«Богатырь» русской живописи: к 170-летию со дня рождения В.М. Васнецова

«Богатырь» русской живописи: к 170-летию со дня рождения В.М. Васнецова
3 (15 н.ст.) мая 1848 года, 170 лет назад, в селе Лопьял Вятской губернии родился один из известнейших русских художников-живописцев, мастер исторической и фольклорной живописи Виктор Михайлович Васнецов.

Его картины «Аленушка», «Богатыри», «Иван-Царевич на Сером Волке» знакомы любому школьнику. «Истинный богатырь русской живописи» - так величали Васнецова почитатели его таланта. И не только из-за сказочно-былинной тематики его работ. Васнецов дал начало новому национальному направлению живописи. 

Виктор Васнецов входил в так называемый «Абрамцевский художественный кружок». В конце XIX века усадьба Абрамцево, неподалеку от Сергиева Посада, принадлежала крупному предпринимателю и меценату Савве Ивановичу Мамонтову. На протяжении многих лет у него регулярно гостили и работали лучшие художники Москвы: Репин, Поленов, Левитан, Врубель, скульптор Антакольский, а также младший брат Виктора Васнецова, тоже художник, Аполлинарий Васнецов. Эти необыкновенно живописные места и близость к Троице-Сергиевой Лавре оказали на их творчество огромное влияние. Здесь Васнецов пишет свою знаменитую «Аленушку». «Как будто она давно жила в моей голове, - рассказывал он, - но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах... Каким-то особым русским духом веяло от нее».


По эскизам Василия Поленова и Виктора Васнецова был создан усадебный храм Спаса Нерукотворного в Абрамцево. Васнецов занимался и росписью храма. Его перу принадлежит икона для иконостаса – образ преподобного Сергия Радонежского. В 1895 году художник вновь обращается к образу Игумена Земли Русской и пишет картину «Преподобный Сергий Радонежский». На ней изображен известный эпизод, связанный с возникновением источника. Внизу старославянской вязью воспроизведен фрагмент текста Епифания Премудрого «Слово похвальное Преподобному Отцу нашему Сергию». Спустя почти двадцать лет брат Васнецова Аполлинарий напишет картину «Троице-Сергиева Лавра».

Особое отношение братьев Васнецовых к церковной тематике неудивительно. Оба они выходцы из многодетной семьи сельского священника, уроженцы Вятской губернии. В Вятке Виктор Васнецов окончил духовное училище и учился в Духовной семинарии. По воскресеньям семинарист шел на базар и рисовал. Его тетради были полны зарисовок по памяти. В 1866-67 годах Васнецов настолько преуспел в живописи, что его пригласили помогать декорировать Вятский кафедральный собор. Всего полгода он недоучился в Семинарии. И с благословения отца уехал в Петербург поступать в Академию художеств. 

  

Художник сумел найти себя в самых разных областях искусства: театральной декорации, архитектуре, прикладном искусстве, иллюстрации. «Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства - образа, звука, слова - в сказках, песне, былине, драме и прочем сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим», - говорил он.

В начале 1885 года Васнецова приглашают принять участие в росписи только что построенного Владимирского собора в Киеве. Художник соглашается: у него уже есть опыт - абрамцевская церковь Спаса, эпические полотна. Все это позволяет ему обратиться к росписи больших пространств. Верующий человек, в работе на благо Церкви он начинает видеть свое настоящее призвание. Более десяти лет трудился Васнецов над росписью в соборе, создал около 400 эскизов и 2000 квадратных метров фресок при участии помощников! За великие труды художник был удостоен звания профессора живописи. 


С этого момента Васнецова буквально завалили заказами на роспись храмов. Наиболее известна выполненная Виктором Михайловичем декорировка церкви завода хрустального стекла в имении Нечаева-Мальцева в Гусь-Хрустальном в 1904 году. Художник создал росписи не на стенах, как в Киевском соборе, а на холстах, укреплявшихся на стенах, - и сделал эскизы для мозаичных изображений.

В это же время Васнецов пишет свое знаменитое полотно «Страшный суд» - выдающееся произведение русского церковного искусства конца ХIХ в.

Особое место в религиозном творчестве Васнецова занимают образы святых. Художник разработал много иконографий, но лучше всего ему удались русские святые.


"В этих образах - вся древняя Русь, весь религиозный символизм её истории: епископ, св. княгиня, одинокий монах-летописец и князь наследник варягов..." - писал о работах Васнецова его современник, художественный критик С. Маковский.

Скончался Виктор Михайлович 23 июля 1926 года. Значение Васнецова для развития национальной школы живописи трудно переоценить. Его картины по-прежнему вызывают особый интерес у всех ценителей русского искусства.


Источник: STSL.Ru
15 Мая 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Освящение придела Успенской церкви с. Подсосенья
Освящение придела Успенской церкви с. Подсосенья

21 марта 1619 года, 400 лет назад, состоялось освящение придела Успенской церкви с. Подсосенья (Сергиево-Посадский церковный округ).

Этот день в истории
Этот день в истории

20 марта 1917 года подвергся обыску революционеров подведомственный Свято-Троицкой Сергиевой лавре Свято-Троицкий Стефано-Махрищский женский монастырь.

Начало самостоятельности Русской Церкви
Начало самостоятельности Русской Церкви

В 1441 году было положено начало самостоятельности Русской Церкви и ее независимости от Константинопольского Патриарха в избрании митрополитов Московских.

Посещение Лавры главнокомандующим Маньчжурской армией генерал-адъютантом А.Н. Куропаткиным
Посещение Лавры главнокомандующим Маньчжурской армией генерал-адъютантом А.Н. Куропаткиным
2 (15) марта 1904 года главнокомандующим Маньчжурской армией генерал-адъютанту А.Н. Куропаткину в Троице-Сергиевой Лавре была вручена икона-складень «Явление Богоматери преподобному Сергию». 
Посещение Лавры главнокомандующим Маньчжурской армией генерал-адъютантом А.Н. Куропаткиным
Посещение Лавры главнокомандующим Маньчжурской армией генерал-адъютантом А.Н. Куропаткиным
14 марта 1904 года Троице-Сергиеву Лавру посетил назначенный главнокомандующим Маньчжурской армией генерал-адъютант А.Н. Куропаткин.