Благовещенская церковь и село Благовещенье в XVII веке

К.А. Филимонов,
сотрудник Сергиево-Посадского государственного
историко-художественного музея-заповедника

«Осадное разорение»

В начале XVII века в Московском государстве, ослабленном неудачной ливонской войной и опричниной, голодом и крестьянскими восстаниями, началась долгая кровавая Смута. В дела страны вмешались враждебные соседи, вскоре, прикрываясь именем «чудесно спасшегося» царевича Дмитрия, русскую землю заполонили вооруженные отряды поляков, литовцев, украинских казаков и ватаги примкнувших к ним собственных «воров». Они опустошили пограничные и многие внутренние области страны, разорили окрестности столицы.

В сентябре 1608 года многотысячное польско-литовское войско панов Сапеги и Лисовского по Московской дороге подошло к Троице-Сергиеву монастырю и встало на Клементьевском поле, что на западной окраине села Клементьева. Из монастыря на врагов было сделано удачное нападение. Пока шел бой, окрестные жители сжигали свои дома и спешили под защиту монастырских стен.

9pLOX7.jpg

Осада Троицкой Лавры.
Приступ на монастырь 13 октября 1608 г.
Литография 1865 г.

Оправившись от неожиданного нападения, враги «спешно и сурово» окружили Троице-Сергиев монастырь. Село Благовещенье оказалось отрезанным от обители линией укреплений – «туров» литовского гетмана Сапеги, поставленных против западной крепостной стены монастыря.

По крайней мере, части жителей села удалось укрыться за крепкими монастырскими стенами и, волей неволей, принять участие в долгом шестнадцатимесячном Троицком «сидении». Среди укрывшихся оказался Благовещенский священник Ермолай, который 1 июня 1609 года дал вкладом в монастырскую казну 10 рублей по своей попадье Анне. Супруга священника, надо полагать, стала жертвой голода и болезней, унесших жизни многих «сидельцев» зимой и весной 1608-1609 годов. Отец Ермолай умер в том же 1609 году и был записан в монастырском синодике как «священноиерей Ермила» с уточнением «Благовещенский поп».

В историю осады Троице-Сергиева монастыря село Благовещенье вошло благодаря Благовещенскому оврагу, по дну которого мимо села в сторону монастыря течет речка Кончура. Используя глубокий овраг, защитники монастыря неоднократно обходили вражеские укрепления, стоявшие против западной линии монастырских стен, и внезапно нападали на врагов.

Так, например, 15 августа 1609 года Троицкие сидельцы, незаметно пройдя Благовещенским оврагом, побили сторожей согнанного к лагерю Сапеги скота, пущенного на выпас в поле под защитой литовских осадных туров. Участники вылазки благополучно отогнали добычу в монастырь.

f2b7697450.jpg

В.П. Верещагин. Осада Троице-Сергиевой Лавры.
1891 г. Холст, масло

В январе 1610 года, устав от бесплодной осады, опасаясь подхода к монастырю сильного русского войска, Сапега и Лисовский отступили, наконец, от неприступного для них Троице-Сергиева монастыря.

Долгое пребывание вражеских отрядов под стенами Троицкой обители привело к разорению и запустению окрестных селений. Не избежало общей участи и село Благовещенье, в котором стояла часть отрядов гетмана Сапеги. Вот запись монастырской Дозорной книги 1614 года, составленной для оценки положения Троицких вотчин после осады:

Село Благовещенское, а в нем церковь Благовещение Пречистыя Богородицы, древяна клетцки; в селе же двор – поп Павел Иванов, двор – церковный дьячок Безсон Тененев, двор – пономарь, да пять мест келейных пусты. Крестьянских дворов 10: один из них на полтрети, остальные – на пол-трети, два двора пустые – хозяева их збрели безвестно, и три двора бобылей.

За время осады сапежинцы уничтожили стоявшие рядом с церковью кельи нищих, от иноземцев пострадали крестьянские дворы, а две семьи пропали «безвестно». Пострадала и Благовещенская церковь. Достаточно сравнить упоминания о ней в приведенной выше писцовой книге 1587-го и в Дозорной книге 1614 годов.


Под покровом Троицкой обители

Многомесячная осада нанесла огромный ущерб Троице-Сергиеву монастырю, окружающим его селам и слободам. Видя это, многие говорили: «Не быти уже Сергиеве обители по-прежнему». Но восстановление происходило удивительно быстро. Вокруг еще бродили шайки русских и иноземных разбойников, еще не покинули Московскую землю польско-литовские отряды, а в селе Благовещенье [1], в окружении десятка крестьянских дворов уже стояла клетская церковь. И не беда, что она потеряла свой «древян верх», село пережило осаду и поднималось, преодолевая последствия «осадного разорения». Сравним приведенное выше описание села Благовещенья в Дозорной книге 1614 года с описаниями села в документах 1623-1646 годов. В Писцовой книге 1623 года читаем:

Село Благовещенье на суходоле, а в нем храм во имя Благовещение Пресвятыя Богородицы древян клетцки, а в нем образы, и свечи, и книги, и на колокольнице колокола и всякое церковное строение – монастырское. Да на церковной земле двор – поп Савва Родионов, двор – дьячек Безсонко Федотов, двор – пономарь Ивашко Васильев, двор – просвирница Оринка, да 3 кельи, а в них живут нищи, питаются от церкви Божии.

408blagovescenie.jpg 

Село Благовещенье и Благовещенская церковь в XVII в.
Реконструкция

Переписная книга 1646 года сообщает:

Село Благовещенское, а в нем храм Благовещение Пресвятыя Богородицы, древян, верх шатровой, а у церкви двор – поп Андрей [Фокин], двор – дьячек Кондратка Иванов, да на церковной земле 6 дворов бобыльских, а людей в них 8 человек.

