Архимандрит Кирилл (Павлов). Проповедь в праздник Рождества Христова

Архимандрит Кирилл (Павлов). Проповедь в праздник Рождества Христова

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры, сегодня весь христианский мир с необъятным восторгом и радостию отмечает величайшее чудо, совершившееся тысячу девятьсот пятьдесят девять лет тому назад в городе Вифлееме Иудейском, — сошествие на землю Бога Слова и рождение Его по плоти от Пречистой Девы Марии. Этот праздник является для христиан праздником любви Божией и снисхождения крайнего. В этот день совершилась величайшая христианская тайна — Богявисяво плоти{\ Тим. 3, 16). «Христос родился, славьте, Христос пришел на землю, встречайте; Христос на земле, возно- ситеся». Христос сошел на землю, чтобы человека вознести на небо, Бог стал Человеком, чтобы человека сделать богом. О чем некогда получили обетование праотцы, и предсказывали пророки, и что желали видеть праведники, то сегодня совершилось и достигло исполнения: Бог на землиявися и с человеки поживе (Вар. 3, 38).

Будем же радоваться и веселиться, возлюбленные, этому неизреченному дару любви Божией. Если Иоанн Предтеча, находясь во чреве матери, взыграл при входе Марии к Елисавете, то гораздо более нам, взирающим на Самого Спасителя нашего, родившегося сегодня, надлежит радоваться и веселиться, ужасаться и удивляться величию домостроительства Божия, превосходящего всякий ум. Сей праздник есть праздник праздников, источник и корень всего у нас доброго. Ради него небо отверзлось, Дух Святый ниспослан на землю, средостение разрушено и преграда уничтожена, свет воссиял, небо отверзлось и восприяло естество земное, земля — Того, Кто сидит на херувимах, рабы сделались свободными, чуждые — наследниками. Через этот праздник прекратились древняя вражда и долговременная брань и наступил мир, желанный ангелам и праведникам. И вот почему святой апостол Павел говорит: «Христос есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду» ( Еф. 2, 14). Итак, поистине это праздник радости, и что может сравниться с сим праздником? Бог на земле, человек на небе, ангелы сликовствуют с человеками, человеки совокупляются воедино с ангелами и прочими горними силами, демоны прогнаны, смерть разрушена, рай отверст, клятва упразднилась, грех устранен, истина явилась и естество наше соединилось с Богом. Возвеселимся сердцем, дорогие братия и сестры, и возблагодарим Господа своего за Его неизреченную любовь к нам, за Его несказанное смирение и уничижение, проявившиеся в образе Его рождения. Убогие ясли, холодный вертеп, пелены — вот что избрал Господь при Своем рождении, смирившись до крайности, чтобы нас спасти и чтобы нас научить тому смирению. Господь не напрасно так уничижил Себя, но чтобы через это уничижение нас вознести и спасти. Итак, возрадуемся и возвеселимся все, восхищаясь благами, нам дарованными, ибо если патриарх Авраам рад был видеть день Господень, и видел и возрадовался, то тем более нам, видящим оное страшное и странное зрелище Бога в пеленах, должно радоваться, и удивляться, и восхищаться величием Его благодеяния. «Таинство странное вижду и преславное: небо — вертеп, престол херувимский — Деву, ясли — вместилище, в нихже возлеже невместимый Христос Бог, Егоже воспевающе величаем». [1]

Для чего же такое снисхождение, такое крайнее уничижение? Нашего ради спасения. Мы погибали под темною державою диаво- ла, мы сидели в стране и тени смертной, мы находились в узах адовых. И вот премилосердный Господь, создавший нас вначале по образу Своему и по подобию, не терпя видеть более, как мучает диавол род человеческий удалением его от Бога, омрачением его ума и сердца, привязанностью к земному, различными грехами, и беззакониями, и страстями, пришел державною Своею силою избавить нас от работы вражией. Род человеческий к приходу Спасителя на землю был крайне растлен. Слово Божие говорит, что растлеся земля пред Богом, и наполнися зежая неправды. И виде Господь Бог землю, и бе растленна (Бьгг. 6, 11—12). То же самое свидетельство найдем и у языческих писателей, которые писали о крайнем упадке нравов своих народов, о том, что правда и мир, которые прежде царствовали на земле, потом от умножения беззакония переселились на небо; правда уступила место неправде и своевольству, и человечество искало выхода из своего нравственного падения, однако исправить повреждение своими силами не могло.

