Библия и история. Сотворение видимого мира

Растения появились на Земле раньше, чем Солнце на небе, а рыбы и птицы — раньше наземных организмов. Библейское понятие «род» соответствует линнеевскому. Новейшие данные науки подтверждают сотворённость нашего мира.


Разделение суши и вод. Сицилия, XII век

День первый (сотворение Космоса, света).

После сотворения мира ангелов Бог создал Землю и Космос, «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною». Над тёмным бесформенным веществом прозвучал глагол Творца: «Да будет свет». Земля осветилась прекрасным днём Божиим. Первозданный свет наполнял пространство, но он исходил не от Солнца или другого светила, их пока не было. 

«И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы». Свет и тьма стали чередоваться. «И назвал Бог свет днём, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один».

День второй (создание тверди).

Бог создаёт твердь — воздушное пространство над Землёй. «И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй». 

Атмосфера — непременное условие для жизни, она необходима для дыхания организмов и защиты от жёсткого космического излучения. Без атмосферы мы не видели бы радующего глаз голубого небосвода: даже днём небо зияло бы чернотой и ослепляло палящим солнечным светом. 

День третий (явление суши и сотворение растительной жизни).

Вся Земля была покрыта водой, и сказал Господь: «Да соберётся вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так». Материковая земная кора возвысилась и освободилась от воды.

«И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое». И произошло новое чудо — на Земле появилась жизнь. Зазеленели земные просторы, покрылись лесами и лугами. «И был вечер, и было утро: день третий».

День четвёртый (создание светил небесных).

Господь создаёт из первосотворённого вещества Вселенной небесные светила: Солнце, Луну и звёзды. И сказал Бог: «Да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи<...> И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днём, и светило меньшее, для управления ночью, и звёзды<...> И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвёртый».


Создание светил. Сицилия, XII век

С этого дня чередование дня и ночи определяется уже не пульсациями первозданного света, а восходами и закатами Солнца. Поскольку Бог творил всё совершенным. Луна появилась не ущербной, но полной, а продолжительности дня и ночи были равны. Жизнь мира началась с полнолуния, в весеннее равноденствие. 

С 1 марта 5508 г. до Р.Х. (по старому стилю) ведётся православная пасхалия. Соотношение периодов обращения Земли вокруг Солнца и Луны вокруг Земли таковы, что их взаимное расположение возвращается к исходному каждые 532 года, и с этим периодом пасхалия повторяется. Как совпало равноденствие с полнолунием в первые дни мира, так они совпали в последний раз и в 1940 г. по Р.Х., спустя 14 циклов по 532 года.

Святитель Иоанн Златоуст, обращая наше внимание на то, что растительность была сотворена в третий день, а Солнце — только в четвёртый, указывает причину: для того чтобы мы не подумали, что Солнце производило день и что растения своим происхождением обязаны не Творцу, а небесному светилу.

День пятый (сотворение водных организмов и птиц). 

По творческому слову Создателя вода производит живую душу (живые организмы). «И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду её». К пресмыкающимся в Писании отнесены все организмы, которые перемещаются, касаясь брюхом земли, а к птицам — все обитатели воздушной стихии (в т. ч. насекомые), объединённые Божиим даром полёта. 


Сотворение водных организмов и рыб. Сицилия, XII век

Библейское понятие рода вошло в классификацию организмов, произведённую в XVIII в. шведским исследователем Карлом Линнеем и взятую за основу современными учёными. Систематизацию биологических видов Линней рассматривал как отражение Божественного плана сотворения.

Создание существ «по роду» означает также преемственность поколений, сохранение в них основных видовых признаков и невозможность трансформации одних организмов в принципиально другие. Вот как об этом писали богопросвещённые святые отцы.

Святитель Афанасий Великий: «Каждая созданная вещь по роду, в собственной сущности своей, какою сотворена, такою есть и пребывает». 

Святитель Василий Великий: «Природа коня делает преемником коню, льва — льву, орла — орлу, и каждое животное, сохраняемое в следующих преемствах, продолжает до скончания Вселенной. Никакое время не повреждает и не истребляет свойств животных. Напротив того, природа их, как недавно созданная, протекает вместе со временем».

