Аскетика современного подвижника (по творениям старца Иосифа Исихаста)

Из сборника «Выражение монашеского опыта». Письмо 4 [*]

Дитя мое, если ты будешь внимателен к тому, что я тебе пишу, и будешь понуждать себя, то обретешь большую пользу. Всё это происходит с тобой потому, что ты не понуждаешь себя к Иисусовой молитве. Так вот, понуждай себя. Говори эту молитву непрестанно. Пусть она всегда будет у тебя на устах. Так ты привыкнешь произносить ее внутри себя, и затем ее примет ум. Не будь беспечным по отношению к помыслам, ибо из-за них ты ослабеваешь и оскверняешься.

Иисусова молитва, постоянное понуждение естества [1] – и увидишь, сколько получишь благодати.

19656.jpg

Старец Иосиф Исихаст (1897-1959)

Жизнь человеческая, дитя мое, – скорбь, ибо она проходит в изгнании. Не ищи совершенного покоя. Христос наш подъял Крест, и мы подымем. Если вытерпим все скорби, то найдем благодать у Господа. Поэтому Господь попускает нам подвергаться искушениям, чтобы испытать нашу ревность и любовь к Нему. Поэтому нужно терпение. Без терпения человек не становится делателем, не научается духовному, не достигает меры праведности и совершенства.

Люби Иисуса и говори непрестанно Иисусову молитву, и она будет тебя просвещать на Его пути.

Смотри, не осуждай. Ведь из-за этого Бог попускает – и благодать уходит, и оставляет тебя Господь падать, смиряться, видеть свои собственные согрешения.

То, о чем ты пишешь, – хорошо. Во-первых, то, что ты чувствуешь, – это благодать Божия. Когда она приходит, человек становится духовным. И всё ему кажется добрым и прекрасным. Тогда он всех любит, у него есть умиление, слезы, душевная теплота. Но когда отойдет благодать, чтобы человек был испытан, тогда всё становится плотским и падает душа. Ты, однако, не теряй тогда своего усердия, но возглашай постоянно молитву с понуждением, с усилием, со многой болью: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!»

И снова, и многократно – то же самое, непрестанно. И как бы взирая мысленно на Христа, говори Ему: «Благодарю Тебя, Христе мой, за то доброе, что Ты мне дал, и за то злое, от которого я страдаю. Слава Тебе, слава Тебе, Боже мой!» И если будешь терпеть, снова придет благодать, снова – радость. Однако и снова – искушения и печаль, смятение и нервы. Но и снова – борьба, победа, благодарение. И это бывает до тех пор, пока мало-помалу не очистишься от страстей и не станешь духовным. И со временем, старея, приходишь в бесстрастие.

Но подвизайся. Не проси, чтобы добро пришло само собой. Невозможно стать монахом, валяясь на перине. Монах должен подвергнуться оскорблениям, осмеяниям, испытаниям, должен упасть, подняться, стать человеком. Не в объятиях своей матери! Разве возможно, разве слыхано, чтобы кто-то стал монахом, не отходя от своей матери, которая, только скажешь: «Ох!», сразу говорит: «Покушай, а то заболеешь!»

Подвижничество, дитя мое, требует лишений. Добра не найдешь в ваннах и в сладкой жизни. Требуется подвиг и много труда. Нужно, чтобы ты взывал день и ночь ко Христу. Нужно терпение во всех искушениях и скорбях. Нужно подавить гнев и похоть.

Очень устанешь, пока поймешь, что молитва без внимания и трезвения – это потеря времени, труд без платы. Ты должен при всех внутренних и внешних [2] чувствах поставить неусыпного стража – внимание. Ведь без него ум и силы души растекаются на пустое и привычное, как бесполезная вода, бегущая по дорогам. Никто никогда не обрел молитву без внимания и трезвения. Никто никогда не удостоился взойти на высоту, не презрев прежде [всё, что] внизу. Часто ты молишься, а ум твой отвлекается туда и сюда, на то, что ему нравится, к чему по привычке тянется. И нужно большое усилие, чтобы оторвать его оттуда, чтобы он внимал словам молитвы.

Часто в твой помысл, в твою речь, в слух, в твой взгляд коварно прокрадывается враг, а ты этого не распознаёшь. Впоследствии понимаешь это, и тогда уже нужен подвиг, чтобы очиститься. Однако не изнемогай, противоборствуя духам лукавства. Благодатию Христовою ты победишь и возрадуешься настолько, насколько ты был опечален.