Но что не могла философия, то исправила благодать Иисуса Христа. Через Сего Ходатая человечество преобразуется в новый вид. Христос осветил нас светом Своего евангельского учения и показал вместе и средство ко излечению от нравственной, душевной болезни. Человечество, вдохновленное небесным учением, начало усмирять свои плотские страсти, начало презирать самую смерть и, угрудившееся суетою мира сего, начало искать вожделеннейшего небесного жилища. Не имамы бо зде пребывающаго града, но гря- дущаго взыску ем (Евр. 13, 14). Род человеческий был погружен в ужасное идолопоклонство, когда честь и слава воздавались бездушным идолам, или животным, или птицам вместо Единого Творца и Создателя всего. Ужасное было заблуждение и омрачение ума, когда люди обоготворяли животных, растения, звезды, пресмыкающихся, камни и приносили им жертву, как богам. У язычников все было бог, кроме Истинного Бога. Этой нелепостию заразился даже и избранный израильский народ, за что был подвержен наказанию Божию. Но с приходом на землю Спасителя земля осветилась истинным светом, и все идолы попадали на земле, и воссиял истинный путь богопознания и богопочитания. Святой пророк Исаия восклицает: «Светися, светися, Иерусалиме, прииде бо твой свет, и слава Господня на тебе возсия. Се, тьма покрыет землю, и мрак на языки, на тебе же явится Господь, и слава Его на тебе уз- рится» (Ис. 60, 1—2). Род человеческий был исполнен всякими беззакониями: всякая неправда, лукавство, злоба, блуд, зависть, убийство, клевета, гордость, немилосердие, пьянство — вот пороки, которым подверг себя человек, это прекраснейшее создание Божие. Слово Божие говорит, что все согрешиила и лишени суть славы Божия (Рим. 3, 23). Но пришествием Христа Спасителя глубокий мрак беззаконий разогнан, грехи заглажены, скверны омыты, и верою во Христа отверста дверь ко оправданию. Святой апостол Павел говорит, что все были, как язычники, но омылись, но освяти- лисъ, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1 Кор. 6, 11). Да возрадуется у бо душа наша о Господе: облече бо нас в ризу спасения и одеждею веселия одея нас, яко на жениха возложи на нас венец, и яко невесту украси нас красотою Своею (Ис. 61, 10). Вот плоды неизреченного пришествия на землю Христа Спасителя.

Приветствуем вас, возлюбленные братия и сестры, с неизреченным даром любви и милосердия Божия нам, грешным, с явлением на земле Сына Божия, и да дарует Господь всем нам сей праздник провести в мире и духовной радости. Но как нам должно воспользоваться, дорогие, к нашему спасению таким неизреченным даром милосердия и любви Божией к нам? Как нам достойно принять Сына Божия? Вспомним, что делают дети, когда им принесут родители какой-либо драгоценный прекрасный подарок. Они бросают прежние свои игрушки и всем сердцем прилепляются к этому драгоценному и прекрасному подарку, ни во что вменяя свои прежние вещи. Гак и мы должны поступать, возлюбленные. В Вифлееме в вертепе возлежит Единородный Сын Божий, воплотившийся нашего ради спасения; там возлежит наш драгоценный бисер — Христос. Как дети оставляют свои прежние забавы, так и мы постараемся оставить свои привязанности к земным вещам, к земле, к ее увлечениям и страстям и всем сердцем прилепимся к Богу — Источнику нашей жизни. Все почтем за сор, да Христа приобрящем (см.: Флп. 3, 8) и вселим Его в сердца свои. Дар бесценен, стоит того, чтобы на него и весь мир променять, ибо, приобретши Христа, мы приобретаем вечную жизнь и вечное блаженство, а потерявши Христа, потеряем все, не узрим жизни вечной, гнев Божий будет пребывать на нас во веки веков.

Итак, дорогие, будем горняя мудрствовать, а не земная, Христос на земли — будем возноситься мыслями и сердцами на небеса, а не прилепляться к земному и не служить плотским похотям. Аминь.

25 декабря 1958г. (7 января 1959г.)


Примечание

[1] Ирмос 9-й песни первого канона на Рождество Христово.



9 Января 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...
Пасхальная иллюминация на колокольне
Пасхальная иллюминация на колокольне
19 апреля 1913 г., на Пасху последнего предвоенного года (перед Первой мировой войной), жители Сергиевского посада и многочисленные паломники стали свидетелями иллюминации, устроенной на колокольне Троице-Сергиевой Лавры...