Беседа о жизни духовной и спасении души

Беседа о жизни духовной и спасении души

Спасение души – цель общехристианская. В чем собственно состоит спасение души? Обычное понимание спасения души – это приготовление себя для загробной жизни. Мы живем для того, чтобы войти туда и получить у Господа то, что здесь себе готовим.

Где источник духовной жизни? Источник духовной жизни – это сердце человеческое. Человек каждый день живет, и каждый день его сердце живет или в сторону добра, или в сторону уклонения от добра; или он живет во грехе, или борьбой с грехом. Каждый день его сердце является местом борьбы. Какой борьбы? Кто борется в сердце? Тут борется против Христа диавол, и сердце человеческое есть поле борьбы дьявола с Богом. Эта борьба дьявола с Богом происходит в человеке каждодневно. Поэтому каждый день или человек борется в сердце с лукавым, или лукавый овладевает его сердцем; или человек поддается лукавому, или он его побеждает, но не может быть момента, когда бы не происходило этой борьбы. Почему? Потому что человек каждый день живет. Лукавый к нему приступает. Сердце – источник жизни, от него исходят разные чувства; грех – царство лукавого. Иначе говоря, там идет борьба царства лукавого против Господа. Человек создан по образу Божию, он всем сердцем идет ко Христу. Христос победил дьявола, но дьявол все же остался в действии, поэтому все время сердце человеческое находится под действием лукавого, и внешняя работа человека (исполнение послушания), не останавливает жизни сердца.

Человек исполняет послушания, но в момент выполнения послушания его сердце живет. Лукавый внушает ему мысль греховную, человек сердится или по какой-то причине раздражается. И вот, человек внешне выполняет послушание, но внутренне все время сердце живет в действии; или оно в согласии с волей Божией, или же под действием злой силы, – и должна все время происходить внутренняя борьба: или человеком овладевает лукавый или человек его побеждает. Это неизбежно. В самом процессе жизни, при внешнем выполнении послушаний – (это в любом общежитии и в любом монастыре неизбежно) – все время идет этот внутренний процесс. Поэтому очень важно, чтобы в этом каждодневном внешнем выполнении обязанностей, сопряженных с должностью, человек вел все время эту борьбу в сердце. Исполнение послушания – это внешний ход жизни, и в то же время идет внутренняя жизнь, потому что Христос говорит: «Царство Божие внутрь вас есть».

Почему мы создаем Царство Божие? Что это такое? Мы создаем те состояния жизни божественной, святой, в которой царит Господь в противоположность тем состояниям, в которых царем является лукавый. Каждый момент нашей внутренней жизни идет по линии отвоевывания в своем сердце места для Царствия Божия, и каждый момент борьбы с кознями лукавого в сердце является утверждением этого воцарения Бога, т. е. тем состоянием божественной, святой жизни, которая в совокупности и дает святость. И вот, в отдельные моменты каждого дня, происходит отвоевывание в нашем сердце места Богу в противоположность лукавому, который стремится овладеть этим сердцем. Это и есть внутренняя жизнь духовная, т. е. та жизнь, которая есть результат действия Духа Святого, а Дух Святой дает нам святость.

Святость в противоположность чему? Греху. Каждый момент в нашем сердце совершается борьба с грехом, не в целом его масштабе, конечно, но с отдельными действиями греха, которые человек побеждает, и, побеждая грех, он утверждает в себе Царствие Божие. Не самостийно: «я сделал», «я сказал», так как всякое добро – дело Божеское, Господь – Творец добра! Мы в своем сердце только расчищаем место для действия добра, мы усилиями, подвигами, молитвой даем место для добра. Но дьявол никогда не остается в покое – если он к Самому Христу приступил, то что же к нам грешным? И дьявол все время приступает к человеку. А способов приступания его к нашему сердцу очень много. Постоянно идет действие со стороны темной силы.

Каждое общежитие есть среда, в которой мы общаемся друг с другом, или взаимно приближаемся, или взаимно отталкиваемся. Или мы идем по линии усвоения заповедей добра, т. е. по линии внутреннего приближения, или по линии зла, т.е. – взаимного отталкивания, поэтому жизнь в общежитии раскрывает наш внутренний мир и те или иные наши стороны. Если мы живем в одиночку, то в нашем сердце господствуют разные греховные состояния, но они там лежат. Когда мы общаемся друг с другом, тогда происходит отталкивание, если мы поддаемся действию лукавого; если же мы успеем вовремя взглянуть в сердце, вовремя схватиться за Господа, то установится в сердце мир; если же обращенность наша во вне, если мы не успели пустить в сердце свет Господень, – мы уже отвечаем и поступаем не по-Божьи.

