Беседа о жизни духовной и спасении души

Беседа о жизни духовной и спасении души

Спасение души – цель общехристианская. В чем собственно состоит спасение души? Обычное понимание спасения души – это приготовление себя для загробной жизни. Мы живем для того, чтобы войти туда и получить у Господа то, что здесь себе готовим.

Где источник духовной жизни? Источник духовной жизни – это сердце человеческое. Человек каждый день живет, и каждый день его сердце живет или в сторону добра, или в сторону уклонения от добра; или он живет во грехе, или борьбой с грехом. Каждый день его сердце является местом борьбы. Какой борьбы? Кто борется в сердце? Тут борется против Христа диавол, и сердце человеческое есть поле борьбы дьявола с Богом. Эта борьба дьявола с Богом происходит в человеке каждодневно. Поэтому каждый день или человек борется в сердце с лукавым, или лукавый овладевает его сердцем; или человек поддается лукавому, или он его побеждает, но не может быть момента, когда бы не происходило этой борьбы. Почему? Потому что человек каждый день живет. Лукавый к нему приступает. Сердце – источник жизни, от него исходят разные чувства; грех – царство лукавого. Иначе говоря, там идет борьба царства лукавого против Господа. Человек создан по образу Божию, он всем сердцем идет ко Христу. Христос победил дьявола, но дьявол все же остался в действии, поэтому все время сердце человеческое находится под действием лукавого, и внешняя работа человека (исполнение послушания), не останавливает жизни сердца.

Человек исполняет послушания, но в момент выполнения послушания его сердце живет. Лукавый внушает ему мысль греховную, человек сердится или по какой-то причине раздражается. И вот, человек внешне выполняет послушание, но внутренне все время сердце живет в действии; или оно в согласии с волей Божией, или же под действием злой силы, – и должна все время происходить внутренняя борьба: или человеком овладевает лукавый или человек его побеждает. Это неизбежно. В самом процессе жизни, при внешнем выполнении послушаний – (это в любом общежитии и в любом монастыре неизбежно) – все время идет этот внутренний процесс. Поэтому очень важно, чтобы в этом каждодневном внешнем выполнении обязанностей, сопряженных с должностью, человек вел все время эту борьбу в сердце. Исполнение послушания – это внешний ход жизни, и в то же время идет внутренняя жизнь, потому что Христос говорит: «Царство Божие внутрь вас есть».

Почему мы создаем Царство Божие? Что это такое? Мы создаем те состояния жизни божественной, святой, в которой царит Господь в противоположность тем состояниям, в которых царем является лукавый. Каждый момент нашей внутренней жизни идет по линии отвоевывания в своем сердце места для Царствия Божия, и каждый момент борьбы с кознями лукавого в сердце является утверждением этого воцарения Бога, т. е. тем состоянием божественной, святой жизни, которая в совокупности и дает святость. И вот, в отдельные моменты каждого дня, происходит отвоевывание в нашем сердце места Богу в противоположность лукавому, который стремится овладеть этим сердцем. Это и есть внутренняя жизнь духовная, т. е. та жизнь, которая есть результат действия Духа Святого, а Дух Святой дает нам святость.

Святость в противоположность чему? Греху. Каждый момент в нашем сердце совершается борьба с грехом, не в целом его масштабе, конечно, но с отдельными действиями греха, которые человек побеждает, и, побеждая грех, он утверждает в себе Царствие Божие. Не самостийно: «я сделал», «я сказал», так как всякое добро – дело Божеское, Господь – Творец добра! Мы в своем сердце только расчищаем место для действия добра, мы усилиями, подвигами, молитвой даем место для добра. Но дьявол никогда не остается в покое – если он к Самому Христу приступил, то что же к нам грешным? И дьявол все время приступает к человеку. А способов приступания его к нашему сердцу очень много. Постоянно идет действие со стороны темной силы.

Каждое общежитие есть среда, в которой мы общаемся друг с другом, или взаимно приближаемся, или взаимно отталкиваемся. Или мы идем по линии усвоения заповедей добра, т. е. по линии внутреннего приближения, или по линии зла, т. е. – взаимного отталкивания, поэтому жизнь в общежитии раскрывает наш внутренний мир и те или иные наши стороны. Если мы живем в одиночку, то в нашем сердце господствуют разные греховные состояния, но они там лежат. Когда мы общаемся друг с другом, тогда происходит отталкивание, если мы поддаемся действию лукавого; если же мы успеем вовремя взглянуть в сердце, вовремя схватиться за Господа, то установится в сердце мир; если же обращенность наша во вне, если мы не успели пустить в сердце свет Господень, – мы уже отвечаем и поступаем не по-Божьи.

В духовной жизни есть момент внимания к сердцу. Внимание к сердцу – это очень большое дело. Что значить внимать сердцу? Это значит, что если ты внимаешь к сердцу, ты уже ходишь не во тьме. Ты заглядываешь в сердце – это момент большой, это уже творческая духовная жизнь. Если ты не смотришь за сердцем – то сердце отражает все мысли и чувства, внушенные лукавым. Если ты будешь внимателен, ты уже стоишь на известной грани и не даешь не только вырваться ненужному слову, но ты внутренне останавливаешь его, это уже есть внутренняя борьба. Ты внутри себя или со Христом или с лукавым. С кем лучше быть? Конечно, со Христом! Кто же сознательно захочет идти за «хвостатым»! А мы идем за ним, он нам внушает мысли, а затем они спускаются в сердце. Начинается с мысли, мысли идут независимо от нас, и вот ты на известной мысли останавливаешься, – потом мысль спускается в сердце, там начинается некоторое возмущение, и ты начинаешь волноваться – это волнение не мира, это уже тьма борется со светом. Ты уже думаешь – вот кто-то тебя обидел, задел, оскорбил, – это лукавый прополз в сердце. Уже ты волнуешься, ты уже внутренне осуждаешь, а результат– ты на человека не смотришь и у тебя нет внутреннего мира, зло царит, пока Господь не пошлет тебе исцеление.

