Беседа на 4-й икос акафиста Спасителю

Беседа на 4-й икос акафиста Спасителю

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня [1] я хотел остановить ваше внимание на тех словах 4-го икоса [2], где говорится о том, как Господь, входя в Иерихон, встретил слепорожденного и он кричал ему: «Иисус, Сын Давида, помилуй мя!» Икос 4-й начинается так: «Слы́ша слепы́й, мимоходя́ща Тя, Го́споди, путе́м, вопия́ше: Иису́се, Сы́не Дави́дов, поми́луй мя! И, призва́в, отве́рзл еси́ о́чи его́. Просвети́ у́бо ми́лостию Твое́ю о́чи мы́сленныя се́рдца и мене́, вопию́ще Ти и глаго́люща: Иису́се, вы́шних Созда́телю; Иису́се, ни́жних Искупи́телю...» Так начинается икос 4-й, а дальше идут уже призывания, которые мы заканчиваем: «Иису́се, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя».

Когда, братья и сестры, Господь ходил по земле и проповедовал, и исцелял, и очищал людей, немногие признавали Его Сыном Божиим. Знали только Его родословную, что Он из рода пророка и царя Давида. И вот слепой, слыша об этом, о Его силе чудодейственной, кричал: Иисус, Сын Давидов! Помилуй меня (Мк. 10, 47). И Спаситель открыл ему очи. И увидел слепой и мир окружающий, и Самого Господа Иисуса Христа в лицо и пошел вслед за Ним. Поэтому и мы продолжаем молиться: «Просвети, Господи, и очи мысленные сердца нашего, вопиющих Тебе: Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя». Господь совершил уже первое чудо – Он открыл нам знание о том, что Он не только из рода царя и пророка Давида, но что Он есть подлинно Сын Божий.

И это чудо произошло на Руси с нашими предками тысячу лет тому назад. Оно повторяется в жизни каждого, оно происходит и сейчас, потому что множество, множество людей сейчас приходят в Церковь. Им открываются очи сердца, глаза веры. И совсем юные, и совсем уже старые люди приходят в Церковь: одни еще только начинают познавать мир, а другие – уже пройдя суровую школу жизни, отрицания Бога, воспитанные в духе безверия. Кто открывает им эти очи сердечные? Конечно, Господь.

Но и мы, те, которые уже крещены в Святой Церкви, должны с еще большим усердием просить Господа Бога, чтоб Он очи сердца нашего сделал еще более дальнозоркими, чтобы видеть во всем Его Промысл, чтобы видеть во всем силу Божию. Сколько раз мы уже говорили о том, что только от невнимания нашего мы не видим совершающиеся вокруг нас знамения силы Божией. И вот сейчас, в эти дни, которые у нас на Руси называются Святками, которые проходят в особо радостных службах и переживаниях от Рождества до Крещения, мы больше, чем когда-либо, должны подумать о том, а чем же мы можем очистить наши внутренние очи? Как Господь может нам открыть наши внутренние сердечные очи?

В древности праздник Рождества Христова и Крещения праздновался в один день. Да, действительно, это был единый праздник Богоявления. И люди, которые проводили жизнь свою в ежедневном трезвении, в благочестии, обнимали этот единый праздник своим высоким духовным подвигом. Им хватало этого на весь год. Впоследствии постепенно, когда людям нужно напоминать о том, что они есть дети Божии, что глаза их часто слипаются как бы во сне и от утомления, и от невнимания, от небрежности, Церковь разделила эти праздники, чтобы в течение двух недель постоянно напоминать, что это Святки, это время особенно святых дней, время, которое разделило два праздника для того, чтобы переживания Рождества Христова нам сохранить до праздника Крещения как первые наши чувства.

Не будем лукавить перед собой, как мы ждем праздника Рождества Христова; но проходит день, проходят два, проходят три, суета нас постепенно заполняет, мы забываем, а было ли вообще Рождество неделю тому назад? Елку из дома вынесли, и вроде бы праздник кончился. Опять новый подъем к празднику Крещения, опять на какое-то время хватит нам этого праздничного воодушевления, мы идем в церковь, стоим на морозе, ждем, когда освятят воду, несем с собой эту святыню, приносим домой, радуемся, окропляем свои дома. Проходит еще день, проходит еще другой день, третий, и опять забываем; вспоминаем, когда нам понадобится святая вода, достаем ее из переднего угла, опять-таки прибегаем к святыне.

Вот почему мы каждое воскресенье освящаем воду, чтобы постоянно напоминать об этом. Вот почему Святая Церковь имеет много праздников, чтобы от праздника к празднику, как от ступеньки к ступеньке, идти все время для того, чтобы не забывать нам о Господе Боге, чтобы очищать постоянно свое сердце. И вот почему сейчас мы в эти предпраздничные и в эти праздничные дни заменили акафист Божией Матери акафистом Спасителю, где взывает наша душа, наше сердце, как некогда иерихонский слепой кричал: «Сын Давидов, открой мне очи!», так и мы взываем: «Иисус, Сын Божий, отверзи нам очи сердечные, чтобы видеть окружающий нас мир, мир Божественного Промысла».

