Бари. Мощи святителя Николая Чудотворца

Святитель Николай родился во второй половине III в. в городе Патары (область Ликии) в Малой Азии. Родители его Феофан и Нонна были благочестивыми христианами, милосердными к бедным и усердными к Богу.  


Свт. Николай Чудотворец («Никола Липный»). Икона 1294 г. 
    

До глубокой старости они не имели детей; в непрестанной горячей молитве они просили Всевышнего дать им сына, обещая посвятить его служению Богу. Молитва их была услышана: Господь даровал им сына, который при святом Крещении получил имя Николай (греч. – «побеждающий народ»).

Уже в первые дни своей жизни святитель Николай показал, что он предназначен на особое служение Господу. Сохранилось предание, что во время Крещения он, никем не поддерживаемый, простоял в купели в продолжение трех часов. С первых же дней святитель Николай начал строгую подвижническую жизнь, которой остался верен до гроба.


Базилика во имя свт. Николая. Фасад здания.

Успевая в учении, отрок Николай успевал также и в благочестивой жизни. Избегая суетных греховных развлечений, отрок Николай отличался примерным целомудрием и избегал всяких нечистых помыслов. Почти все время он проводил в чтении Священного Писания, в подвигах поста и молитвы.

Благочестивая жизнь юного Николая скоро стала известной всем жителям города. Епископом в этом городе был его дядя по имени также Николай. Заметив, что племянник выделяется среди других молодых людей добродетелями и строгой подвижнической жизнью, он стал уговаривать родителей отдать его на служение Господу. Они охотно согласились. Дядя епископ посвятил его в пресвитера. 


Приведение св. Николая во учение. Икона XIV в.    

Через некоторое время дядя епископ отправился в Палестину, а управление своей епархией поручил своему племяннику-пресвитеру. Тот всей душой отдался выполнению многотрудных обязанностей епископского управления. Много добра сделал он своей пастве, проявляя широкую благотворительность.

В Патарах жил один бедный человек, у которого было три дочери-красавицы. Он был настолько беден, что ему не на что было выдать замуж своих дочерей. Несчастного отца нужда привела к ужасной мысли – пожертвовать честью своих дочерей и из их красоты извлечь средства, необходимые для их приданого. 


Свт. Николай и вмч. Георгий Победоносец. Икона конца XIV — начала XV вв.    

Но, к счастью, в их городе был добрый пастырь – святитель Николай, бдительно следивший за нуждами своей паствы. Получив от Господа откровение о преступном намерении отца, он решил избавить его от телесной нищеты, чтобы тем самым спасти его семейство от духовной гибели. Он задумал оказать благодеяние так, чтобы никто не знал о нем как о благодетеле, не знал даже тот, кому он сделал добро.

Взяв большой узел с золотом, в полночь, когда все спали и не могли его видеть, он подошел к хижине несчастного отца и через окно бросил внутрь золото, а сам поспешно возвратился домой. Наутро отец нашел золото, но не знал, кто был его тайным благодетелем. Решив, что сам Промысл Божий послал ему эту помощь, он возблагодарил Господа и вскоре смог выдать замуж старшую дочь. 


Свт. Николай. Икона середины XIII в.    

Святитель Николай, когда увидел, что его благодеяние принесло надлежащий плод, решил довести его до конца. В одну из следующих ночей он также тайно бросил через окно в хижину бедняка другой мешок с золотом.

Отец вскоре выдал замуж и вторую дочь, твердо надеясь, что Господь таким же образом окажет милость и третьей дочери. Но он решил во что бы то ни стало узнать своего тайного благодетеля и достойно поблагодарить его. Для этого он не спал ночами, ожидая его прихода. 


Свт. Николай. Икона середины XII в.

Недолго ему пришлось ждать: скоро пришел и в третий раз добрый пастырь Христов. Услышав звон упавшего золота, отец поспешно вышел из дома и догнал своего тайного благодетеля. Узнав в нем святителя Николая, он пал к его ногам, целовал их и благодарил его как освободителя от духовной гибели. 

По возвращении дяди из Палестины святитель Николай сам отправился туда. Воспламенев любовью к Божественному Человеколюбцу, святитель Николай возымел желание навсегда остаться в Палестине, удалиться от людей и втайне подвизаться перед Небесным Отцом.

Но Господу угодно было, чтобы такой светильник веры не оставался под спудом в пустыне, но ярко освещал Ликийскую страну. И вот, по изволению свыше, благочестивый пресвитер возвратился на родину. 


Богослужение у мощей свт. Николая    

Желая удалиться от суеты мирской, святитель Николай отправился не в Патары, а в Сионскую обитель, основанную его дядей епископом, где он был принят с большой радостью. В тихом уединении монашеской келии он думал остаться на всю жизнь. Но наступило время, когда великий угодник Божий должен был выступить верховным руководителем Ликийской Церкви, чтобы просвещать людей светом евангельского учения и своей добродетельной жизнью.

