Архимандрит Кирилл (Павлов). Будем горняя мудрствовать, а не земная

Сегодня весь христианский мир с необъятным восторгом и радостью отмечает величайшее чудо, совершившееся много лет назад в городе Вифлееме Иудейском, – сошествие на землю Бога Слова и рождение Его по плоти от Пречистой Девы Марии. Этот праздник является для христиан праздником любви Божией и снисхождения крайнего. В этот день совершилась величайшая христианская тайна – Бог явися во плоти (Тим. 3, 16). «Христос родился - славьте, Христос пришел на землю - встречайте; Христос на земле - возноситеся». Христос сошел на землю, чтобы человека вознести на небо, Бог стал Человеком, чтобы человека сделать богом. О чем некогда получили обетование праотцы, и предсказывали пророки, и что желали видеть праведники, то сегодня совершилось и достигло исполнения: Бог на земли явися и с человеки поживе (Вар. 3, 38).

Будем же радоваться и веселиться, возлюбленные, этому неизреченному дару любви Божией. Если Иоанн Предтеча, находясь во чреве матери, взыграл при входе Марии к Елисавете, то гораздо более нам, взирающим на Самого Спасителя нашего, родившегося сегодня, надлежит радоваться и веселиться, ужасаться и удивляться величию домостроительства Божия, превосходящего всякий ум. Сей праздник есть праздник праздников, источник и корень всего у нас доброго. Ради него небо отверзлось, Дух Святый ниспослан на землю, средостение разрушено и преграда уничтожена, свет воссиял, небо отверзлось и восприяло естество земное, земля – Того, Кто сидит на херувимах, рабы сделались свободными, чуждые – наследниками. Через этот праздник прекратились древняя вражда и долговременная брань и наступил мир, желанный ангелам и праведникам.

Поистине это праздник радости, и что может сравниться с сим праздником? Бог на земле, человек на небе, ангелы сликовствуют с человеками, человеки совокупляются воедино с ангелами и прочими горними силами, демоны прогнаны, смерть разрушена, рай отверст, клятва упразднилась, грех устранен, истина явилась и естество наше соединилось с Богом. Возвеселимся сердцем, дорогие братия и сестры, и возблагодарим Господа своего за Его неизреченную любовь к нам, за Его несказанное смирение и уничижение, проявившиеся в образе Его рождения. Убогие ясли, холодный вертеп, пелены – вот что избрал Господь при Своем рождении, смирившись до крайности, чтобы нас спасти и чтобы нас научить тому смирению. Господь не напрасно так уничижил Себя, но чтобы через это уничижение нас вознести и спасти.


Итак, возрадуемся и возвеселимся все, восхищаясь благами, нам дарованными, ибо если патриарх Авраам рад был видеть день Господень, и видел и возрадовался, то тем более нам, видящим оное страшное и странное зрелище Бога в пеленах, должно радоваться, и удивляться, и восхищаться величием Его благодеяния. «Таинство странное вижду и преславное: небо – вертеп, престол херувимский – Деву, ясли – вместилище, в нихже возлеже невместимый Христос Бог, Егоже воспевающе величаем».

Для чего же такое снисхождение, такое крайнее уничижение? Нашего ради спасения. Мы погибали под темною державою диавола, мы сидели в стране и тени смертной, мы находились в узах адовых. И вот премилосердный Господь, создавший нас вначале по образу Своему и по подобию, не терпя видеть более, как мучает диавол род человеческий удалением его от Бога, омрачением его ума и сердца, привязанностью к земному, различными грехами, и беззакониями, и страстями, пришел державною Своею силою избавить нас от работы вражией. Род человеческий к приходу Спасителя на землю был крайне растлен. Правда уступила место неправде и своевольству, и человечество искало выхода из своего нравственного падения, однако исправить повреждение своими силами не могло.

Но что не могла философия, то исправила благодать Иисуса Христа. Через Сего Ходатая человечество преобразуется в новый вид. Христос осветил нас светом Своего евангельского учения и показал вместе и средство ко излечению от нравственной, душевной болезни. Человечество, вдохновленное небесным учением, начало усмирять свои плотские страсти, начало презирать самую смерть и, угрудившееся суетою мира сего, начало искать вожделеннейшего небесного жилища. Вот плоды неизреченного пришествия на землю Христа Спасителя.

Итак, дорогие, будем горняя мудрствовать, а не земная, Христос на земли – будем возноситься мыслями и сердцами на небеса.


10 Января 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...