Вот что мы видим при внешнем выполнении наших послушаний в общежитии. Ведь даже в таком положении: человеку дано церковное послушание, разве он от этого делается святым? Он исполняет его внешне. В момент исполнения работы в нем происходит эта жизнь сердца: идти в сторону добра или в сторону действия лукавого? Поэтому основное делание есть делание внутреннее, как говорится: «стяжание Духа Святого», преодоление в своем сердце греховных состояний, которые нас обдержат каждодневно. Христианство есть процесс внутреннего делания, совершенствование души человеческой, преодоление греха, утверждение святости, т. е. моментов святости: ты преодолел в себе раздражение, – ты уже в какой-то мере стяжал в сердце мир, стяжал некое действие Духа Святого.

Всё время идет борьба, которая совершается благодатью Божией. Никакое делание добра не есть дело человеческое, а есть дело благодати Божией. Каждый день, если мы внимательны к жизни сердца, если мы боремся, то мы побеждаем в сердце греховные состояния. «Царствие Божие нудится» – понуждение к добру требуется от нас, а Господь дает нам Свою помощь. Состояние души есть процесс взаимного действия воли человеческой и благодати Божией. Вот посмотрите: блудный сын – он решил пойти к отцу, когда был обессилен, а благодать Божия дала ему силы.

Этот процесс не может не совершаться, это средство к созданию внутреннего состояния, которое является наиболее подходящим средством к стяжанию в себе действия Духа Святого.

Работа, послушание – это не цель, а средство, цель же – стяжание Духа Святого, т.е. победить в каждом отдельном случае греховное состояние, которое идет через лукавого, но само состояние это, когда достигается нами в результате победы над лукавым, несет для нас благо, потому что, что может быть выше блага, как мирное состояние сердца? Это величайшее благо, которое бывает в результате действия Божьего милосердия, идущего от источника мира в наше сердце, которое и несет человеку благо. Если в данный момент ты мирен, а мир – действие Божие, то ты стяжал мир, а это процесс благодати Божьей. «Царствие Божие нудится». Нужно усилие каждый день, в каждый момент. Если сегодня, завтра победило движение сердца в сторону добра, – это дает блаженство, и человек еще здесь на земле стяжевает блага, которыми он уже достигает царства благодати Божией, на этот, на данный момент стяжевает в себе благодать, через которую достигается спасение; благодать, которая идет в вечность, – это состояние человеческой души, которое она приобретает здесь, которое идет с ним туда в вечность. Он уже стяжевает вечность здесь – «вкусите и видите, яко благ Господь». Мы видим больших подвижников, которые уже здесь это царство Божие имели и с ним туда ушли.

Никогда не нужно огорчаться послушанием, работой, – это только средство в общежитии, а не цель.

Очень важный момент – духовное внимание. Духовное внимание ставит перед нами вопрос: мое или не мое? Божие или не Божие? Мне вредящее или мне во благо? Надо поставить внутреннюю грань, управляющую волей. Когда ты встал на грань, ты уже с Господом, это уже духовное делание! Господь уже тебе помощник, или, иначе говоря, ты уже являешься соработником Господу для утверждения Его Царствия на земле. Ты уже дал место Господу в своем сердце, ты уже становишься в Его Воинство в той области, которая для тебя всегда возможна. Мы можем быть соработниками Христу в той области, которая в нашем распоряжении каждый день, ты утверждаешь в своем сердце мир и создаешь благо и стяжеваешь блаженство.

Пользуясь обстановкой жизни, мы усилиями сердца в каждодневной жизни совершаем внутреннее делание, т. е. ведем внутреннюю борьбу с греховными состояниями и утверждаем действие благодати Божией в своем сердце.

Бездействие есть образ смерти (Духовный цветник).

Источник: Вечное/«L'Éternel». Православный журнал. № 1 (61). - Аньер (Франция), 1953. – С. 7-13.


11 Июля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».

Пушка в подарок
Пушка в подарок

Однажды, много лет назад, келарю Троицкого монастыря довелось показывать иностранным путешественникам помещения монастырских арсеналов. Гости пришли в неподдельное изумление. Искреннее восхищение и уважение вызвала громадная, только что отстроенная крепость, оснащённая по последнему слову военной техники.

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой
278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.

Образ преподобного Сергия в искусстве
Образ преподобного Сергия в искусстве

Преподобный Сергий и созданный им Троицкий монастырь вдохновили не одно поколение мастеров – иконописцев, архитекторов и художников на создание шедевров.

Елизавета I ходила на богомолье в Лавру пешком за 52 км
Елизавета I ходила на богомолье в Лавру пешком за 52 км

Известно, что Елизавета Петровна ходила на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру из Москвы пешком, правда, весьма оригинальным способом...