троице-Сергиева Лавра завершила строительные и отделочные работы в четырехэтажном каменном здании на углу Красногорской площади и Александровской...
Возвращение Лавре монастырских зданий
Возвращение Лавре монастырских зданий
2 сентября 1956 года Постановлением Совета Министров РСФСР №577 Свято-Троицкой Сергиевой Лавре возвращено 28 зданий ( с учетом переданных в 1946 -1948 годах)...
Освящение надвратной Церкви после пожара
Освящение надвратной Церкви после пожара
14 июня (н.ст.) 1763 года в присутствии Екатерины II...
Визит Петра I
Визит Петра I
10 июня (н.ст.) 1688 года шестнадцатилетний Петр I посетил Троице-Сергиев монастырь. Юного царя сопровождала свита из тридцати думных людей...