Бдящие, дремлющие и спящие. Беседа в Великий Вторник.

Бдящие, дремлющие и спящие. Беседа в Великий Вторник.
Бдите, яко не весте, в кий час Господь ваш приидет.

Мф. 24, 42

Бдите: не дремлите, не спите, но бодрствуйте,— как бы так говорит Господь. Будьте во всякое время готовы встретить Господа вашего, ибо Он придет внезапно. Как застигла и потопила вода людей допотоп­ного мира, когда они ели, пили, женились, замуж выходили и не думали, что так скоро постигнет их день погибели,— так скоро и неожиданно застанет людей и день второго пришествия Христова для Страшного Суда (Мф. 24, 37-39 и др.). Кого где застанет Судия, оттуда и повелит привести на Суд. Двое будут на пути: один возьмется, а другой оста­нется; две мелющие в жерновах: одна возьмется, а другая оставится (Мф. 24, 40-41; Лк. 17, 34-36). Возьмутся избранные, а оставятся негод­ные для Царства Небесного. Муж благочестивый возьмется, а жена нечестивая оставится; и жена благочестивая возьмется, муж нечести­вый оставится; начальник благочестивый возьмется, а подначаль­ный нечестивый оставится; и подначальный благочестивый возь­мется, а начальник нечестивый оставится. Богач благочестивый возьмется, а другой, нечестивый, останется. Нищий благочести­вый возьмется — другой, нечестивый, оставится. Итак, бдите. В наше время особенно нужно помнить это предостережение, ибо теперь особенно много дремлющих и спящих.

Это сон не телесный, но сон души; это не тот сон, которым укреп­ляется тело, а сон нездоровый; это болезненная спячка. Спящий чело­век живет не действительной жизнью, а сонными мечтами. Во сне он как бы наслаждается счастьем, обладает богатством, но, когда про­буждается, исчезает то и другое. Во сне он страшится призраков, боится нападений, которых на самом деле нет.

Так дремлет и спит всякий человек; в такой дремоте мечтает юность: она готовится жить долго, а не знает того, что ее могила, быть может, уже готова, смерть ждет ее не через год, а через месяц или менее того. Иногда юность ждет не дождется, когда освободится от власти роди­тельской, рвется к какой-то свободе, которой ее якобы лишает забота родителей или опека воспитателей, а не знает тех нужд, горя, опасностей и бедствий, которые ждут ее по выходе на мнимую свободу. Не искусив­шаяся опытом юность не знает, что желаемая ею свобода нередко при­водит к рабству греха. Как часто юность, ради свободы бежавшая из дома родительского, расточает всё имение и, подобно блудному сыну, рада бывает опять возвратиться к той жизни, которая казалась для нее стеснительной. Не сонные ли мечты такая жизнь юности?

Спящие телесно не видят, что происходит около них в действитель­ности: они живут сонными мечтами. Таковы и спящие духовно в зрелом возрасте. Они гоняются за суетой, а думают, что живут действительной жизнью. Они живут только для тела, забывая о душе. Едят, пьют, поку­пают, продают, женятся и замуж выходят—и не думают, что их ожидает, как потоп, внезапный день смерти. Так спит по-видимому исправный деловой человек, день и ночь провождающий над делами своего звания и нисколько не думающий о важнейшем деле как едином на потребу — об обязанностях по званию христианина: он Богу не молится, в церковь не ходит, душеспасительных книг не читает, милостыни христианской не творит: для него эти обязанности как бы не существуют.

Так спит и старческий возраст: смерть уже занесла над старцем свою руку, чтобы подкосить жизнь его, как траву,— а он, старец, меч­тает жить еще многие годы; ему нужно бы всё житейское оставить и заняться только приготовлением к переходу в вечность — а он всё еще суетится, запасает нужное для суетной земной жизни и не знает того, что в ночь сию возьмут душу его, а яже уготовал ecu, кому будут? (Лк. 12, 20). Он день за днем откладывает свое покаяние, исправление и распоряжение имуществом, а не знает того, что настоящий день, быть может, последний день его жизни.

Так спит всякий нераскаянный грешник; так спит преданный пьянству, пропивающий вместе с одеждой и спасение души своей; так спит развратник, забывающий о том, что вместе с телом он растлевает и душу свою. Тяжелый сон! Трудно, весьма трудно от него освободиться, если не пробудит его Господня благодать. Поэтому всякому грешнику приличны слова церковной песни: Душе моя, востани, что спиши? Восстань, конец твой приближается, и имаши смутитися [1]. Ты спишь и не видишь, что пред тобой стоит открытая бездна: еще шаг — и ты попадешь в нее. Ты спишь, одетая мраком греха, и не видишь врага, который неусыпно, каждую минуту стережет тебя; ты спишь, меч­тая жить долго, в беспечном забвении о душе, о Боге, об аде, о рае,— а время мчится, неся тебя к могиле. Встань, пока время не ушло! Встань, пока благость Божия ждет тебя на покаяние! Вспомни, что за могилой нет покаяния. Будешь жалеть о потерянном времени, поже­лаешь одного дня, чтобы пожить и покаяться, но и того не дадут тебе. Вспомни, что такое вечность для грешника: это — начало без конца; начнутся мучения и никогда не кончатся: пройдут в мучениях грешни­ков десятки, сотни лет, а мучения как бы еще не начинались; пройдут тысячи, миллионы лет, а мученьям всё еще только начало, и ожидать конца их нет надежды. Ибо двери милосердия Божия затворятся, струи Его благости иссякнут для грешника. Было у него время милости Божией, а теперь настало время гнева Его; тогда Он звал тебя, грешник, на покаяние, и ты не слушал,— теперь ты будешь звать Его на милость, и Он не послушает тебя. Беспредельно милосердие Его, но беспредельна и правда Его; беспредельно блаженство праведных, но беспредельны и мучения грешных.

Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет (Мф. 24, 42). Воспряни, грешник, от сна греховного, да поща­дит тебя Христос Бог!


Источник: святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. "Единое на потребу". Проповеди, слова, речи, беседы и поучения. Том 2. - М.: Булат, 2015. 

Примечание

[1] Кондак Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского




14 Апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».

Пушка в подарок
Пушка в подарок

Однажды, много лет назад, келарю Троицкого монастыря довелось показывать иностранным путешественникам помещения монастырских арсеналов. Гости пришли в неподдельное изумление. Искреннее восхищение и уважение вызвала громадная, только что отстроенная крепость, оснащённая по последнему слову военной техники.

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой
278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.