Благонравие христиан: когда и какие обычаи бывают выше закона

Благонравие христиан: когда и какие обычаи бывают выше закона

Прп. Никодим Святогорец

Что возражают нам некоторые люди? Одни говорят, что местный обычай главней закона. Другие утверждают, что царские законы предписывают, чтобы обычай имел силу, равную неписаному закону. Послушайте, неразумные люди, сколько бы ни было вас, отвечающих таким образом! Да, царские законы предписывают, чтобы обычай считался за неписаный закон. Но какой обычай? Обычай разумный, обычай законный, обычай справедливый, обычай, который возобладал благодаря здравому смыслу и был испытан мудрыми и досточтимыми мужами. Как говорит юрист Арменопул [1], «"нет" недостойным обычаям, "нет" обычаям неразумным и неполезным, ибо такие следует не принимать и не исполнять, но презирать и пренебрегать ими, как говорит сам Арменопул». Тогда в каких случаях обычай получает силу неписаного закона? Не сразу и не без разбора, но только когда он утвердился и укрепился юридически, в судах или там, где нет писаного закона, и лишь когда он не противоречит писаному закону. Так записано во второй книге Василиков [2] (см.: Кн. 2. гл. 41). А те обычаи, которые не были утверждены подобным образом, и те, которые противоречат писаному закону, не должны преобладать, но их следует презирать и считать ничтожными.

Есть и такие недовольные, которые, оправдываясь, спрашивают: тогда что же нам делать, когда злой и разрушительный человеческий обычай получает силу обманывать людей и бывает трудно уберечься от него. Так же говорит об этом Василий Великий и божественный Златоуст. «Следовательно, – считает Василий, – обманывает нас эта злейшая привычка, следовательно, причиною великих бед служит для нас это превратное человеческое предание» (Слово о суде Божием). «Привычка, – добавляет Златоуст, – дело важное; трудно отстать от нее и уберечься» (Слова огласительные. 1). Таким недовольным отвечаем: да, знаем и мы, что обычай обладает силой обманывать людей. Так считает Златоуст. Однако такую же, и даже большую, силу, чем та, какую имеет дурной обычай, человек должен направлять на разрушение этого скверного и устоявшегося нрава и на избавление от него, чтобы вместо дурного установить добрый и душеполезный. «Итак, – продолжает Златоуст, – чем более ты знаешь силу привычки, тем более старайся освободиться от худой привычки и приучай себя к другой, полезнейшей» (Там же). Поэтому воистину крайне стыдно, что скверный обычай, иными словами, зло, грех и невежество, имеет такую силу и власть вводить людей в заблуждение, а добрый, иначе говоря, добродетель, благо и мудрость, бывает, терпит поражение и унижение, не в силах направлять люден к свету и истине. Поэтому по всем законам было бы справедливей всего, если бы добро всегда побеждало зло, мудрость – невежество, а зло никогда не одолевало бы добро, невежество – мудрость. По словам Соломона, премудрость не превозмогает злоба (Прем. 7, 30).

Вот почему, братья мои христиане, давайте всей душой возненавидим и отвратимся от злых обычаев, которые преобладают у нас. Так повелевают Святые Евангелия, божественные и священные каноны, святые отцы и законы царей. Да не останемся глухи к стольким свидетельствам, на которые мы ссылались выше. Не будем подражать нововведениям, которые изобретают некоторые неразумные христиане и вносят как в обустройство своих домов, так и в еду, питье, мужскую и женскую одежду. Насчет этих новшеств апостол Павел предупреждает Тимофея: Юношеских похотей убегай, и держись правды, веры, любви, мира со всеми призывающими Господа от чистого сердца (2 Тим. 2, 22). Что же представляют собой юношеские похоти? На этот вопрос отвечает священный Феофилакт. По его словам, всякая непристойная страсть, будь то сластолюбие, тщеславие или сребролюбие, – все это неумные выдумки, свойственные неустойчивому уму. Ведь безумны они, эти страсти и выдумки мятежных мыслей.


Источник: Никодим Святогорец, прп. Благонравие христиан / Пер. с греч.: Козлов А.Ф., свящ. Дмитрий Диденко и др. – М.: Изд. Братства во имя Святой Троицы. С. 37-40.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Вероятно, здесь речь идет о византийском канонисте Константине Арменонуле (1320-1385) и его «Руководстве к законам, или шестикнижии» (Кн. 1, гл. 1).

[2] Василики (греч. τὰ Βασιλικὰ) – императорские установления. Византийский свод законов, создание которого началось при императоре Василии I (867-886) и было закончено в кон. IX в. при императоре Льве VI Мудром (правл. 886-912). Первоначально применялось также наименование «императорские 60 книг» (τὰ βασιλικὰ ξʹ βιβλία).


9 Августа 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Ключи от Лавры
Ключи от Лавры
17 апреля 1946 г., в Великую Среду Страстной седмицы, состоялась официальная передача ключей Успенского собора от дирекции Загорского музея-заповедника Троице-Сергиевой Лавре – в лице ее наместника архимандрита Гурия (Егорова). В следующие два дня собор был подготовлен к проведению праздничных богослужений...
Траурный маршрут
Траурный маршрут
17 апреля 1879 года в Троице-Сергиеву лавру из Москвы было доставлено тело почившего митрополита Московского и священноархимандрита Лавры Иннокентия...
Установка креста на Успенский собор Лавры
Установка креста на Успенский собор Лавры

16 апреля 1946 года установлен отремонтированный крест на Успенский собор Лавры, сорванный бураном еще в 1923 году.

Командир Тихоокеанской эскадры адмирал Н.И. Скрыдлов посетил Троице-Сергиеву Лавру
Командир Тихоокеанской эскадры адмирал Н.И. Скрыдлов посетил Троице-Сергиеву Лавру

15 апреля 1904 года по пути на Дальний Восток в связи с началом войны с Японией Троице-Сергиеву Лавру посетил назначенный командиром Тихоокеанской эскадры адмирал Н.И. Скрыдлов (1844-1918), назначенный после гибели адмирала С.О. Макарова командующим флотом в Тихом океане (с 1 апреля 1904 года).

Встреча со святыней
Встреча со святыней

13 апреля 1914 года, 105 лет назад, на станцию Сергиево прибыла икона преподобного Саввы Звенигородского. Встреченная крестным ходом из Вознесенской церкви, икона была торжественно препровождена в Троице-Сергиеву Лавру.