В духовной жизни есть момент внимания к сердцу. Внимание к сердцу – это очень большое дело. Что значить внимать сердцу? Это значит, что если ты внимаешь к сердцу, ты уже ходишь не во тьме. Ты заглядываешь в сердце – это момент большой, это уже творческая духовная жизнь. Если ты не смотришь за сердцем – то сердце отражает все мысли и чувства, внушенные лукавым. Если ты будешь внимателен, ты уже стоишь на известной грани и не даешь не только вырваться ненужному слову, но ты внутренне останавливаешь его, это уже есть внутренняя борьба. Ты внутри себя или со Христом или с лукавым. С кем лучше быть? Конечно, со Христом! Кто же сознательно захочет идти за «хвостатым»! А мы идем за ним, он нам внушает мысли, а затем они спускаются в сердце. Начинается с мысли, мысли идут независимо от нас, и вот ты на известной мысли останавливаешься, – потом мысль спускается в сердце, там начинается некоторое возмущение, и ты начинаешь волноваться – это волнение не мира, это уже тьма борется со светом. Ты уже думаешь – вот кто-то тебя обидел, задел, оскорбил, – это лукавый прополз в сердце. Уже ты волнуешься, ты уже внутренне осуждаешь, а результат– ты на человека не смотришь и у тебя нет внутреннего мира, зло царит, пока Господь не пошлет тебе исцеление.

Вот что мы видим при внешнем выполнении наших послушаний в общежитии. Ведь даже в таком положении: человеку дано церковное послушание, разве он от этого делается святым? Он исполняет его внешне. В момент исполнения работы в нем происходит эта жизнь сердца: идти в сторону добра или в сторону действия лукавого? Поэтому основное делание есть делание внутреннее, как говорится: «стяжание Духа Святого», преодоление в своем сердце греховных состояний, которые нас обдержат каждодневно. Христианство есть процесс внутреннего делания, совершенствование души человеческой, преодоление греха, утверждение святости, т. е. моментов святости: ты преодолел в себе раздражение, – ты уже в какой-то мере стяжал в сердце мир, стяжал некое действие Духа Святого.

Все время идет борьба, которая совершается благодатью Божией. Никакое делание добра не есть дело человеческое, а есть дело благодати Божией. Каждый день, если мы внимательны к жизни сердца, если мы боремся, то мы побеждаем в сердце греховные состояния. «Царствие Божие нудится» – понуждение к добру требуется от нас, а Господь дает нам Свою помощь. Состояние души есть процесс взаимного действия воли человеческой и благодати Божией. Вот посмотрите: блудный сын – он решил пойти к отцу, когда был обессилен, а благодать Божия дала ему силы.

Этот процесс не может не совершаться, это средство к созданию внутреннего состояния, которое является наиболее подходящим средством к стяжанию в себе действия Духа Святого.

Работа, послушание – это не цель, а средство, цель же – стяжание Духа Святого, т.е. победить в каждом отдельном случае греховное состояние, которое идет через лукавого, но само состояние это, когда достигается нами в результате победы над лукавым, несет для нас благо, потому что, что может быть выше блага, как мирное состояние сердца? Это величайшее благо, которое бывает в результате действия Божьего милосердия, идущего от источника мира в наше сердце, которое и несет человеку благо. Если в данный момент ты мирен, а мир – действие Божие, то ты стяжал мир, а это процесс благодати Божьей. «Царствие Божие нудится». Нужно усилие каждый день, в каждый момент. Если сегодня, завтра победило движение сердца в сторону добра, – это дает блаженство, и человек еще здесь на земле стяжевает блага, которыми он уже достигает царства благодати Божией, на этот, на данный момент стяжевает в себе благодать, через которую достигается спасение; благодать, которая идет в вечность, – это состояние человеческой души, которое она приобретает здесь, которое идет с ним туда в вечность. Он уже стяжевает вечность здесь – «вкусите и видите, яко благ Господь».

