Проповедь приснопоминаемого архимандрита Виталия (Мешкова) о кротости и смирении

Проповедь приснопоминаемого архимандрита Виталия (Мешкова) о кротости и смирении


Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа! 

Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем. 

Мф. 11:29 

Братья и сестры! Господь наш Иисус Христос сошел на землю для того, чтобы спасти весь род человеческий. Приняв человеческую плоть, Он показал глубочайшее смирение, начиная с Рождения, ибо Родился в убогих яслях, проводя земную жизнь, не зная где главы приклонить, и кончая позорной смертью на Кресте. Об этом апостол Павел говорит: «Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8). Будучи смиренным, Господь и нас призывает учиться у Него кротости и смирению. «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29). Христос, приступая к проповеди святого учения, начал с призыва к смирению: «И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:2–3). Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Кто намеревается строить большой и великолепный дом, тот полагает и основание соответственное, чтобы оно могло выдержать тяжесть, которая впоследствии будет лежать на нем: так и Христос, начиная возводить в душах учеников великое здание любомудрия, наперед полагает увещание к смиренномудрию, как твердое и непоколебимое основание, – первую и нижнюю часть здания, зная, что, когда эта добродетель вкоренится в сердцах слушателей, то и все прочие  добродетели могут уже безопасно созидаться. Поэтому, когда нет в человеке этой добродетели, тогда он напрасно и без пользы будет трудиться, хотя и совершит все прочие добродетели» [1]. Немало труда, по словам старца Силуана, надо положить и немало слез надо пролить, чтобы удержать смиренный дух Христов, а без него угаснет в душе свет жизни, и он умирает. Тело иссушить постом можно, но душу смирить так, чтобы она постоянно была смиренна нелегко и не скоро возможно. Преподобная Мария Египетская 17 лет боролась со страстями, как с дикими зверями, и только тогда обрела покой; а ведь тело она иссушила скоро, потому что в пустыне ей нечем было питаться.

Возлюбленные братья и сестры, чтобы иметь мир в душе, нам необходимо всех любить, как самого себя, и каждый час быть готовым к смерти. Когда душа помнит смерть, то приходит в смирение, и вся предается воле Божией и желает быть со всеми в мире и всех любить. Гордой душе Господь не являет Себя, гордая душа, хотя и все книги изучила, никогда не познает Господа, ибо она гордостью своей не дает в себе место благодати Святого Духа, а Бог познается только Духом Святым. И как говорит апостол Петр: «Все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:5). Смирение, по слову преподобного Симеона Нового Богослова, заключает в себе «послушание, терпение, признание человеческой немощи, благодарение Богу за все… [за] славу и бесчестие, здоровье и болезнь, богатство и бедность» [2]. Смиренный человек боится нарушить заповеди Божии и потерять милость Господню. Поэтому он никого не обижает, никого не судит, никому зла не творит. Всякий грешный человек для него – несчастный человек, требующий участия, а не осуждения. Смиренный судит только себя, находя в себе множество грехов и постоянно каясь в них. Среди людей он кроток, мирен и доброжелателен. Среди различных неожиданных обстоятельств сохраняет спокойствие духа и преданность воле Божией.

Возлюбленные братья и сестры, говоря о смирении, нельзя не упомянуть и о кротости. Чтобы нам укрепиться в добродетели смирения, мы вначале должны научиться кротости. И как говорит святой преподобный Иоанн Лествичник: «Солнцу предшествует утренний свет, а всякому смиренномудрию (смирению) предтеча есть кротость… Итак прежде солнца нам должно озариться светом, и потом мы уже яснее воззрим на … солнце; ибо невозможно… узреть солнце тому, кто прежде не просветится … [тем] светом» [3]. По определению Катехизиса, кротость христианская есть «тихое расположение духа, соединенное с осторожностью, чтобы никого не раздражать и ничем не раздражаться» [4].

Кротость, по словам святого Иоанна Златоустого, заключает в себе столь чудную силу, что не только сама бывает тверда и непоколебима, но тихим и легким способом благотворного своего влияния утверждает все вокруг себя. Кротость, как тихая река, течет ровно и мирно в пределах своей деятельности. В сердце кроткого почиет мир и покой. Кроткого все любят так, что перед ним смиряется и сама гордость. Кротость привлекает к себе очи Господни, покоящиеся преимущественно на кротком. «На кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом», – возвещает Господь (Ис. 66:2).

Вот дорогие братья и сестры, как спасительно и драгоценны для нас смирение и кротость. Чтобы приобрести их, мы должны постоянно укорять, порицать и обвинять себя во всем, считать себя всегда ниже всех, сострадать ближним во всех скорбях, болезнях, помогать им во всем, тогда от нас удалится всякая гордыня, а будет вкореняться кротость и смирение. Будем усердно молиться Господу нашему Иисусу Христу, чтобы Он помог нам избавиться от гордости и стать на путь кротости и смирения. Иначе невозможно быть учеником и последователем Того, Кто смирился до смерти, до смерти крестной.

«Если кто хочет идти за Мною, – возвещает Святое Смирение, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24).

Аминь.


Примечания

[1] Стефан (Дерябин), рясоф. мон. Собрание поучений, избранных из творений святого отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского Златоустого: в 2 т. – М., 1881–1882. – С. 88.

[2] Симеон Новый Богослов, прп. Слово 22-е // Симеон Новый Богослов, прп. Слова / Пер. с новогреч. еп. Феофана. – Вып. 1. – М.: Университетская тип., 1882. – 2+VI+453 с. – П. 5, с. 188–189.

[3] Иоанн Лествичник, прп. Слово 24 // Иоанн, прп., игум. Синайской горы. Лествица. В рус. пер. с алфавитн. указ. – Изд. 7-е Козельской Введенской Оптиной пустыни. – Сергиев Посад: Тип. СТСЛ, 1908. – XII+273+(28–90)+II с. – (Репринт). – С. 157–158.

[4] Филарет (Дроздов), свт., митр. Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. – Изд. 71-е. – М.: Синод. тип., 1902. – 104 с. – С. 76.


Источник: STSL.Ru
25 Июня 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...