Развитие села Благовещенья очевидно. К 1623 году при возобновленной после осады церкви составился полный причт (поп, дьячок, пономарь и просвирница (просфорница)), были возобновлены кельи нищих, увеличилось число бобыльских дворов. Восстановлению села Благовещенья после «осадного разорения» способствовала прямая поддержка Троице-Сергиева монастыря. Об этом свидетельствует подробнейшая монастырская опись, составленная в 1641-1643 годах. На ее страницах можно найти кабальные и долговые записи на жителей села. Приведем некоторые из них:

· Села Благовещенсково на попе Омдрее Фокине шесть рублев три алтына две денги бескабално за поповский двор.

· Села Благовещенского на крестьянях: на Кондрашке Матвееве, на Фадейке Тимофееве, на Данилке Трифанове с товарыщи за рогожу соли взятии пять рублев лватцать алтын две денги.

· При казначее старце Симоне за печатные книги денег взять... Села Благовещенсково на крестьянях рубль шестьнатцать алтын четыре денги.

· Села Благовещенья на Гарасимке Фролове четверть ячмени, порука по нем того ж села Благовещенья крестьянин Ивашко Савельев.

· Села Благовещенья на Ивашке Савине четверть овса, на Гарасимке Фролове осмина овса, пол осмины пшеницы, порука меж собою друг за друга.

Как видим, монастырь ссужал членов причта и крестьян деньгами на покупку дворов, соли и даже печатных книг, ссужал им зерно. Говоря современным языком, Троицкий монастырь выступал в роли кредитного учреждения, без которого невозможно быстрое восстановление или развитие крестьянских хозяйств.

Gorsky_87742.jpg

На жнитве. С.М. Прокудин-Горский. Фото 1907 г.
Отреставрировано в 2012 г.

Из приведенных выше записей любопытна запись о долге «благовещенского попа» Андрея Фокина, купившего у монастыря «поповский двор». Когда была совершена эта сделка и как «поповский двор» оказался в собственности Троице-Сергиева монастыря? Оказывается, еще в ноябре 1034 года двор «с хоромы и с овином», с кобылой, коровой и высеянной в поле рожью продал монастырю уже знакомый нам по Писцовой книге 1623 года «благовещенский поп» Савва Родионов  предшественник Андрея Фокина [2].

Получая помощь от монастыря, благовещенские крестьяне, в свою очередь, обязаны были выполнять различные работы и нести натуральные повинности в пользу Троицкой обители. Лежащее в стороне от проезжих дорог, село Благовещенье было селом земледельческим, а потому работы и повинности были в основном сельскохозяйственными. Помимо собственных жеребьев, крестьяне пахали и боронили монастырские поля, сеяли на них рожь и овес, косили сено на монастырских лугах, ухаживали за монастырскими капустниками, овощниками, конопляниками. В зимнее время они возили на монастырскую пашню навоз, а на монастырские хозяйственные дворы сено, дрова, строевой лес. Благовещенские крестьяне наряду с жителями прочих монастырских селений привлекались к исполнению других необходимых монастырю работ и уроков: к поставке подвод для перевозки монастырских людей и тяжестей, к поставке подсобных рабочих для строительства монастырских зданий, к поставке в монастырь определенных продуктов: яиц, молока, сметаны, даже грибов и малины.

Село Благовещенье объединяла с Троицким монастырем не только экономическая, но и духовная связь. Монастырь поставил в селе новую шатровую церковь. Благовещенские крестьяне не скупились на пожертвования и постригались в братство Троицкой обители. Эти факты аккуратно заносились в монастырскую Вкладную книгу:

· 7110 (1601/02)-го году дал вкладу села Благовещенского крестьянин Трифон Бармин денег 10 рублев, и за тот вклад ево постригли.

· 7127 (1619)-го году августа в 13 день дал вкладу села Благовещенского крестьянин Селиван Мартынов денег 10 рублев, и за тот вклад ево постригли.

· 7159 (1651)-го году июня в 28 день старец Илья, что был в мире села Благовещения крестьянин Яков Савельев, дал вкладу мерин рыж, грива налево, на правом боку болона, а на левом две, сросла, по цене за 16 алтын 4 деньги, и та лошадь отдана к пашне Карлушку Давыдову Федоровскому человеку Каменеву, а житии ему в селе Благовещенском на жеребью.

417blagovescenie.jpg

Вид с. Благовещенье с птичьего полета.
Современное фото

Подводя итог немногим, к сожалению, известным сведениям о селе Благовещенье в XVII веке, можно заключить, что, благодаря тесным связям с Троице-Сергиевым монастырем, вторая половина этого столетия стала для села временем расцвета. В это время село – центр большого прихода, в который входили деревни Гольково, Чурилково, Воронцово, сельцо Барканово и село Бобяково. Всех дворов в приходе было 72, а прихожан обоего пола 540 душ, в том числе не менее 22-27 дворов и 85 душ мужского пола в самом селе Благовещенском.


Источник: Филимонов К.А. Благовещенская церковь и село Благовещенье: Исторический очерк. – СТСЛ, 2013. С. 23-33.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Огромную роль в преодолении последствий польско-литовской осады сыграл Троицкий архимандрит Дионисий (Зобниновский), приложивший много сил для помощи больным. Сиротам, вдовам, разоренным войной людям.

[2] Об этом узнаем из Вкладной книги Троице-Сергиева монастыря XVII в.


12 Августа 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...
Пасхальная иллюминация на колокольне
Пасхальная иллюминация на колокольне
19 апреля 1913 г., на Пасху последнего предвоенного года (перед Первой мировой войной), жители Сергиевского посада и многочисленные паломники стали свидетелями иллюминации, устроенной на колокольне Троице-Сергиевой Лавры...