Архимандрита Кирилл (Павлов). Проповедь в праздник изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня

Архимандрита Кирилл (Павлов). Проповедь в праздник изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие во Христе братия и сестры, сегодня Церковь прославляет силу Животворящего Креста Господня, а вместе с тем воспоминает и честные страдания, которые претерпел на Кресте Господь наш Иисус Христос. Ближайшим поводом к празднуемому ныне событию послужили чудесные знамения, явленные от Древа Животворящего Креста жителям Константинополя.

В древние времена в столице греческого государства Константинополе разразилась сильная моровая язва, уносившая множество человеческих жизней. После же того как по просьбе жителей города Древо Креста Господня в течение пятнадцати дней обносили по улицам столицы с молитвами и окроплением зданий и домов святой водой, губительная болезнь прекратилась, и все христиане принесли глубочайшее благодарение Господу Иисусу Христу.

Впоследствии к этому чуду присоединилось также другое знаменательное событие, а именно: православный греческий император Мануил с преднесением пред войсками икон Спасителя и Божией Матери одержал победу над сарацинами, а православный русский князь Андрей Боголюбский в то же время с преднесением икон Спасителя и Божией Матери одержал победу над волжскими болгарами. Свидетельством тому, что победы сии были одержаны силой сверхъестественной, служило небесное сияние, исходившее от икон и озарявшее находившихся там людей. В память этого замечательного события Православные Греческая и Русская Церкви установили присоединить к празднику изнесения Креста и празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице в воспоминание небесных милостей, дарованных обеим православным странам.

Но, прославляя ныне силу Животворящего Креста Господня, Церковь вместе с тем воспоминает и страдания Христовы, понесенные Им на Кресте. В Евангелии, положенном на сегодняшний день, излагается повествование о последних часах и минутах земной жизни Сына Божия. Он, безгрешный, Святейший святых, приявши зрак раба, унижаемый, оскорбляемый шумевшей вокруг Него толпою яростных врагов, шествует на суд к Пилату, язычнику, грешнику. Книжники, старейшины и весь народ с непонятной ненавистью требуют от правителя смерти для Бессмертного, смерти позорной: Распни, распни Его! (Ин. 19, 6), - кричат они.

Пилат, язычник, не знающий Богооткровенного учения, движимый чувством справедливости, колеблется, хочет спасти Его, говоря иудеям: Поимите Его вы и распните, аз бо не обретаю в Нем вины (Ин. 19, 6). Но их угроза обвинить его пред кесарем заставляет Пилата предать Господа в руки Его врагов. И после множества новых унижений, оскорблений невинный Страдалец, оправданный на Пилатовом суде, восходит на Голгофу, здесь пригвождается ко Кресту и испускает дух Свой, вися посреди двух разбойников на древе. Какое унижение, какую ужасную смерть претерпел Господь в это время! И, спрашивается, зачем такая ужасная потребовалась жертва?

Той же язвен бысть за грехи наша и мучен бысть за беззакония наша, язвою Его мы изцелехом (Ис. 53, 5), - отвечает святой пророк Исаия. Весь род человеческий пребывал во грехе. Ко времени пришествия Спасителя люди забыли Бога; забыли Его Божественный Закон и Пророков даже те иудеи, которым было вверено хранение Богооткровенного учения. Все согрешили, все преступили заповеди Божии, и потому все прогневали Бога и заслужили вечное проклятие и смерть. Бог всеблаг и всемилостив, но Он и бесконечно праведен. Правда Божественная возмущена была людской неправдой, людскими грехами. Нужно было удовлетворить эту святую Правду. Из людей, зараженных грехом, никто не мог поднять на себя подвиг искупления человеческого рода, потому что грехи были чрезвычайно велики, и по тяжести грехов и жертва должна была быть величайшей. И вот этой-то высочайшей и святейшей жертвой соделался Сын Божий. Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный (Ин. 3, 16). Крестной смертью Спасителя мы искуплены от греха, проклятия и смерти. На Кресте пролита кровь Неповинного, чтобы виновные могли избегнуть заслуженного ими гнева Божия: язвою Его мы изцелехом. Итак, Христос умре грех наших ради (1 Кор. 15, 3). Какая благость и какое неизреченное милосердие Божие к нам, грешным!

