Беседа на гимн «Свете тихий»

Беседа на гимн «Свете тихий»

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! [1]

На вседневной или на великой вечерне после пения последней стихиры на «Господи, воззвах», посвященной Божией Матери и содержащей учение Церкви о Воплощении Господа нашего Иисуса Христа, из северных дверей алтаря выходит свещеносец со свечой, за ним диакон с кадилом и священник. Когда диакон или священник возгласит: «Прему́дрость, про́сти» [2], и они войдут в алтарь, поется гимн: «Све́те Ти́хий святы́я сла́вы Безсме́ртнаго Отца́ Небе́снаго, Свята́го, Блаже́ннаго, Иису́се Христе́! Прише́дше на за́пад солнца, ви́девше свет вече́рний, пое́м Отца, Сына и Свята́го Духа, Бога. Достоин еси́ во вся времена́ пет бы́ти гла́сы преподо́бными, Сы́не Божий, живот дая́й, те́мже мир Тя славит».

Еще в древности это песнопение стало обязательным гимном за вечерним богослужением, и со второго-третьего столетия во всех православных храмах поется эта священная песнь. В ней три основные темы.

Первая содержит обращение к Господу Иисусу Христу: «Свете Тихий святыя славы... Отца Небеснаго... Иисусе Христе», то есть «Ты, Господи Иисусе Христе, – Свет Безначальный от Отца Небесного». Сам Христос сказал: «Я свет миру… Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 9, 5; 14, 6). И святой апостол Иоанн в начале своего Евангелия говорит: Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир... И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца (Ин. 1, 9-14). Важнейшая мысль этого песнопения в том, что Господь Иисус Христос есть истинный Свет, сияние славы Отца (см.: Евр 1, 3) здесь, на земле, для всех нас через Свою Святую Церковь.

Вторая тема – молитва к Святой Троице: «Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына и Святого Духа, Бога». То есть «все мы, пришедшие вечером, при закате солнца, видя вечерний тихий свет, прославляем Святую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа, в благодарной молитве за прожитый день и за всю нашу жизнь». Святые отцы, учители Церкви, говорят нам: первой нашей молитвой всегда должна быть молитва, прославляющая Бога, затем – молитва благодарения Его за милость, которую мы получаем, и только потом – молитва-прошение о наших нуждах. Итак, призвав Господа Иисуса Христа, мы благодарим Святую Троицу – Отца, Сына и Святого Духа, Бога нашего, за все благодеяния, дарованные нам. Это наша ежевечерняя благодарственная песнь.

Третья тема обращена к нашему духовному состоянию. Она побуждает нас задуматься о том, каковы мы есть и какими должны быть: «Достоин еси во вся времена пет быти гласы препо­добными, Сыне Божий, живот даяй, темже мир Тя славит». То есть: «Ты, Господи Иисусе Христе, Свет Превечный и Великий, достоин прославления только святыми (пет быти гласы препо­добными), но Ты жизнь даешь всем, и потому весь мир (хотя бы и недостойный Тебя) прославляет Тебя».

Итак, смысл этого гимна в том, что мы обращаемся к Господу Иисусу Христу, называем Его Светом Превечным, славим Святую Троицу и, сознавая себя недостойными петь Божественный гимн в честь Господа Бога, все же смиренно, покаянно и благодарно воспеваем Ему хвалебную вечернюю песнь.

Почему древний песнописец, который жил так давно, что имя его утеряно в давних временах, обращается к Господу Богу со словами «Свете Тихий»? Сам Господь называет Себя Светом, и апостолы свидетельствуют об этом. Но почему Свет – тихий? Почему употреблено столь необычное сочетание понятий – свет и тишина?

В греческом языке, на котором первоначально составлена эта молитва, слово «тихий» имеет несколько значений: радость, покой, тишина, умиротворение, примирение враждующих, добродушие, желание всем добра. Этим словом, встречающимся и в других церковных песнопениях, и в произведениях святого Иоанна Златоуста, память которого мы совершаем сегодня, греки обозначали такое состояние души, в котором страсти, воюющие против человека, раздирающие душу, стихают и наступают благодатные покой, тишина, умиротворение – в душу входит радость.

Христос – Свет Тихий, дарующий радость, мир, угашающий страсти, умиротворяющий совесть человека кающегося и возносящего благодарную молитву. Предупреждая об опасности впасть в противоположное состояние, Господь говорит нам: «Не уподобляйтесь фарисеям, которые принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися».

Ты же, когда постишься, умой лицо твое (Мф. 6, 16-17) и явись пред людьми радостным. Не омрачай лицо твое, подобно лицемерам, чтобы не оскорбить двуличием сокровище Духа, ко­торое, по слову святого апостола Павла, есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22-23).

