Бдящие, дремлющие и спящие. Беседа в Великий Вторник.

Бдящие, дремлющие и спящие. Беседа в Великий Вторник.
Бдите, яко не весте, в кий час Господь ваш приидет.

Мф. 24, 42

Бдите: не дремлите, не спите, но бодрствуйте,— как бы так говорит Господь. Будьте во всякое время готовы встретить Господа вашего, ибо Он придет внезапно. Как застигла и потопила вода людей допотоп­ного мира, когда они ели, пили, женились, замуж выходили и не думали, что так скоро постигнет их день погибели,— так скоро и неожиданно застанет людей и день второго пришествия Христова для Страшного Суда (Мф. 24, 37-39 и др.). Кого где застанет Судия, оттуда и повелит привести на Суд. Двое будут на пути: один возьмется, а другой оста­нется; две мелющие в жерновах: одна возьмется, а другая оставится (Мф. 24, 40-41; Лк. 17, 34-36). Возьмутся избранные, а оставятся негод­ные для Царства Небесного. Муж благочестивый возьмется, а жена нечестивая оставится; и жена благочестивая возьмется, муж нечести­вый оставится; начальник благочестивый возьмется, а подначаль­ный нечестивый оставится; и подначальный благочестивый возь­мется, а начальник нечестивый оставится. Богач благочестивый возьмется, а другой, нечестивый, останется. Нищий благочести­вый возьмется — другой, нечестивый, оставится. Итак, бдите. В наше время особенно нужно помнить это предостережение, ибо теперь особенно много дремлющих и спящих.

Это сон не телесный, но сон души; это не тот сон, которым укреп­ляется тело, а сон нездоровый; это болезненная спячка. Спящий чело­век живет не действительной жизнью, а сонными мечтами. Во сне он как бы наслаждается счастьем, обладает богатством, но, когда про­буждается, исчезает то и другое. Во сне он страшится призраков, боится нападений, которых на самом деле нет.

Так дремлет и спит всякий человек; в такой дремоте мечтает юность: она готовится жить долго, а не знает того, что ее могила, быть может, уже готова, смерть ждет ее не через год, а через месяц или менее того. Иногда юность ждет не дождется, когда освободится от власти роди­тельской, рвется к какой-то свободе, которой ее якобы лишает забота родителей или опека воспитателей, а не знает тех нужд, горя, опасностей и бедствий, которые ждут ее по выходе на мнимую свободу. Не искусив­шаяся опытом юность не знает, что желаемая ею свобода нередко при­водит к рабству греха. Как часто юность, ради свободы бежавшая из дома родительского, расточает всё имение и, подобно блудному сыну, рада бывает опять возвратиться к той жизни, которая казалась для нее стеснительной. Не сонные ли мечты такая жизнь юности?

Спящие телесно не видят, что происходит около них в действитель­ности: они живут сонными мечтами. Таковы и спящие духовно в зрелом возрасте. Они гоняются за суетой, а думают, что живут действительной жизнью. Они живут только для тела, забывая о душе. Едят, пьют, поку­пают, продают, женятся и замуж выходят—и не думают, что их ожидает, как потоп, внезапный день смерти. Так спит по-видимому исправный деловой человек, день и ночь провождающий над делами своего звания и нисколько не думающий о важнейшем деле как едином на потребу — об обязанностях по званию христианина: он Богу не молится, в церковь не ходит, душеспасительных книг не читает, милостыни христианской не творит: для него эти обязанности как бы не существуют.

Так спит и старческий возраст: смерть уже занесла над старцем свою руку, чтобы подкосить жизнь его, как траву,— а он, старец, меч­тает жить еще многие годы; ему нужно бы всё житейское оставить и заняться только приготовлением к переходу в вечность — а он всё еще суетится, запасает нужное для суетной земной жизни и не знает того, что в ночь сию возьмут душу его, а яже уготовал ecu, кому будут? (Лк. 12, 20). Он день за днем откладывает свое покаяние, исправление и распоряжение имуществом, а не знает того, что настоящий день, быть может, последний день его жизни.