Однажды, стоя на молитве, он услышал голос, повелевавший выйти ему из пустыни в мир для служения людям. Повинуясь этому велению, святитель Николай удалился из обители и местом жительства избрал не Патары, где все его знали и оказывали ему почести, а большой город Миры, столицу и митрополию Ликийской земли, где, никем не знаемый, он мог скорее избегнуть мирской славы. Жил он как нищий, не имел где приклонить голову, но неизбежно посещал все церковные службы. Но вскоре скончался архиепископ Ликийской страны Иоанн. Через откровение на его место был избран святой Николай. 


Базилика ночью
    

Целый день великий архипастырь творил дела благочестия и пастырского служения. Двери его дома были открыты для всех: каждого он принимал с любовью и радушием, являясь для сирот отцом, для нищих – питателем, для плачущих – утешителем, для притесненных – заступником. Паства его процветала.

Но приближались дни испытаний. Церковь Христова подверглась гонениям императора Диоклетиана. Святитель Николай в эти трудные дни поддерживал в вере свою паству, громко и открыто проповедуя имя Божие, за что был заключен в темницу, где не переставал укреплять веру среди заключенных.

Преемник Диоклетиана Галерий прекратил гонения. Святитель Николай по выходе из темницы снова занял Мирликийскую кафедру и с еще большей ревностью отдался исполнению своих высоких обязанностей.

Особенно сильно пострадала Церковь Христова в начале IV в. от ереси Ария, который отвергал Божество Сына Божия и не признавал Его Единосущным Отцу.

Желая водворить в Церкви Христовой мир, потрясенный ересью Ариева лжеучения, равноапостольный император Константин созвал Первый Вселенский Собор в 325 г. в Никее, где под председательством императора собрались триста восемнадцать архиереев. Здесь было подвергнуто осуждению учение Ария и его последователей.  


Богослужение у мощей свт. Николая    

По преданию, во время одного из Соборных заседаний, не стерпев богохульства Ария, святитель Николай ударил еретика по щеке. Отцы Собора сочли такой поступок излишеством ревности, лишили святителя Николая преимущества его архиерейского сана – омофора – и заключили его в тюремную башню. Но вскоре многие из них имели видение: пред их очами Иисус Христос подал святителю Николаю Евангелие, а Пресвятая Богородица возложила на него омофор. Они освободили его из заключения, возвратили ему его прежний сан и прославили его как великого угодника Божиего. С тех пор на иконах святителя Николая изображается это чудесное видение.

По возвращении с Собора святитель Николай продолжал свою благотворную пастырскую деятельность по устройству Церкви Христовой.

Когда в Ликии наступил великий голод, добрый пастырь, чтобы спасти голодающих, сотворил новое чудо: один торговец нагрузил большой корабль хлебом и накануне отплытия куда-то на запад увидел во сне святителя Николая, который повелел ему доставить весь хлеб в Ликию, ибо он покупает у него весь груз и дает ему в задаток три золотые монеты. Проснувшись, купец был очень удивлен, найдя зажатыми у себя в руке три золотые монеты. Он понял, что это было повеление свыше, привез хлеб в Ликию, и голодающие были спасены. Здесь он рассказал о видении, и граждане по его описанию узнали своего архиепископа.

Обращались к нему не только верующие, но и язычники, и святитель отзывался своей неизменной чудной помощью всем, искавшим ее. У спасаемых им от телесных бед он возбуждал раскаяние в грехах и желание исправить свою жизнь.

До глубокой старости сподобил Господь дожить Своего великого угодника. Но наступило время его отшествия к Господу. После непродолжительной болезни он мирно скончался 6 декабря 342 г. и был погребен в соборной церкви города Миры. Господь сподобил его честное тело нетления и особой чудотворной силы.


Николай Чудотворец Мирликийский, свт. с житием.
Греция. Крит; XVI в.


Мощи его начали – и продолжают по сей день – источать благоуханное миро, обладающее даром чудотворения.

Прошло 700 с лишним лет после кончины угодника Божиего. Город Миры и вся Ликийская страна были разрушены сарацинами. Развалины храма с гробницей святителя были в запустении и охранялись лишь несколькими благочестивыми монахами.

В 1087 г. святитель Николай явился во сне одному апулийскому священнику города Бари (в Южной Италии) и повелел перенести его мощи в этот город. 9 мая мощи святителя были перенесены в Бари. Великой святыне была устроена торжественная встреча при участии многочисленного духовенства и всего населения. Вначале мощи святителя были помещены в церкви Святого Евстафия.

Множество чудес происходило от них. Через два года была закончена и освящена нижняя часть нового храма во имя Святого Николая, сооруженного специально для хранения его мощей, куда они и были торжественно перенесены 1 октября 1089 г. Папой Урбаном II. Верхняя часть храма (собственно базилика) была построена значительно позже – 22 июня 1197 г.


Источник: Православные святыни мира / [авт.-сост. С.Р. Бегиян]. — Минск: Белорусская Православная Церковь, 2008.

19 Декабря 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...