Мы видим больших подвижников, которые уже здесь это царство Божие имели и с ним туда ушли. Когда мы молимся: «Да приидет царствие Твое», – ведь там оно уже есть, а мы молимся o том, чтобы Царство Божие было здесь, у нас, в каждом из нас, царствование Бога – в противность лукавому. Лукавый является нашим хозяином в наших страстях. Ненависть, раздражение, зависть, – он в этом хозяин, a мы покорно ему служим, мы отдаемся в его сети. Если взять простое это дело: зачем мы отдаемся его сетям, которые отравляют нам жизнь? Зачем отравлять нам жизнь, ведь она дана нам для блага? Если нет мира в сердце, то, конечно, этого блага не существует в человеке. Грех есть то, чего не должно быть, должно быть добро, оно является подлинной сущностью жизни. Если мы утверждаем в себе добро тем, что мы в каждом отдельном моменте жизни сердца схватываемся за ризы Господни, то мы в себе самих стяжеваем вечность. В этом удержании мира в своем сердце наша ежедневная борьба: нас раздражают, а мы промолчим с Господом. А промолчать с Господом - это целый процесс: тебе хочется ответить, но прежде, чем ответить, ты обращаешься к Господу и исполняешься света и мира. Когда человек в злобе, в сердце его тьма, а во тьме человек ничего не видит, поэтому ему все кажется, вокруг него мираж, тьма ему не дает видеть другого человека таким, какой он есть, и человек крутится в этой тьме, спотыкается, и себе вредит, и другому. 3лоба отравляет атмосферу. Мы живем механически, на нас отражается действие жизни внешней. Нам надо схватиться за Господа – это целый внутренний творческий акт. Нам надо призвать Господа в сердце – это не легко, нам надо преодолеть для этого стихию инертную и греховную, нам нужно сделать творческий акт. Мы видим дерево как дерево, но люди нам кажутся такими и сякими, мы все преувеличиваем потому, что тьма не дает правильной перспективы, и она создает неверный внутренний мир. Мы хотим все время в этот грех верить и все воспринимаем неверно. Лукавый найдет, на что обратить наше внимание. Мы ходим, натыкаемся друг на друга, огорчаем друг друга, и происходит только отрава жизни. А Господь дал нам ее для блага. Апостол говорит: Что ни делаете – делайте во славу Божию. И пища дана для блага. Казалось бы, такой момент, как вкушение пищи, а и он имеет некоторое освящающее действие нашей жизни.

Никогда не нужно огорчаться послушанием, работой, – это только средство в общежитии, а не цель. Если ты поймешь правильно послушание, как стяжание Духа Святого и Вечности, – но для этого тебе нужно все время ходить с открытыми глазами, быть все время в духовном делании. Духовная жизнь невидимая, она сокровенная, но она дает великие результаты; то, что совершается внутри человека, только ему одному ведомо, преодоление, побуждение в каждый момент греховного состояния. Лукавый не любит мира, света, он хозяин тьмы, источник греха. Господь создал внутреннюю гармонию. Внутренний не-мир несет человеку отраву в жизни. Задача внутреннего делания – стяжание внутреннего мира, стяжание гармонии наших сил душевных, данных нам для нашего блага, а мы употребляем их не во благо, потому что мы действуем, идя по линии лукавого. А мы не видим этого! Лукавого не видим, и говорим: «это я сделал», «это я сказал». Не понимаем, что это не наше, что это сделал «хвостатый», а мы все говорим: «это я сделал», «это я сказал», «значит, я прав». Он так хитро действует в нашем сердце, заставляет исполнять его волю. Если мы хотя бы на момент поймем, что «не я, а ты это сделал», «не я, а ты сказал» – это уже борьба с ним. Видите, как важно установить, что это не наш грех, что это от лукавого.

Очень важный момент – духовное внимание. Духовное внимание ставит перед нами вопрос: мое или не мое? Божие или не Божие? Мне вредящее или мне во благо? Надо поставить внутреннюю грань, управляющую волей. Когда ты встал на грань, ты уже с Господом, это уже духовное делание! Господь уже тебе помощник, или, иначе говоря, ты уже являешься соработником Господу для утверждения Его Царствия на земле. Ты уже дал место Господу в своем сердце, ты уже становишься в Его Воинство в той области, которая для тебя всегда возможна. Мы можем быть соработниками Христу в той области, которая в нашем распоряжении каждый день, ты утверждаешь в своем сердце мир и создаешь благо и стяжеваешь блаженство. В этот момент ты уже стяжеваешь вечность соответственно твоему индивидуальному состоянию в мире. Перед Господом нет маленького человека – ты утвердил Его благо в своем сердце. Момент стяжания добродетели – это есть стяжание света. Ты уже здесь на земле узришь свет, исполняя свою работу, которая тебе дана, хотя и внешне, но, ведя в сердце борьбу и утверждая в нем добро, ты стяжеваешь блаженство. Нельзя внешне исполнять послушание, не ведя внутренней борьбы, не ведя внутреннего духовного делания. Нельзя средства обращать в цель.

Пользуясь обстановкой жизни, мы усилиями сердца в каждодневной жизни совершаем внутреннее делание, т.е. ведем внутреннюю борьбу с греховными состояниями и утверждаем действие благодати Божией в своем сердце.

Бездействие есть образ смерти (Духовный цветник).


Источник: Вечное/«L'Éternel». Православный журнал. № 1 (61). - Аньер (Франция), 1953. – С. 7-13.


STSL.Ru



11 Июля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...