Святитель Амвросий Медиоланский: «Начальный вид живых существ воспроизведён на будущее время последующими поколениями данной природы». 

Праведный Иоанн Кронштадтский: «Всякая рыба и птица, и всякий гад, какими были несколько тысяч лет назад, такими и остаются ныне с теми свойствами, какие получили от Творца в начале».

Сотворение животных было не преобразованием материи (как появление суши, звёзд), а в полном смысле чудом Божиим, подобным сотворению первобытного вещества (в Библии также употреблён глагол бара, означающий творчество, доступное только Богу). Животные состоят из химических элементов земли, но они живые, имеют душу, хотя и смертную.

«И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый». 

День шестой (создание животных на суше и человека).

Подобно сотворению водных существ и птиц Господь создаёт и обитателей суши. «И сказал Бог: да произведёт земля душу живую по роду её, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так» (гады — змеи, ящерицы и пр.).


Сотворение мира. Италия, XIII век

Созданная планета была прекрасна, не хватало лишь венца творения — человека. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они<...> над всею землёю», — сотворению человека предшествовал Совет Пресвятой Троицы («сотворим»). Здесь вновь употреблён глагол бора, что свидетельствует о чудесном появлении первого человека, о том, что он не произошёл от какого-либо прежде него сотворённого животного. Человек — высшее создание Божие, принципиально иное в сравнении с бессловесными тварями.

«И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой».

О продолжительности дней творения. Развитие во второй половине XIX в. эволюционных идей вступило в противоречие с библейским повествованием о сотворении мира. С распространением идей биологической эволюции возникли и укрепились представления о длительных периодах развития материи. Сначала в связи с позицией Дарвина эволюция понималась как направленный Богом процесс развития изначально сотворённых организмов. Затем, с отходом общества от Бога, эволюцию стали понимать как историческое саморазвитие материи, доказывающее отсутствие Создателя. В умах людей роль Творца заменил «всемогущий» естественный отбор.

Казалось бы, для согласования библейского Сотворения мира с эволюционными представлениями учёных достаточно отождествить библейские дни с геологическими эпохами: дни-эпохи появления Земли, жизни в воде, затем жизни на суше. Но если принять, что мир появился в результате эволюции, тогда под чудесным созданием мира из ничего придётся понимать Большой взрыв Вселенной, под сотворением животных — самоорганизацию бездушной материи, под сотворением человека из земли — эволюцию обезьяны. Тогда получится, что не было ни Адама, ни Евы как личностей, а было эволюционирующее стадо обезьян. Приняв идею эволюции, с необходимостью придётся считать, что смерть и тление были в мире ещё до грехопадения Адама. Но в Писании сказано: «И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма». Под «хорошо весьма» святые отцы согласно понимали в том числе отсутствие смерти и тления в первозданном мире, которых не будет и по всеобщем воскресении. 

Святитель Иоанн Златоуст: «Как тварь сделалась тленною, когда тело твоё стало тленным, так и когда тело твоё будет нетленным, и тварь последует за ним и сделается соответственно ему». 

Преподобный Симеон Новый Богослов: «Определение Адаму смерти и тления стало законом естества, вечным и неизменным».

Блаженный Феофилакт Болгарский: «Грех и смерть вошли в мир через одного человека Адама, и опять же одним Человеком, Христом, устранены». 

Преподобный Григорий Синаит: «Текучая ныне тварь не создана первоначально тленною, но после грехопадения подпала тлению».

Святитель Лука Симферопольский: «Дарвинизм, признающий, что человек посредством эволюции развился из низшего вида животных, а не является продуктом творческого акта Божества, оказался только предположением, гипотезой, уже устарелой и для науки. Эта гипотеза признана противоречащей не только Библии, но и самой природе, которая ревниво стремится сохранить чистоту каждого вида». 

Можно ли считать биологическую эволюцию научным фактом, ради согласования с которым необходимо изменить наше понимание Библии? Современные биологи всё чаще отводят эволюции скромное место одной из неподтвердившихся гипотез. Приведём основные факты, отвергающие идею эволюционного появления органического мира. 