Пригвожденный на Кресте и проливший Свою пречистую Кровь стал вечным Ходатаем за нас пред Богом Отцом. Его изъязвленные длани с любовью обнимают весь род человеческий и приводят всех желающих к Отцу. То, что отделяло Творца от твари, Бога от людей, Отца Небесного от непокорных сынов человеческих, Голгофской Жертвой было уничтожено. Жало смерти притуплено, врата адовы сокрушены, сила диавола разрушена, верным людям дарована свобода и отверсты врата райские, так что Крест, орудие позорной смерти, стал теперь для всех верующих драгоценной и высочайшей святыней, несокрушимым орудием в борьбе с врагами нашего спасения.

Воздвигнутый на Голгофе, он ярко сияет над всей вселенной, согревая своими лучами захолодевшие от грехов и скорбей наши бессмертные души. Придите все к этому Кресту, воззрите на него и обрящете истинный покой. Подобно тому как Моисей древле воздвигал медного змия в пустыне и всякий, кто взирал на него, получал исцеление от угрызения змеиного и жизнь, так и Крест Христов, воздвигнутый на Голгофе, дарует исцеление и покой всем уязвляемым грехами душам нашим: Якоже Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну Человеческому, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный (Ин. 3, 14-15). Такова неизреченная милость Божия к нам, грешным, что при одной только мысли о всем содеянном для нас Божественной любовью неиспорченное сердце человеческое невольно должно преисполниться величайшей благодарностью к Творцу.

Чествуя ныне Святой Крест, будем при этом, однако, помнить, что наше преклонение пред Крестом Господним должно заключаться не в одних только внешних действиях и словах, но должно совершаться и в глубине нашей души, нашего духа. Прежде всего нам необходимо сознавать, что Распятый на Кресте есть Богочеловек, Творец всей вселенной, и оттого чувство страха и трепета должно охватывать нашу душу, когда мы лобызаем Святой Крест.

Распятый на Кресте наших ради грехов Господь желал, чтобы мы, очищенные от грехов Его Кровию, жили для правды и были святы во всем житии своем, и за то сподобились бы вечного блаженства в Царствии Отца Его. И потому, если мы будем грешить, то подвергнемся страшному наказанию не только за свои грехи, но и за Кровь Сына Божия, которую мы попираем, и за благодать, которой мы освящены в Таинстве Крещения и которой пренебрегли. Своими грехами не распинаем ли мы вторично Господа? Будем же всемерно блюсти себя от грехов и пороков и сохранять верность Господу, памятуя, что твердая вера привлекает к нам благоволение и милость Божию.

Образцом стойкого исповедания веры Божией Церковь представляет для нас сегодня светлую память святых мучеников Маккавеев, живших за полтора столетия до Рождества Христова. Это было тяжелое для иудейского народа время, когда нечестивый сирийский царь Антиох Епифан, ограбив Иерусалим и избив многие тысячи иудеев, воздвиг злое гонение на их веру, желая искоренить ее до конца. С этой целью он повелел иудеям под угрозой смертной казни прекратить всесожжения и жертвы и возлияния во святилище, отменить субботы и праздники, устроить языческие жертвенники и приносить там жертвы языческие, отменить обрезание и вообще переменить все прежние религиозные убеждения, законы, нравы и обычаи отеческие.

В эту пору для утешения иудейского народа Господь воздвиг многих твердых исповедников веры в истинного Бога, которые, не желая отречься от отеческих законов, избраша паче умрети, неже осквернитися, и мужественно претерпели мученическую кончину. Среди них были девяностолетний старец Елеазар, семь братьев Маккавеев и мать их Соломония.

Старца Елеазара мучители прельщали возможностью принести жертву хотя бы притворно и этим сохранить свою жизнь, но он, убеленный сединами и исполненный благочестия, отвечал: «Недостойно моего возраста лицемерить для сохранения малого жития дней моих…», - и затем был нещадно мучим.

Так же и святые братья Маккавеи, исповедуя свою веру и надежду на будущее воскресение, мужественно один за другим приняли мученическую кончину, укрепляемые упованием на то, что Господь оживит их в будущей жизни. После всех их предала дух свой в руки Божии и блаженная мать их Соломония.

Дорогие братия и сестры, с полным сознанием всей благости и милости Божией к нам припадем сегодня к Честному Кресту, этому знамени нашего спасения, с истинной сыновней любовью облобызаем пречистые стопы Спасителя, взывая к Нему: Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим!

 Аминь.


14 Августа 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...