Бог и мы

Бог и мы

Превыше всего ставится служение Богу. «Законом Вашим да будет воля Божия, – пишет архипастырь, – внимательно познаваемая, а не человеческая». Настоящее дело, дей­ствительно такое, какое должно быть – это «учиться прино­сить в жертву Богу все, что нас как-нибудь занимает между че­ловеками»; учиться жертвовать самым дорогим. – «За­поведь не любить сына или дочери паче Господа может сохранить и тот, кто живет в одном доме с сыном и дочерью, и может нарушить и тот, кто живет не в одном доме. Но в кото­ром из сих положений лучше надеетесь сохранить заповедь, то изберите».

Человек, как образ Божий, свободен (хотя его свобода не аб­солютная, как у Бога). – «Не дать человеку свободы, ограни­ченной, свойственной твари, не исключающей возможности уклонения от добра, значило бы сделать человека машиной. Ма­шина, если не может делать зла, то не может делать и добра, и блаженствовать». Будучи свободным он призывается идти к Богу, к Добру, к Блаженству. На этом пути ориентирами могут быть люди, но на них не должно останавливаться. «Что ми есть на Небеси, паче Тебе, что восхотев на земли, Боже сердца моего, и часть моя Боже во век» (Пс. 72, 25-26). «Видите, что право шествующий и на Небесном не останавливается, стремясь к Богу, кольми паче на земном». Надобно идти и идти к Богу, «не спотыкаясь на дороге на человека».

Если на нашем пути находят по Божьим судьбам опасности, то их подобает встречать «без ропота и уныния, с молитвой, преданностью в волю Господа и с упованием на Его милосер­дие», дверь которого для нас всегда готова открыться, «если постучать с верой, смирением и терпением, не произ­нося наперед строгого суда на Милосердного, якобы Он не расположен отворить, и не отступая нетерпеливо, если дверь не отворилась по первому удару». «Грехи, исповеданные и разрешенные, повержены в бездну милосердия Божия, и по­каявшийся должен думать, что живет после того новой жиз­нью. О сей должно пещись».

Постигающие нас по воле Божией искушения побеждаются сравнительно не трудно, «если мы терпим и на Него упова­ем – что перенесенное искушение приносит пользу, а желание избежать искушения не всегда может быть успешно».

Справедливое чувство – «страх Божий пред Божественным таинством». Его надо иметь – «со страхом же и смирением приближающемуся к Богу даруется и надежда, умеряющая страх».

О Господе и наша радость, и наша печаль. «Радость земная проницается печалью, потому что душа сокровенно чувствует неудовлетворительность земного и потребности лучшего. Пе­чаль о Господе проницается радостью, потому что душа пред­чувствует то, что сказано Апостолом: «Печаль яже по Бозе, спасение соделывает». Да взыщем радости, в которой бы не скрывалось жало печали. Да не страшимся и печали, которая в радость будет». Если Господь послал нам радость – «да­ровал быть раю в душе, то да сохранится он в ней». Должно не оставлять его возделывание и хранение «посильным упражне­нием в добре и воздержанием себя от всего, что бывает не по воле Божией, а по своеволию человеческому». Бог по­могает совершению добра – «надобно благодарить Его и утверждаться в намерении делать добро. – И это ли время угрожать охлаждением к добру? И кому можно сим угрожать, кроме себя?» – с горечью ставит Святитель вопросы.

Благо стать пред Богом, как дети пред отцом – уподобиться детям. «Господь велит быть детьми. Апостол толкует: «Не дети бывайте умы, но злобою младенчествуйте». Следовательно, будьте незлобивы, как дети, будьте добры, как дети, будьте про­стодушно любящи, как дети. Не надобно жаловаться на то, что Бог дал в природе, но возвышать оное к благодати, и будет все благо».

Вспомнив все сие, «подумайте, – учит Святитель, – как близко Божество, и в глубине души поклонитесь Господу и про­сите, чтобы Он, какими ведает средствами, дал Вам участие в благодати... Сие может быть сделано без слов и без многого продолжения времени, одним обращением мысли и чувством сердца, если обстоятельства препятствуют сделать более. Го­сподь приемлет таковые усилия вырваться из суеты мира и при­лепиться к Нему». «Будьте верны в служении Го­споду... без произвольного и усиленного взыскания. Верен Го­сподь, чтобы верному вмале, воздать многим». «Надеюсь, что так и расположен дух Ваш. Да укрепится он, и да сохранит в скорби столько мира, чтобы не слишком потрясена была не­мощная плоть. Ныне время показать плод любомудрия... и не поколебаться лишением видимого и временного, в созерца­нии невидимого, во уповании вечного. Усердно молю Господа ниспослать Вам свыше помощь, и утешение, и мир».


Источник: профессор К.Е. Скурат. Алфавит духовный. Избранные советы и наставления святителя Филарета Московского.



Теги: Скурат К.Е.
24 Апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».

Пушка в подарок
Пушка в подарок

Однажды, много лет назад, келарю Троицкого монастыря довелось показывать иностранным путешественникам помещения монастырских арсеналов. Гости пришли в неподдельное изумление. Искреннее восхищение и уважение вызвала громадная, только что отстроенная крепость, оснащённая по последнему слову военной техники.

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой
278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.

Образ преподобного Сергия в искусстве
Образ преподобного Сергия в искусстве

Преподобный Сергий и созданный им Троицкий монастырь вдохновили не одно поколение мастеров – иконописцев, архитекторов и художников на создание шедевров.

Елизавета I ходила на богомолье в Лавру пешком за 52 км
Елизавета I ходила на богомолье в Лавру пешком за 52 км

Известно, что Елизавета Петровна ходила на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру из Москвы пешком, правда, весьма оригинальным способом...