Аскетика современного подвижника (по творениям старца Иосифа Исихаста)

Из сборника «Выражение монашеского опыта». Письмо 4 [*]

Дитя мое, если ты будешь внимателен к тому, что я тебе пишу, и будешь понуждать себя, то обретешь большую пользу. Всё это происходит с тобой потому, что ты не понуждаешь себя к Иисусовой молитве. Так вот, понуждай себя. Говори эту молитву непрестанно. Пусть она всегда будет у тебя на устах. Так ты привыкнешь произносить ее внутри себя, и затем ее примет ум. Не будь беспечным по отношению к помыслам, ибо из-за них ты ослабеваешь и оскверняешься.

Иисусова молитва, постоянное понуждение естества [1] – и увидишь, сколько получишь благодати.

19656.jpg

Старец Иосиф Исихаст (1897-1959)

Жизнь человеческая, дитя мое, – скорбь, ибо она проходит в изгнании. Не ищи совершенного покоя. Христос наш подъял Крест, и мы подымем. Если вытерпим все скорби, то найдем благодать у Господа. Поэтому Господь попускает нам подвергаться искушениям, чтобы испытать нашу ревность и любовь к Нему. Поэтому нужно терпение. Без терпения человек не становится делателем, не научается духовному, не достигает меры праведности и совершенства.

Люби Иисуса и говори непрестанно Иисусову молитву, и она будет тебя просвещать на Его пути.

Смотри, не осуждай. Ведь из-за этого Бог попускает – и благодать уходит, и оставляет тебя Господь падать, смиряться, видеть свои собственные согрешения.

То, о чем ты пишешь, – хорошо. Во-первых, то, что ты чувствуешь, – это благодать Божия. Когда она приходит, человек становится духовным. И всё ему кажется добрым и прекрасным. Тогда он всех любит, у него есть умиление, слезы, душевная теплота. Но когда отойдет благодать, чтобы человек был испытан, тогда всё становится плотским и падает душа. Ты, однако, не теряй тогда своего усердия, но возглашай постоянно молитву с понуждением, с усилием, со многой болью: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!»

И снова, и многократно – то же самое, непрестанно. И как бы взирая мысленно на Христа, говори Ему: «Благодарю Тебя, Христе мой, за то доброе, что Ты мне дал, и за то злое, от которого я страдаю. Слава Тебе, слава Тебе, Боже мой!» И если будешь терпеть, снова придет благодать, снова – радость. Однако и снова – искушения и печаль, смятение и нервы. Но и снова – борьба, победа, благодарение. И это бывает до тех пор, пока мало-помалу не очистишься от страстей и не станешь духовным. И со временем, старея, приходишь в бесстрастие.

Но подвизайся. Не проси, чтобы добро пришло само собой. Невозможно стать монахом, валяясь на перине. Монах должен подвергнуться оскорблениям, осмеяниям, испытаниям, должен упасть, подняться, стать человеком. Не в объятиях своей матери! Разве возможно, разве слыхано, чтобы кто-то стал монахом, не отходя от своей матери, которая, только скажешь: «Ох!», сразу говорит: «Покушай, а то заболеешь!»

Подвижничество, дитя мое, требует лишений. Добра не найдешь в ваннах и в сладкой жизни. Требуется подвиг и много труда. Нужно, чтобы ты взывал день и ночь ко Христу. Нужно терпение во всех искушениях и скорбях. Нужно подавить гнев и похоть.

Очень устанешь, пока поймешь, что молитва без внимания и трезвения – это потеря времени, труд без платы. Ты должен при всех внутренних и внешних [2] чувствах поставить неусыпного стража – внимание. Ведь без него ум и силы души растекаются на пустое и привычное, как бесполезная вода, бегущая по дорогам. Никто никогда не обрел молитву без внимания и трезвения. Никто никогда не удостоился взойти на высоту, не презрев прежде [всё, что] внизу. Часто ты молишься, а ум твой отвлекается туда и сюда, на то, что ему нравится, к чему по привычке тянется. И нужно большое усилие, чтобы оторвать его оттуда, чтобы он внимал словам молитвы.

Часто в твой помысл, в твою речь, в слух, в твой взгляд коварно прокрадывается враг, а ты этого не распознаёшь. Впоследствии понимаешь это, и тогда уже нужен подвиг, чтобы очиститься. Однако не изнемогай, противоборствуя духам лукавства. Благодатию Христовою ты победишь и возрадуешься настолько, насколько ты был опечален.

А еще будь внимателен и другим скажи: «Смотрите, не хвалите друг друга в лицо».

Ведь похвала вредит даже совершенным, а не только вам, еще слабым.

Некоему святому один его гость трижды сказал, что тот хорошо плетет свое рукоделие. И на третий раз святой ему ответил: «С тех пор, как ты вошел сюда, человек, ты выгнал от меня Бога» [3].