1. Отсутствие доказательств возможности развития живого из неживого. Учёным-эволюционистам не удалось даже приблизиться к решению проблемы возникновения первых живых существ. Чрезвычайная сложность макромолекул (белки, ДНК), гениальность устройства и функционирования самых простых одноклеточных форм жизни исключают случайное появление живого. Бездушной материи свойственно лишь разрушаться, но не совершенствоваться. Научно разработанные непротиворечивые гипотезы самозарождения жизни отсутствуют. 

2. Гипотеза о возможности трансформации одних биологических видов в принципиально другие опровергнута открытиями генетиков. В конце XX столетия русские генетики академики Ю. П. Алтухов, Ю. Г. Рычков, Л. И. Корочкин открыли явление генетического мономорфизма (Госпремия РФ 1996 г.). Это основополагающее научное достижение раскрыло тайну стабильности видов. Оказалось, что характерные признаки вида как уникального образования контролируются генами, которые не могут изменяться (мономорфны), они составляют до 70—80 % генома. Мономорфные гены настолько важны для жизнедеятельности, что любые, даже малейшие изменения в них, летальны для организма. Оставшиеся 20—30 % генов изменчивы (полиморфны), их вариации обеспечивают адаптацию к природным условиям. Полиморфные гены могут быть одинаковыми у совершенно разных видов, но виды чётко различаются наборами мономорфных генов. Это открытие опровергает основное положение гипотезы эволюции о способности видов к значительной трансформации, так как все возможные вариации ограничены группой близких видов. 


Заслуженный профессор МГУ академик РАН Ю. П. Алтухов, один из авторитетнейших учёных мира по проблеме вида и видообразования, заключает, что «места для дарвинизма и неодарвинизма как научных теорий не остаётся, а ответ на вопрос, кто же создал жизнь во всём её удивительном многообразии, мы находим лишь в одном месте, в Книге Бытия».

3. Одно из основных положений гипотезы эволюции — о генетической изменчивости популяций — оказалось неверным. Академики Ю. П. Алтухов и Ю. Г. Рычков доказали генетическую стабильность популяций, их неспособность к эволюции видов. Популяции генетически устроены так, что ревностно, вплоть до своей гибели, сохраняют характерные признаки вида.

4. Отсутствие палеонтологических доказательств эволюции. Гипотезу эволюции нельзя считать научно подтверждённой, поскольку нигде в геологических пластах мы не видим, как существа одного вида массово и постепенно превращаются в существ другого вида. Среди необъятного множества ископаемых останков отсутствуют истинно переходные формы. Самые простые животные — губки, черви, кишечнополостные — в отложениях появляются сразу оформленными, а необходимые переходные формы от них к рыбам, от рыб к земноводным и рептилиям, а от тех к птицам и млекопитающим не обнаружены. 

Не прослеживается происхождение человека от древних обезьяноподобных предков. Люди появляются в истории планеты неожиданно и сразу развитыми. Среди самых древних каменных инструментов обнаружены культовые орудия — самые первые люди имели религиозные представления и были уже развитыми. Генетики доказали, что всё современное человечество происходит, по всей вероятности, от одного мужчины и одной женщины (учёные назвали их Y-хромосомный Адам и митохондриальная Ева). 

5. Открытия в палеобиологии не оставляют времени на эволюцию. К удивлению учёных, обнаружилось, что в костях динозавров и прочих древних организмов ещё не распались такие нестойкие белки, как гемоглобин, сохранились клетки костного мозга, эритроциты, прозрачные гибкие кровеносные сосуды. Приписывание этим органическим структурам миллионов лет противоречит и опыту учёных, и целому ряду достоверных научных фактов. 

Учёным удаётся оживлять бактерии, выжившие в спорах в состоянии консервации в породах мезозоя (согласно эволюционной биологии, 100— 250 млн лет назад). Но функциональность бактериальной ДНК может сохраняться не более сотен или нескольких тысяч лет! Открытия палеобиологов существенно поколебали веру многих учёных в привычные уже миллионы лет существования жизни на Земле, так необходимые для идеи биологической эволюции. Причём, бактерии, восставшие из глубин мезозоя, ничем не отличаются от современных, которые должны были бы значительно измениться за сотни миллионов лет предполагаемой эволюции. 