Так спит всякий нераскаянный грешник; так спит преданный пьянству, пропивающий вместе с одеждой и спасение души своей; так спит развратник, забывающий о том, что вместе с телом он растлевает и душу свою. Тяжелый сон! Трудно, весьма трудно от него освободиться, если не пробудит его Господня благодать. Поэтому всякому грешнику приличны слова церковной песни: Душе моя, востани, что спиши? Восстань, конец твой приближается, и имаши смутитися [1]. Ты спишь и не видишь, что пред тобой стоит открытая бездна: еще шаг — и ты попадешь в нее. Ты спишь, одетая мраком греха, и не видишь врага, который неусыпно, каждую минуту стережет тебя; ты спишь, меч­тая жить долго, в беспечном забвении о душе, о Боге, об аде, о рае,— а время мчится, неся тебя к могиле. Встань, пока время не ушло! Встань, пока благость Божия ждет тебя на покаяние! Вспомни, что за могилой нет покаяния. Будешь жалеть о потерянном времени, поже­лаешь одного дня, чтобы пожить и покаяться, но и того не дадут тебе. Вспомни, что такое вечность для грешника: это — начало без конца; начнутся мучения и никогда не кончатся: пройдут в мучениях грешни­ков десятки, сотни лет, а мучения как бы еще не начинались; пройдут тысячи, миллионы лет, а мученьям всё еще только начало, и ожидать конца их нет надежды. Ибо двери милосердия Божия затворятся, струи Его благости иссякнут для грешника. Было у него время милости Божией, а теперь настало время гнева Его; тогда Он звал тебя, грешник, на покаяние, и ты не слушал,— теперь ты будешь звать Его на милость, и Он не послушает тебя. Беспредельно милосердие Его, но беспредельна и правда Его; беспредельно блаженство праведных, но беспредельны и мучения грешных.

Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет (Мф. 24, 42). Воспряни, грешник, от сна греховного, да поща­дит тебя Христос Бог!


Источник: святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. "Единое на потребу". Проповеди, слова, речи, беседы и поучения. Том 2. - М.: Булат, 2015. 

Примечание

[1] Кондак Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского




14 Апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Распоряжение императрицы
Распоряжение императрицы

Летом 1732 года в Троице-Сергиевой Лавре шло строительство каменной церкви «над гробом святаго преподобнаго Михея Радонежскаго, ученика святаго преподобнаго отца Сергия…». Возвести храм распорядилась императрица Анна Иоанновна во время своего последнего визита в обитель.

Публичное наказание на Красногорской площади
Публичное наказание на Красногорской площади

29 июня (н. ст.) 1746 года на Красногорской площади перед въездными в Лавру Успенскими воротами состоялось публичное наказание плетьми нескольких человек. Они были пойманы с чужим имуществом 18 мая, на следующий день после сильнейшего в истории города пожара. Приговор вынес Учрежденный Собор Лавры. Он имел право административной и судебной (кроме уголовных дел) власти над жителями окружавших обитель Троицких слобод.

Новая паперть Успенского собора
Новая паперть Успенского собора

28 июня (н. ст.) 1781 года началась разборка старой паперти перед Успенским собором. Ее планировалось заменить каменным крыльцом в соответствии с фасадом, утвержденным владыкой Платоном. Строительство крыльца завершилось в сентябре того же года

В память о спасении императора
В память о спасении императора

28 июня (н. ст.) 1868 года наместник Лавры архимандрит Антоний освятил устроенный в Вифании при митрополичьих покоях домовый храм в честь Нерукотворенного Спасова образа. Надпись над входом гласит: «Устроися храм Всемилостивого Спаса в память двукратного дивного сохранения от опасности Государя Императора Александра Николаевича 1866 г. Апреля 4-го и 1887 г. Мая 25-го дня».

Пожар в Деулине
Пожар в Деулине

15 (27) июня 1865 года в селе Деулино сгорела деревянная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Она была сооружена в 1619–1620 годах архимандритом Троицкого монастыря преподобным Дионисием (Зобниновским) в память заключенного в селе в 1618 году перемирия между Россией и Польшей.