Христос постоянно говорит о противоположности состоя­ний душевного мрака, приходящего через грех, и света и радости, которые человек получает от Бога. Если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? (Мф. 6, 23). С какой тьмой можно сравнить омрачение души человека, добровольно избравшего путь греха – ожесточившего разум и сердце, погрузившегося во мрак и идущего дорогой смерти? Мрак и тьма кромешная ожидают человека, возлюбившего более тьму, чем свет (см.: Ин. 3,19).

Вот, братья и сестры, два крайних состояния – свет тихий, радостный, в котором примиряется все и торжествует душа, когда в нее сходит благодатный мир; и – мрак, в который по­гружается человек, если отвращается от добра, попирает голос совести и отдается во власть греха.

Никто не войдет в Царство Небесное, как только через Иисуса Христа (см.: Ин. 14, 6). Но разными путями ведет Господь людей к покаянию, чистоте и святости.

Вспомним повествование о жизни пророка Божия Илии (см.: 3 Цар. 19, 9-12). Когда он, скорбя о грехах людей, просил Бога наказать их строже, Господь исполнил его молитву. Более трех лет над народом израильским продолжалась страшная казнь: засуха, неурожай и голод. Но народ не исправился. Еще более погрязал он в грехах и ожесточался. Господь дал пророку Илии знамение: Господь пройдет пред ним и откроет Свою волю. И вот пронесся большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы, но не в ветре открылся Господь. После ветра сотрясается и разверзается земля, но и не в землетрясении явился Господь. После землетрясения пронесся испепеляющий огонь, но не в грозных стихиях явил Себя Господь. Отбушевали они, и пророк ощутил веяние тихого ветра, и в нем открылась ему воля Божия о спасении человека. И познал пророк Илия, что Бог грозен, но Он же добр и милосерд (см.: 3 Цар. 19, 9-12). Господь терпит несовершенство человеческое, ожидая, когда же наконец человек покается, поднимет очи свои от земли, от мрака к свету и примет благодатный свет в душу.

Братия и сестры! Во многих церковных песнопениях мы слышим постоянное напоминание о свете. На каждой утрени, перед пением или чтением великого славословия, возглашается: «Слава Тебе, показавшему нам свет!» Великим постом, на литургии Преждеосвященных Даров, священник со свечой в царских вратах произносит: «Свет Христов просвещает всех». Господь дает свет всем, кто ищет мира и любви. И когда свет вселяется в душу, он приносит с собой мир, радость, покой, тишину и примирение. Вот почему за вечерней мы всегда с таким глубоким молитвенным чувством слушаем Божественный гимн «Свете Тихий» – благодарную вечернюю песнь Свету Христову, пришедшему в мир.

Свет Христов – над нами. Свет Христов может быть и в нас. Постоянное памятование об этом пусть осветит наши лица и поможет сбросить с души бремя греха, чтобы избавиться нам от тяжелого мрака печалей и скорбей, порождаемых чаще всего суетными чувствованиями души неразумной. Свет Христов зовет нас к себе. К нему мы должны идти во все время земной нашей жизни, чтобы стать чадами света (см.: Еф. 5, 8), а не чадами тьмы.

Свет Христов, просвещающий всякого человека (см.: Ин. 1, 9), да будет нашей душе путеводной звездой к Царству Небесному. Аминь.

25 ноября 1984 года


Источник: Питирим, митр. Волоколамский и Юрьевский. Свет памяти: Слова, беседы и статьи / Ред.-сост. В.А. Никитин; предисл. Е.М. Яковлевой. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. С. 269-271.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Здесь приводится одна из бесед митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева, 1926-2003), проводимых им в разные годы с прихожанами храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке в Москве. Беседы совершались после воскресного вечернего богослужения с пением акафиста пред святыней храма – чудотворной иконой Божией Матери «Взыскание погибших».

[2] «Прему́дрость, про́сти» – возглашение за богослужением, которым верующие призываются в храме внимательно слушать и воспринимать то, что будут петь или читать. «Прости» – множественное число от церковнославянского «простый» (несложный, неделимый), стоящий – бодрствующий.

Гимн «Свете Тихий» усвояется разным авторам, жившим во II-VII вв., от священномученика Афиногена, епископа Афинского, до святителя Софрония, патриарха Иерусалимского. Об этом песнопении, очевидно, упоминает святитель Василий Великий в книге «О Святом Духе», когда говорит: «Отцам нашим заблагорассудилось не в молчании принимать благодать вечернего света, но при явлении его немедленно благодарить. И не можем сказать, кто виновник сих речений светильничного благодарения; по крайней мере, народ возглашает древнюю песнь и никто не признавал нечествующими тех, которые произносят: хвалим Отца и Сына и Святого Духа Божия» (Свт. Василий Великий. Творения. - М., 1846. Ч. 3. С. 346).


28 Февраля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...