Библия есть величайшее литературное произведение

Библия есть величайшее литературное произведение

Выдержка из лекции Архимандрита Матфея (Мормыля) «Содержание и характер Библии»

Рассматриваемое только с человеческой стороны, Священное Писание представляет из себя величайшее литературное произ­ведение, какое только существует в мире, — столь же великое по своей поразительной простоте и по историческому значению своих повествований, как и по глубине и полноте мыслей, по си­ле и разнообразию речи, по богатству и красоте поэзии.

Задолго до того, как Пиндар в своих песнях прославлял побе­дивших на олимпийских играх, Давид слагал свои псалмы, поле­том и силой которых еще и теперь услаждается наша душа. И на­много раньше, чем Гомер на берегах Малой Азии восторгал юно­шество своего народа рассказами о подвигах героев Трои, Моисей и его сестра пели свои победные песни по случаю гибели египет­ского фараона или знаменитая судейша-пророчица Девора про­славляла в величественных образах своей песни победу своего на­рода.

Когда на холмах на берегу Тибра еще только закладывались основные камни будущего вечного, всемирного города — Рима, среди Израиля пророки с озаренным свыше духом озирали судьбы народов и предсказывали их будущее, и силою речи, превосходя­щей силу речи Демосфена, с полетом поэзии более величествен­ной, чем поэзия Эсхила, возвещали суды Божии над грехами сво­его народа или говорили о благодати Божией в словах, которые преисполнены большей любви, чем самые любвеобильные речи какого-нибудь Софокла.

Человечество сохраняет в памяти имена семи мудрецов Греции и их изречения. Но что такое мудрость этих мудрецов по сравне­нию с сокровищами жизненной мудрости, которая заключена в изречениях Ветхого Завета?

Человечество погружается в глубину умозрений Платона и вос­торгается благородством его идей... Но Священное Писание гово­рит о мире вечных идеалов как о знакомой родине своего духа и высказывает глубочайшие мысли и самые широкие воззрения с такой уверенностью и простотой, как будто дело шло о самых простых истинах мира или о самых понятных, знакомых всем по­ложениях.

Несомненно, рассматриваемое даже только по-человечески, как произведение человеческого духа, Священное Писание далеко превосходит все литературные произведения всех народов и вре­мен.


Архимандрит Макарий (Веретенников). Честнии друзи Божии. Сборник статей к 60-летию автора и к 15-летию его сотрудничества в журнале «Альфа и Омега». - М., 2011.


STSL.Ru


24 Июля 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...