А еще будь внимателен и другим скажи: «Смотрите, не хвалите друг друга в лицо».

Ведь похвала вредит даже совершенным, а не только вам, еще слабым.

Некоему святому один его гость трижды сказал, что тот хорошо плетет свое рукоделие. И на третий раз святой ему ответил: «С тех пор, как ты вошел сюда, человек, ты выгнал от меня Бога» [3].

Видишь, какую строгость [к себе] имели святые? Поэтому во всём требуется великое внимание. Только поношения и оскорбления приносят духовную пользу человеку, ибо от них рождается смирение. Человек приобретает венцы. Терпя, подавляет гордость и тщеславие.

Поэтому, когда тебя оскорбляют: «Гордец, лицемер, нетерпеливый!» и подобное тому, – время терпеть. А если заговоришь, то проиграл.

Итак, всегда имей страх Божий. Имей любовь ко всем и смотри, чтобы ты не огорчил чем-нибудь и не навредил кому, ибо во время молитвы станет для тебя препятствием скорбь твоего брата.

Стань для всех добрым примером в словах и делах, и Божественная благодать всегда будет тебе помогать, будет тебя покрывать.

И смотри, дитя мое, всю свою жизнь никогда не забывай, что монах должен быть примером для мирских, а не соблазном, как, опять же, сам он должен брать пример с ангелов [4]. Поэтому он должен быть очень внимательным, чтобы его не обокрал сатана.

Понадобилось монаху выйти в мир? Пусть выйдет. Однако он должен быть весь – око [5], весь – свет. Он должен тщательно смотреть, чтобы, принося пользу другим, самому случайно не повредиться.

Чрезвычайно опасно выходить в мир молодым монахам и монахиням, которые еще пребывают во цвете лет: они ходят посреди ловушек.

Тем, которые пришли в зрелый возраст и от подвижничества увяли, – не так страшно. Они не настолько повреждаются, насколько могут принести пользу, если у них есть опыт и ведение.

Вообще же, ни один монах не приобретает себе никакой пользы от мира, а [приобретает] только похвалы и славу, которые всё смывают с него, и он остается нагим. И горе было бы, если бы не покрывала [его] Божественная благодать соответственно нужде и цели, ради которых каждый выходит [из монастыря].

Источник: Старец Иосиф Исихаст. Полн. собр. творений / Пер. с греч. и прим. архим. Симеона (Гагатика). – М.: Ахтырский Свято-Троицкий монастырь, 2015. С. 35-39.


ПРИМЕЧАНИЯ

[*] В сборник вошли письма старца Иосифа Исихаста (1897-1959) к духовным чадам.

Старец (греч. «геронда» или «геронта» в звательном падеже) – духовный отец, наставник в духовной жизни. Также употребляется греками и как форма обращения к игумену (настоятелю) монастыря, так как игумен в греческих монастырях всегда является единственным духовником всей братии.

Исиха́ст (от греч. слова ἡσυχαστής, означающего «безмолвник») – православный подвижник, стремящийся достичь безмолвия (греч. «иси́хия») ума, т.е. состояния покоя и свободы от помыслов, для беспрепятственного общения с Богом, при помощи сосредоточенной молитвы, главным образом – Иисусовой («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго»).

[1] См.: Иоанн Синайский, прп. Лествица. Слово 1, 4.

[2] Т.е. душевных и телесных.

[3] См.: Об Иоанне Колове, 30 // Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. – СТСЛ, 2010. С. 122.

[4] Ср.: Иоанн Синайский, прп. Лествица. Слово 26, 31.

[5] См.: Об Авве Виссарионе, 11 // Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. CTCA, 2010. С. 66.


9 Ноября 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей
103 года Доходному дому
103 года Доходному дому
103 года назад Троице-Сергиева Лавра завершила строительные и отделочные работы в четырехэтажном каменном здании на углу Красногорской площади и Александровской...
Возвращение Лавре монастырских зданий
Возвращение Лавре монастырских зданий
2 сентября 1956 года Постановлением Совета Министров РСФСР №577 Свято-Троицкой Сергиевой Лавре возвращено 28 зданий ( с учетом переданных в 1946 -1948 годах)...
Освящение надвратной Церкви после пожара
Освящение надвратной Церкви после пожара
14 июня (н.ст.) 1763 года в присутствии Екатерины II...
Визит Петра I
Визит Петра I
10 июня (н.ст.) 1688 года шестнадцатилетний Петр I посетил Троице-Сергиев монастырь. Юного царя сопровождала свита из тридцати думных людей...