«Благодарим Тя, Христе Боже...»

«Благодарим Тя, Христе Боже...»

Так начинается молитва, которую верующие произносят после еды, обращаясь к Богу со сло­вами благодарения, так как Он есть Источник жизни и Податель всякой благостыни. Перед вкушением же пищи произносится Господня мо­литва со словами «хлеб наш насущный даждь нам днесь» (Мф. 6, 11). В монастырской жизни принятие пищи является непосредственным про­должением богослужения и его завершением. Так пища духовная предваряет пищу телесную.

Не менее важен в жизни христианина и во­прос приготовления пищи, которое также долж­но сопровождаться призыванием имени Божия; приготовляемая пища обязательно осеняется крестным знамением для ее освящения. Из Жития московского святителя Ионы ( 1462; память 31 марта) узнаем интересный случай. Однажды митрополит Фотий ( 1431; память 2 июля) посетил Симонов монастырь. В пекарне он увидел юного утомившегося и задремавшего инока Иону, имевшего руку, согбенную для со­вершения крестного знамения: его монастыр­ское послушание было сопряжено с молитвен­ным деланием.

Подвижник нашего времени, старец Сера­фим Вырицкий (1949; память 21 марта) гово­рит: «Как часто мы болеем из-за того, что не молимся за трапезой, не призываем Божие бла­гословение на пишу. Раньше все делали с мо­литвой на устах: пахали — молились, сеяли — молились, собирали урожай — молились. Сей­час мы не ведаем, какие люди готовили то, что мы вкушаем. Ведь часто еда приготовлена схульными словами, руганью, проклятиями. Поэтому обязательно нужно окроплять трапезу Иорданской (крещенской) водой — она все освящает, и можно не смущаясь вкушать то, что приготовлено.

Все, что мы вкушаем,— это жертва любви Божией к нам, людям; через пищу вся природа и ангельский мир служат человеку. Поэтому пе­ред трапезой нужно особенно усердно помо­литься. Прежде всего мы призываем благосло­вение Отца Небесного, читая молитву "Отче наш". А там, где Господь, там и Матерь Божия, там и Ангелы, поэтому поем: "Богородице, Де- во, радуйся..." и тропарь Ангельским Силам: "Небесных воинств Архистратизи..." Недаром мы говорим: "Ангела за трапезой" — и воистину Ангелы с нами за трапезой, когда мы с молитвой и благодарением вкушаем пишу. А там, где Ан­гелы, там и все святые, поэтому мы поем тро­парь святителю Николаю, призывая вместе с ним благословение всех святых на нашу трапе­зу. Так и молились всегда перед едой у батюшки, и он благословлял своих духовных чад неукос­нительно соблюдать это молитвенное правило».1 За последние десятилетия многие вековые традиции русского народа утратились, и совре­менная хозяйка зачастую не знает, что приго­товляемую пишу необходимо обязательно пе­рекрестить. В связи с развитием технического прогресса стало привычным во время приготов­ления и принятия пищи смотреть телевизор, слушать радио. При этом нередко эфир может быть наполнен выступлениями экстрасенсов, целителей. Так духовный вакуум в жизни запол­няется другими, темными силами.

Говоря о необходимости возрождения Пра­вославия и возвращения к национальным тра­дициям, не следует чего-либо выдумывать, нуж­но возрождать то, что было повседневной бла­гочестивой традицией русской семьи. В наше время издаются необходимые православные книги о пище, обращающие наше внимание на благоговейное отношение к ее приготовлению и принятию.


Архимандрит Макарий (Веретенников). Заметки о православной вере. Санкт-Петербург 2011. Стр. 34-37.


STSL.Ru


14 Июля 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Встреча в Троицком монастыре врагов великого князя Московского Василия II Темного
Встреча в Троицком монастыре врагов великого князя Московского Василия II Темного

20 (30) марта 1434 года в Троицком монастыре состоялась встреча врагов великого князя Московского Василия II Васильевича Темного  - князя Звенигородского Юрия Димитриевича и князя Можайского Ивана Андреевича, а затем последовало начало их совместного похода на Москву, оставленную Василием II.

Переход в собственность Гефсиманского Черниговского скита лаврского урочища Корбуха
Переход в собственность Гефсиманского Черниговского скита лаврского урочища Корбуха

30 марта 1865 года в собственность Гефсиманского Черниговского скита Троице-Сергиевой обители перешло лаврское урочище Корбуха с прудами, плотинами и мостами...

Возвращение в Троице-Сергиеву Лавру иеромонаха Смарагда
Возвращение в Троице-Сергиеву Лавру иеромонаха Смарагда
28 марта 1917 года после произнесения мятежной проповеди в пустыни Святого Параклита в Троице-Сергиеву Лавру был возвращен иеромонах Смарагд, в прошлом священник 3-го Рижского пограничного полка.


101-летие со дня рождения выдающегося церковного композитора диакона Сергия Трубачева
101-летие со дня рождения выдающегося церковного композитора диакона Сергия Трубачева

Отец Сергий Трубачев родился 26 марта 1919 года в с. Подосиновце в семье протоиерея Зосимы Васильевича Трубачева и его супруги Клавдии Георгиевны, урожденной Санковой. По примеру отца Сергей с юных лет пел в церковном хоре и прислуживал в алтаре...

День преставления княжны Евдокии, погребенной в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры
День преставления княжны Евдокии, погребенной в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры

26 марта 1589 года преставилась ко Господу юная княжна Евдокия Магнусовна (+ 1589), дочь вдовой королевы Марфы Владимировны и племянница Иоанна IV Грозного, внучка последнего Старицкого князя Владимира Андреевича. Погребена в Успенском соборе Троицкой обители.