Мы часто видим только одни болезни, одни только скорби, одни только испытания, а сколько радости вокруг нас – этого мы не замечаем. И как радостно то, что мы собрались сегодня все вместе опять в этот вечерний час! Ведь никто нас не побуждал, можно было остаться дома, заняться своими делами; но что-то толкнуло нас всех прийти в церковь. Это, значит, Господь открыл нам очи – не в телевизор смотреть, а прийти в храм. Приходят в Церковь для того, чтобы сюда принести свою душевную боль, исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн; но ведь никто же не заставляет. Значит, это Господь открывает наши душевные очи. И когда вдруг захочется кому-то сказать доброе слово, оказать какую-то милостыню, помочь, посетить больного – ведь никто же не заставляет! – это значит, наши сердечные очи увидели этот путь и пошли по нему.

Вот так, братья и сестры, будем помнить ото дня ко дню и как можно чаще прочищать наше духовное зрение, наши духовные очи, чтобы Господь указал нам и путь, и истину; чтобы видеть всегда перед собой Промысл Божий благой и совершенный. Если же приходит какое-то трудное время, трудное испытание, трудное переживание, мы знаем, что это для того, чтобы затуманенные наши внутренние очи очистить, чтобы в этом увидеть милость Божию. Ибо кому Господь доверяет, кого Он любит, на кого надеется, тому Он и дает суровые испытания.

Слабому человеку Господь креста тяжелого не дает. И если выпадает на долю крест тяжелый, значит это милость и доверие Божие. А если мы не видим этого, – значит, очи наши помрачены, значит, нужно взывать опять из глубины сердца: «Иисус, Сын Божий, открой мне очи! Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя». Аминь.

10 января 1993 года


Источник: Питирим, митр. Волоколамский и Юрьевский. Свет памяти: Слова, беседы и статьи / Ред.-сост. В.А. Никитин; предисл. Е.М. Яковлевой. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. С. 237-240.


Примечания

[1] Здесь приводится одна из бесед митрополита Питирима, проводимых им в разные годы с прихожанами храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке в Москве. Беседы совершались после воскресного вечернего богослужения с пением акафиста перед святыней храма – чудотворной иконой Божией Матери «Взыскание погибших».

[2] И́кос (греч. οἶκος – дом) – церковное песнопение, восхваляющее и прославляющее чествуемого святого и церковное событие. Икосы вместе с кондаками составляют акафист. И́кос и конда́к сходны по содержанию и одинаковы по изложению. Разница между ними та, что кондак короче, а икос пространнее: кондак – тема, а икос – развитие ее. Посему икос всегда читается после кондака, и никогда не читается один. Сходны эти песнопения и по внешнему виду: они написаны одним размером, большею частью оканчиваются одними и теми же словами и поются на один глас. Относительно размера, изложения и гласа кондак и икос не служат образцом для других песнопений последования. Икос также образует составную часть входящего в состав утрени канона, в котором помещается после 6-й песни (непосредственно вслед за кондаком). Из составителей кондаков и икосов особенно известен прп. Роман Сладкопевец, живший в V веке.


10 Января 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Освящение придела Успенской церкви с. Подсосенья
Освящение придела Успенской церкви с. Подсосенья

21 марта 1619 года, 400 лет назад, состоялось освящение придела Успенской церкви с. Подсосенья (Сергиево-Посадский церковный округ).

Этот день в истории
Этот день в истории

20 марта 1917 года подвергся обыску революционеров подведомственный Свято-Троицкой Сергиевой лавре Свято-Троицкий Стефано-Махрищский женский монастырь.

Начало самостоятельности Русской Церкви
Начало самостоятельности Русской Церкви

В 1441 году было положено начало самостоятельности Русской Церкви и ее независимости от Константинопольского Патриарха в избрании митрополитов Московских.

Посещение Лавры главнокомандующим Маньчжурской армией генерал-адъютантом А.Н. Куропаткиным
Посещение Лавры главнокомандующим Маньчжурской армией генерал-адъютантом А.Н. Куропаткиным
2 (15) марта 1904 года главнокомандующим Маньчжурской армией генерал-адъютанту А.Н. Куропаткину в Троице-Сергиевой Лавре была вручена икона-складень «Явление Богоматери преподобному Сергию». 
Посещение Лавры главнокомандующим Маньчжурской армией генерал-адъютантом А.Н. Куропаткиным
Посещение Лавры главнокомандующим Маньчжурской армией генерал-адъютантом А.Н. Куропаткиным
14 марта 1904 года Троице-Сергиеву Лавру посетил назначенный главнокомандующим Маньчжурской армией генерал-адъютант А.Н. Куропаткин.