Видишь, какую строгость [к себе] имели святые? Поэтому во всём требуется великое внимание. Только поношения и оскорбления приносят духовную пользу человеку, ибо от них рождается смирение. Человек приобретает венцы. Терпя, подавляет гордость и тщеславие.

Поэтому, когда тебя оскорбляют: «Гордец, лицемер, нетерпеливый!» и подобное тому, – время терпеть. А если заговоришь, то проиграл.

Итак, всегда имей страх Божий. Имей любовь ко всем и смотри, чтобы ты не огорчил чем-нибудь и не навредил кому, ибо во время молитвы станет для тебя препятствием скорбь твоего брата.

Стань для всех добрым примером в словах и делах, и Божественная благодать всегда будет тебе помогать, будет тебя покрывать.

И смотри, дитя мое, всю свою жизнь никогда не забывай, что монах должен быть примером для мирских, а не соблазном, как, опять же, сам он должен брать пример с ангелов [4]. Поэтому он должен быть очень внимательным, чтобы его не обокрал сатана.

Понадобилось монаху выйти в мир? Пусть выйдет. Однако он должен быть весь – око [5], весь – свет. Он должен тщательно смотреть, чтобы, принося пользу другим, самому случайно не повредиться.

Чрезвычайно опасно выходить в мир молодым монахам и монахиням, которые еще пребывают во цвете лет: они ходят посреди ловушек.

Тем, которые пришли в зрелый возраст и от подвижничества увяли, – не так страшно. Они не настолько повреждаются, насколько могут принести пользу, если у них есть опыт и ведение.

Вообще же, ни один монах не приобретает себе никакой пользы от мира, а [приобретает] только похвалы и славу, которые всё смывают с него, и он остается нагим. И горе было бы, если бы не покрывала [его] Божественная благодать соответственно нужде и цели, ради которых каждый выходит [из монастыря].

Источник: Старец Иосиф Исихаст. Полн. собр. творений / Пер. с греч. и прим. архим. Симеона (Гагатика). – М.: Ахтырский Свято-Троицкий монастырь, 2015. С. 35-39.


ПРИМЕЧАНИЯ

[*] В сборник вошли письма старца Иосифа Исихаста (1897-1959) к духовным чадам.

Старец (греч. «геронда» или «геронта» в звательном падеже) – духовный отец, наставник в духовной жизни. Также употребляется греками и как форма обращения к игумену (настоятелю) монастыря, так как игумен в греческих монастырях всегда является единственным духовником всей братии.

Исиха́ст (от греч. слова ἡσυχαστής, означающего «безмолвник») – православный подвижник, стремящийся достичь безмолвия (греч. «иси́хия») ума, т.е. состояния покоя и свободы от помыслов, для беспрепятственного общения с Богом, при помощи сосредоточенной молитвы, главным образом – Иисусовой («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго»).

[1] См.: Иоанн Синайский, прп. Лествица. Слово 1, 4.

[2] Т.е. душевных и телесных.

[3] См.: Об Иоанне Колове, 30 // Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. – СТСЛ, 2010. С. 122.

[4] Ср.: Иоанн Синайский, прп. Лествица. Слово 26, 31.

[5] См.: Об Авве Виссарионе, 11 // Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. CTCA, 2010. С. 66.


9 Ноября 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Ключи от Лавры
Ключи от Лавры
17 апреля 1946 г., в Великую Среду Страстной седмицы, состоялась официальная передача ключей Успенского собора от дирекции Загорского музея-заповедника Троице-Сергиевой Лавре – в лице ее наместника архимандрита Гурия (Егорова). В следующие два дня собор был подготовлен к проведению праздничных богослужений...
Траурный маршрут
Траурный маршрут
17 апреля 1879 года в Троице-Сергиеву лавру из Москвы было доставлено тело почившего митрополита Московского и священноархимандрита Лавры Иннокентия...
Установка креста на Успенский собор Лавры
Установка креста на Успенский собор Лавры

16 апреля 1946 года установлен отремонтированный крест на Успенский собор Лавры, сорванный бураном еще в 1923 году.

Командир Тихоокеанской эскадры адмирал Н.И. Скрыдлов посетил Троице-Сергиеву Лавру
Командир Тихоокеанской эскадры адмирал Н.И. Скрыдлов посетил Троице-Сергиеву Лавру

15 апреля 1904 года по пути на Дальний Восток в связи с началом войны с Японией Троице-Сергиеву Лавру посетил назначенный командиром Тихоокеанской эскадры адмирал Н.И. Скрыдлов (1844-1918), назначенный после гибели адмирала С.О. Макарова командующим флотом в Тихом океане (с 1 апреля 1904 года).

Встреча со святыней
Встреча со святыней

13 апреля 1914 года, 105 лет назад, на станцию Сергиево прибыла икона преподобного Саввы Звенигородского. Встреченная крестным ходом из Вознесенской церкви, икона была торжественно препровождена в Троице-Сергиеву Лавру.