«Благодарим Тя, Христе Боже...»

«Благодарим Тя, Христе Боже...»

Так начинается молитва, которую верующие произносят после еды, обращаясь к Богу со сло­вами благодарения, так как Он есть Источник жизни и Податель всякой благостыни. Перед вкушением же пищи произносится Господня мо­литва со словами «хлеб наш насущный даждь нам днесь» (Мф. 6, 11). В монастырской жизни принятие пищи является непосредственным про­должением богослужения и его завершением. Так пища духовная предваряет пищу телесную.

Не менее важен в жизни христианина и во­прос приготовления пищи, которое также долж­но сопровождаться призыванием имени Божия; приготовляемая пища обязательно осеняется крестным знамением для ее освящения. Из Жития московского святителя Ионы ( 1462; память 31 марта) узнаем интересный случай. Однажды митрополит Фотий ( 1431; память 2 июля) посетил Симонов монастырь. В пекарне он увидел юного утомившегося и задремавшего инока Иону, имевшего руку, согбенную для со­вершения крестного знамения: его монастыр­ское послушание было сопряжено с молитвен­ным деланием.

Подвижник нашего времени, старец Сера­фим Вырицкий (1949; память 21 марта) гово­рит: «Как часто мы болеем из-за того, что не молимся за трапезой, не призываем Божие бла­гословение на пишу. Раньше все делали с мо­литвой на устах: пахали — молились, сеяли — молились, собирали урожай — молились. Сей­час мы не ведаем, какие люди готовили то, что мы вкушаем. Ведь часто еда приготовлена схульными словами, руганью, проклятиями. Поэтому обязательно нужно окроплять трапезу Иорданской (крещенской) водой — она все освящает, и можно не смущаясь вкушать то, что приготовлено.

Все, что мы вкушаем,— это жертва любви Божией к нам, людям; через пищу вся природа и ангельский мир служат человеку. Поэтому пе­ред трапезой нужно особенно усердно помо­литься. Прежде всего мы призываем благосло­вение Отца Небесного, читая молитву "Отче наш". А там, где Господь, там и Матерь Божия, там и Ангелы, поэтому поем: "Богородице, Де- во, радуйся..." и тропарь Ангельским Силам: "Небесных воинств Архистратизи..." Недаром мы говорим: "Ангела за трапезой" — и воистину Ангелы с нами за трапезой, когда мы с молитвой и благодарением вкушаем пишу. А там, где Ан­гелы, там и все святые, поэтому мы поем тро­парь святителю Николаю, призывая вместе с ним благословение всех святых на нашу трапе­зу. Так и молились всегда перед едой у батюшки, и он благословлял своих духовных чад неукос­нительно соблюдать это молитвенное правило».1 За последние десятилетия многие вековые традиции русского народа утратились, и совре­менная хозяйка зачастую не знает, что приго­товляемую пишу необходимо обязательно пе­рекрестить. В связи с развитием технического прогресса стало привычным во время приготов­ления и принятия пищи смотреть телевизор, слушать радио. При этом нередко эфир может быть наполнен выступлениями экстрасенсов, целителей. Так духовный вакуум в жизни запол­няется другими, темными силами.

Говоря о необходимости возрождения Пра­вославия и возвращения к национальным тра­дициям, не следует чего-либо выдумывать, нуж­но возрождать то, что было повседневной бла­гочестивой традицией русской семьи. В наше время издаются необходимые православные книги о пище, обращающие наше внимание на благоговейное отношение к ее приготовлению и принятию.


Архимандрит Макарий (Веретенников). Заметки о православной вере. Санкт-Петербург 2011. Стр. 34-37.


STSL.Ru


14 Июля 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...