6. Гипотеза о медленном и постепенном формировании земных недр, запечатлевшем эволюцию, опровергнута целым рядом исследований. Учёные всё больше убеждаются в том, что толща осадочных пластов с останками организмов формировалась не постепенно, а катастрофически быстро. Согласно расчётам авторитетного профессора геологии С. И. Романовского, реальное время осадконакопления составляет всего 0,001—0,0001 % от приписываемых этим пластам миллионов лет. Если умножить предполагаемый эволюционистами 1 млрд лет существования жизни на Земле на 0,001—0,0001 %, то мы получим 1—10 тысяч лет — вполне библейский возраст планеты. 

Оценивая положение в науке к концу XX столетия, вице-президент Российской академии наук академик В. Е. Фортов сказал: «Факты, которые накопили в последнее время разные научные дисциплины, ставят под сомнение казалось бы незыблемые теории прошлого, такие как дарвинизм, теория самозарождения жизни на Земле, общепринятое начисление геологических эпох. Последние данные палеонтологии и антропологии обнаруживают поразительно много общего с основными положениями Библии». 

В Книге Бытия для дней творения употреблено древнееврейское слово йом, основное его значение — день, но иногда оно может обозначать период, продолжительность которого определяется контекстом. В Книге Бытия события подаются так, чтобы показать удивительную скорость творения, его чудесность, там нет и намёка на возможность понимания дней творения как продолжительных периодов. Поэтому под днями Сотворения мира правильнее понимать обычные сутки. Вот как учили об этом святые отцы. 

Святитель Амвросий Медиоланский: Моисей «не предвосхищал запоздалого и медлительного творения из стечения атомов, а хотел выразить непостижимую скорость деяния». 

Преподобный Ефрем Сирин: «Ибо хотя и свет, и облака сотворены во мгновение ока, но как день, так и ночь первого дня продолжались по двенадцати часов». 

Святитель Иоанн Златоуст: «Во мгновение ока сотворил Он всех скотов и зверей: и льва, и медведя, и быка, и коня, и сколько других полезных и годных на служение людям! Такова мудрость Создателя! Всё сотворил Он в шесть дней: свет, небо, землю, море, солнце, луну, звёзды, горы, морских и земных животных».

Святитель Афанасий Великий: «Каждая из звёзд и каждое из великих светил явились не так, чтобы одно было первым, а иное вторым<...> Из тварей ни одна другой не предшествовала, но всё созданное произведено вдруг в совокупности одним и тем же повелением. Так положено начало бытию четвероногих, птиц, рыб, скотов и растений». 

Святитель Василий Великий: «Да произрастит земля. Краткое сие повеление тотчас стало великою природою и художественным образом, быстрее нашей мысли произведя бесчисленные множества растений». 

«Вышло повеление, и тотчас реки производят и озёра рождают свойственные себе и естественные породы; и море чревоболезнует всякого рода плавающими животными». 

«И бысть вечер, и бысть утро, день един. Почему назван не первым, но единым?.. Определяет сим меру дня и ночи, и совокупляет в одно суточное время, потому что двадцать четыре часа наполняют продолжение одного дня». 

Преподобный Иоанн Дамаскин: «От начала дня до начала другого дня — одни сутки, ибо Писание говорит: И бысть вечер, и бысть утро, день един».

Святитель Филарет Московский: «Шесть дней творения не означают собственно<...> такого продолжения времени, в которое бы вещи, по законам только природы, образовались и раскрылись из сотворённых в начале неба и земли». 

Праведный Иоанн Кронштадтский: «Он говорит, и слово Его тотчас же становится многовидным и многоразличным бытием». 

Таким образом, Книга Бытия говорит именно о шестисуточном творении мира. Для создания многообразного растительного и животного мира Всемогущий Бог не нуждался в эволюции тварей, не нуждался Господь и в миллионах лет, для природы было достаточно Его творческого повеления. 

День седьмой 

После сотворения мира в шесть дней, на седьмой день Господь «почил<...> от всех дел Своих». Глагол «почил» употреблён в том смысле, что окончилось создание новой твари. Но не прекратились дела Промысла Божия — попечение о мире, мудрое руководство нашей жизнью.


Источник:  Воробьёв С. Ю. Библия и история. — М. : Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2011.




30 Мая 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...